Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Путешествие в песочную лабораторию»
Познание
Автор: Кудряшова Анна Владимировна   
02.08.2022 07:38

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Путешествие в песочную лабораторию»ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Путешествие в песочную лабораторию»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 п. г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области структурное подразделение «детский сад Березка»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Направление: ФЦКМ

Тема периода: «Мир вокруг нас»

Тема ООД: «Путешествие в песочную лабораторию»

Воспитатель: Кудряшова Анна Владимировна Безенчук, 2022

Цель: развивать познавательно-исследовательские способности детей при ознакомлении с окружающим миром.

 Скачать конспект

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом
  • дать представления о свойствах песка
  • формировать умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования
  • через опыты учить детей определять физические свойства песка; показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц – песчинок
  • формировать умение в работе с сухим и мокрым песком.

Развивающие:

  • развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности, умения реализовывать свои интересы
  • развивать коммуникативные навыки
  • развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, делать выводы
  • развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения
  • развивать фантазию, творчество, воображение
  • развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

  • способствовать положительному влиянию экспериментов с песком на эмоциональное состояние ребенка
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чувство взаимопомощи, заниматься сообща
  • воспитывать интерес к окружающему миру
  • воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь окружающим.

Целевые ориентиры (планируемые результаты): развиваются познавательно-исследовательские способности детей при ознакомлении с окружающим миром; знакомятся с песком как с природным компонентом и его составом; имеют представления о свойствах песка; формируется умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования; умеют определять физические свойства песка; знают, что песок стоит из очень мелких частиц – песчинок;

формируется умение работать с сухим и мокрым песком; развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности, умения реализовывать свои интересы; развиваются коммуникативные навыки; развивается мыслительная активность, сообразительность, умение сравнивать, делать выводы; развивается мелкая моторика рук и тактильные ощущения, фантазия, творчество, воображение; развивается умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи; воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, чувство взаимопомощи; воспитывается интерес к окружающему миру; воспитываются нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой, доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь окружающим.

Освоение содержания образовательных областей:

ОО «Речевое развитие»: совершенствуется диалогическая форма речи и способность поддерживать беседу.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: формируется умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к ООД, самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: формируется умение рисовать на песке.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, изобразительная, коммуникативная, игровая.

Формы работы: подгрупповая, индивидуальная

Подготовительная работа: беседы с детьми об объектах живой и неживой природы, о мерах осторожности во время игр с песком; рассматривание иллюстраций на тему «Строим дом»; фотографий с видами построек из песка; слушание музыки ветра, шума дождя; наблюдения и игры с песком на прогулке; «Забавные отпечатки», «Узоры на песке», «Секретики»; рисование на песке палочками, пальчиком; игры «Что в этой баночке?» (определение по звуку содержимого жестяной баночки); сюжетно-ролевые игры: «Строители», «Дом», «Дорога», «День рождения куклы»; чтение стихов Т. Люшнина «Песчаный дом», Л. Квитко «На песке», С.Маршак «Желтая страница», В.Берестов «Песочница», Н. Дилакторской «Песочная страна»; заучивание стихотворения Владимира Бредихина «Про песок»; чтение сказки «Песок и солнечный свет»; просмотр фильма «Рисование песком. Сказка»; рисование на тему: «Где живет песок»; рассматривание через лупу мелких игрушек из киндера.

Средства реализации (оборудование): солнышки из бумаги на резиночках, мешочки с разными веществами (соль, песок, вата, камешки, каштаны); солнышки на каждого ребенка; сухой чистый песок; пластиковые одноразовые тарелки; лупы; пластмассовые стаканчики с водой; влажные салфетки; микроскоп; аудиозаписи; магнитофон.

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ: проговаривание слов, действия во время продуктивной деятельности.

Организационная структура ООД

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые

результаты

Мотивационно-побудительный

(2 мин)

Дети и педагог в кругу, у каждого на руке солнышко из бумаги на резиночке.

-Доброе утро, солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам! Доброе утро, дети!

Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

-Я очень рада вас видеть здоровыми, бодрыми, в хорошем настроении! Желаю сохранить хорошее настроение на целый день.

