Опытно — экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Извержение вулкана» |
Познание | |||
Автор: Колчина Юлия Николаевна | |||
17.07.2022 17:00 | |||
Опытно — экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Извержение вулкана» Дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. ФГОС ДО особого внимания уделяет познавательно-исследовательской деятельности. В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно -экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и ем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества. Цель: дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении — вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализации).
Задачи:
Словарь: гора, вулкан, кратер, лава, щелочь, уксус. Смесь для извержения: сода – 2 столовые ложки, уксус -2 столовые ложки, красная краска -1 чайная ложка (гуашь) жидкое мыло -1 столовая ложка, вода – 150 мл. воды. Ход эксперимента: -Здравствуйте ребята. -Скажите мне, что же такое природная катастрофа? (Ответы детей) -Правильно, молодцы. Какие природные катастрофы мы с вами знаем? (Ответы детей). -У меня для вас есть картинки с изображением природных катастроф, давайте мы с вами их рассмотрим (цунами, землетрясение, наводнение, ураган, засуха, извержение вулкана). Рассматривание и беседа по иллюстрациям. Рассказ воспитателя: В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня». Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Лава застывает и превращается в твердую породу, пемзу. Воспитатель: Ребята, пожалуйста, вспомните, какие бывают выбросы из вулкана? (пепел, лава, бомбы, камни)). Воспитатель: Сейчас мы заглянем внутрь вулкана). вулкан имеет форму конуса, лава из-под земли поднимается по жерлу вулкана, выброс происходит из кратера вулкана. Воспитатель: Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас, но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать, когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи. Вулканологи пользуются специальным защитным снаряжением. Они носят одежду и обувь, которая не горит и не нагревается от высокой температуры. На голову надевают защитные каски. Для защиты от газов используют противогазы. В работе применяют специальные приборы для измерения температуры лавы, пепла, газов, видеокамеры и фотоаппараты, ведут хронологические записи. Эта работа очень важная и нужная. Вулканологи узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется», предупреждают людей об опасности. Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулкана? (ответы детей) Воспитатель: Ничто не в силах удержать вулкан. Извержение вулканов угрожает жизни людей (лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливаются мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров. Раскаленные облака – самая большая опасность. Укрыться от раскаленных облаков из газа и камней практически не возможно. Единственный способ спасения – эвакуация. Воспитатель: Ребята! Представьте, что нас ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении вулкана через неделю. Как вы думаете, что же мы должны сделать, как поступить? (покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место). Воспитатель: И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? (защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте). Воспитатель: Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия теперь? (защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла крыши домов, чтобы они не обрушились). Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан? (ответы детей) Воспитатель: Извержения порождают горную породу, используемую в строительстве, а так же дарят человеку горячую воду, энергию и даже драгоценные камни. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Вот такой огромный редис вырастил один из жителей японского города, и удобрением для него стала вулканическая пыль! 4. Совместное экспериментирование «Извержение вулкана». Воспитатель: Ребята, а вы хотите сами разбудить спящий вулкан? (Да) Тогда мы отправляемся в нашу лабораторию. Быстро встали, улыбнулись, Выше, выше потянулись! Влево, вправо поворот. И бежим скорей вперед! Поэтапно разбираем схему «Извержение вулкана». Дети читают и рассказывают последовательность проведения опыта:
Подходим к столу, на нём на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками. Дети встают вокруг стола. Проводится опыт. Ожидаемый результат: в результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета. Воспитатель: Ребята! Что мы с вами увидели в ходе опыта? (Мы увидели извержение вулкана.) Как вы думаете, где нужно находиться, когда просыпается вулкан? (При извержении вулкана надо быстрее покинуть это место, потому что близко находиться очень опасно, можно пострадать.) Молодцы! Вулканы, несмотря на их грозность, очень красивые горы. В России они расположены на Дальнем Востоке, особенно много их на Камчатке и Курильских островах. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов. Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами. Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня? Кому вы можете об этом рассказать и показать опыт? (ответы детей) Воспитатель: Ребята, вы сегодня были любознательными и активными, замечательными исследователями. Какие же вы – молодцы!
|