-Сегодня у нас будет возможность провести увлекательные опыты и эксперименты. Но сначала отгадайте загадку:

Он очень нужен детворе. Он на дорожках во дворе. 
Он и на стройке, и на пляже, и в песочнице он даже. 
Он может быть мелкий - в ладошке лежать. 
Тяжёлый, большой, одному не поднять.

-Правильно, это песок. Именно с ним и будет связанно наше путешествие.

-Доброе утро!

повторяют слова и движения

Это песок.

Создаётся эмоциональный настрой

Организационно-поисковый (15 мин)

- Вы любите экспериментировать? Солнышко нас приглашает отправиться в волшебную лабораторию, где мы с вами станем учеными. Там много песка, с которым можно проводить опыты и эксперименты. Вы хотите туда отправиться? Тогда в путь! Возьмитесь за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова: 

Солнышко ты нам помоги,

В волшебную лабораторию перенеси,

В ладоши мы хлопнем раз, два и три,

И там все дружно  окажемся мы! 

- Вот мы и на месте. Предлагаю всем надеть специальную одежду, занимайте свои рабочие места.

Д/и «Чудесные мешочки».

Прежде чем приступить к экспериментированию, поиграем. У меня есть 4 мешочка, в них находятся разные вещества, среди которых есть и песок. Вам необходимо на ощупь найти в каком из мешочков находится песок.

-Молодцы, а как вы догадались, что это песок?

- Да, верно, он мягкий и рассыпчатый.

Беседа: «Что такое песок?»

-Посмотрите, у каждого из вас на тарелочке есть песок. Поздороваемся с ним:

«Здравствуй песок, здравствуй,  дружок.

Будем мы с тобой играть, и не будем обижать!

В кулачке тебя сожмём и в тарелочку вернём.

Отдохнут ладошки, полежат немножко,

А потом, а потом в мир песочный попадём!».

- Послушайте…Песочек тоже с нами здоровается, но только очень тихим голосом.

-Что такое песок?

-Да, песок - полезное ископаемое. Это то, что осталось от гор, скал, обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце разрушили горы, осыпали скалы, раздробили камни, превратив их в огромное количество, миллиарды миллиардов песчинок, сделав из них песок.

- Для чего нам людям нужен песок?

- Песок нужен для игр, им посыпают дорожки зимой, для строительства дорог, зданий, при производстве посуды, стекла.

Опытная деятельность.

- Почему песочек с нами здоровается очень тихо? Да, потому что ему грустно, и он хочет, что бы мы с ним поиграли.

- Развеселим его! Погладьте его между ладонями. Возьмите в руки песок крепко-крепко сожмите, потихоньку отпустите, аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую, что вы почувствовали? Приятно стало нашим ладошкам. Песок мы немного развеселили.

Опыт 1 «Из чего состоит песок».

- Из чего же состоит песок?

-Правильно, песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Что нам поможет рассмотреть песчинки? 

-Верно, лупа. Итак, как настоящие ученые мы проведем сейчас эксперимент .Возьмем в руку лупу и рассмотрим песчинки.

-Какие они?

-Они круглые, жёлтые, коричневые, чёрные, прозрачные.

-Песчинки вместе или отдельно в сухом песке?

-Песчинки все отдельно.

- А сколько песчинок мы видим?

-Правильно, много.

Опыт 2. «Песок под микроскопом»

- Ребята, а вы, знаете, при помощи какого прибора ученые могут рассматривать очень маленькие частицы?

-Это микроскоп. Предлагаю рассмотреть наш песок при помощи микроскопа. Он поможет нам увидеть мелкие частички в много раз крупнее, чем они на самом деле.

Гимнастика для глаз «Лучик солнца».

Наши глазки отдохнут. Посмотрите на меня.

Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной.

Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись.

Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду.

Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду.

Физминутка.

- Сейчас мы поиграем и превратимся в песчинки.

- Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь.

Мы песчинки, мы песчинки, покружиться мы не прочь.

Мы песчинки, мы песчинки, танцевали б день и ночь.

 -Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь.

Продуктивная деятельность.

-Молодцы, мы немножко отдохнули, а теперь порисуем. А как же мы с вами будем рисовать, ведь у нас нет ни красок, ни карандашей, ни бумаги, есть только песок.

-Значит, будем рисовать на песке, а чем же можно рисовать на песке?

- Правильно, пальчиками, а рисовать мы будем солнышко.

Нарисуем желтый круг, после лучики вокруг

Пусть на белом свет, ярче солнце светит!

-Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились.

-Молодцы! Ваши солнышки нам улыбаются, мы тоже улыбнемся им.

-Ребята, а какое сейчас время года?

-Да, весна, а так как весной бывает часто дождик, появляется много тучек, вот, к сожалению, и в нашей лаборатории погода немного испортилась, и наши солнышки спрятались за тучки. Спрячем наши солнышки, нарисуем тучки. Рисуем всеми пальчиками.

Облака собрались в кучу, превратились в злую тучу.

Стали лить на землю воду, и испортили погоду.

Опыт 2 «Сухой – мокрый».

-Ребята, потрогаем песок. Какой он?

-Правильно, сыпучий, легко рассыпается на песчинки.

-У каждого на столе стоят стаканчики с водой, возьмите их и аккуратно налейте в сухой песок воды. Что с песком произошло? Песок стал мокрый и липкий, перестал сыпаться.

-Изменился ли цвет? Да, изменил, он стал темный.

Упражнение «Необыкновенные следы».

Ребята, можно ли на мокром песке оставить следы? Мы сейчас попробуем это сделать.

«Идёт медведь»: Превратим наши руки в лапы медведя. Для этого сожмите кулачки и с силой надавливайте на песок.

Мишка косолапый по лесу идет, Топ-топ-топ.

«Прыгают зайцы»: Кончиками пальцев ударьте по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.

«Бежит сороконожка» : Теперь всеми пальцами « побежали» по песочку. У сороконожки заболели ножки. Видишь на дорожке снятые сапожки?

- Что мы видим на сыром песке? 

 - Да ,следы от  наших пальчиков.

- Возьмите влажные салфетки и вытрите руки.

Да

Закрывают глаза

Надевают спецодежду

Проходят за столы.

Находят песок

Он мягкий и рассыпчатый

Повторяют приветствие

Ответы детей

Ответы детей

Действия с песком.

Рассказывают о своих ощущениях.

Из мелких песчинок

Лупа

Они круглые, жёлтые, коричневые, чёрные, прозрачные.

Песчинки все отдельно.

Много

Ответы детей

Дети по очереди рассматривают песчинки в микроскоп

Выполняют действия

 (Звучит музыка, танец детей).

Ответы детей

Рисуют солнышки

Весна

Рисуют тучки

Песок сыпучий

Песок стал мокрый

Он стал тёмный

Действия с песком

На песке мы видим следы от пальцев.

Вытирают руки.

развиваются познавательно-исследовательские способности детей при ознакомлении с окружающим миром; знакомятся с  песком как с природным компонентом и его составом;

имеют представления о свойствах песка; формируется умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования; умеют определять физические свойства песка; знают, что песок стоит из очень мелких частиц – песчинок;

 формируется умение работать с сухим и мокрым песком;

развиваются предпосылки опытно-исследовательской деятельности, умения реализовывать свои интересы; развиваются коммуникативные навыки; развивается мыслительная активность, сообразительность, умение сравнивать, делать выводы; развивается мелкая моторика рук и тактильные ощущения,   фантазия, творчество, воображение; развивается умение  путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи;

воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, чувство взаимопомощи; воспитывается интерес к окружающему миру; воспитываются нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой, доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь окружающим.

Рефлексивно-корригирующий

(3 мин)

- Вам понравилось в волшебной лаборатории? Что мы сегодня делали?

-Мы сегодня были лучшими учеными, которые провели самые значимые опыты и эксперименты.

Все мы весело играли и немножечко устали.

Посмотрели на часы – в детский сад пора идти.

Вставайте  в круг, возьмитесь за руки,

Закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова:

В ладоши мы хлопнем раз, два и три,

 В детском саду  окажемся мы! 

Да. Рассматривали песок через лупу; рисовали на песке пальчиками солнышко и тучки; превращали сухой песок в мокрый, ходили по мокрому песку следами разных животных.

формируется умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год