Автор: Cаратокина А.В. Воспитатель I категории МБДОУ детский сад № 8 пгт Тяжинский, Кемеровской области. Цель: Уточнить и закрепить знания детей о значении леса в жизни человека и животных, воспитывать любознательность. Задачи НОД. Основная образовательная область. Познание: закрепить знания детей о деревьях, развивать экологическое мышление и экологическую культуру, воспитывать интерес к растениям. Задачи интегрируемых образовательных областей. Социализация: воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.Коммуникация: продолжать расширять, развивать диалогическую речь ребёнка.
Здоровье: продолжать развивать активность детей в играх. Предполагаемый результат: дети могут называть строение дерева, собирать модель дерева. Дети могут рассказать о значимости леса для человека, о том, как человек может сохранить лес. Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, художественное творчество. Формы организации совместной деятельности: дидактические игры, малоподвижная подвижная игра с правилами, беседа, обсуждение, работа по составлению панно. Предварительная работа: чтение литературы о лесе; наблюдение на прогулках; разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций о растительном мире, составление коллажей. Материал к НОД: иллюстрации с изображением леса; модель дерева, листья берёзы, рябины, сосны, дуба; заготовки для составления панно; обручи (красный и зелёный); запрещающие и разрешающие знаки; мольберт (доска) Методы и приёмы: словесные – дидактические игры экологической направленности, практические - малоподвижные игры, изготовление панно, наглядные – иллюстрации с изображением различных деревьев.
Ход НОД: - Ребята скажите, вы были с родителями в лесу? ( Да). - А что больше всего вам понравилось в лесу? (ответы детей: отдыхать, грибы, ягоды собирать и т.д.) - Ребята, а как вы думаете, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля? -Хотите выяснить? (Да) -Но тогда в путь ребята! Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре Полетели, закружились. И в лесу мы очутились. – И так, маленькие знатоки, для начала отгадайте загадку: Его весной и летом мы видели одетым, А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели. (Дерево) - Совершенно верно это дерево. - Как вы думаете, дерево живое или нет? (варианты ответов детей) - Живое. - Почему так думаете? (варианты ответов детей) - Потому что, как все живое питается, спит, размножается и дышит. - С помощью чего деревья дышат? (варианты ответов детей) - Правильно, с помощью листьев. - Ребята, а кто из вас знает, из каких частей состоит дерево? Игра «Части дерева» (Дети подходят к частям дерева, собирают модель дерева на мольберте и озвучивают значение каждой части) - (имя ребенка) начни. Какую ты часть дерева взял(а)? (Корни). - Корни, что делают? ( поглощают воду и питательные вещества из почвы, удерживают дерево). - (имя ребенка) ты какую часть взял(а)? (ствол) -Какую функцию выполняет ствол? (По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям). - (имя ребенка) что есть на ветках? (есть листья, цветы, плоды). -Ребята, что выделяют листья? (кислород, а поглощают свет), -Когда листья падают, что происходит? (гниют, образуют питательные вещества для дерева). - Молодцы. - Предлагаю вам сыграть в игру «Для чего нужно дерево?». Д/И «Для чего нужно дерево?» – В этой игре я любому кидаю мяч, а вам нужно сказать о значении дерева. Ответы детей: - это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса; - это место для постройки гнезда; - для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок; - для зайца это пища, зимой кора, укрытие; - для художника это объект для картин; - для усталого путника это место где можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть; - дерево для горожанина это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха. - Молодцы. - Ребята посмотрите сюда и скажите, что изображено? (деревья) - Какие? (Береза, дуб, ель, рябина, сосна, кедр). Игра «С какого дерева листок» - Давайте подберем листочки для каждого дерева. (дети определяют принадлежность листьев к тому или иному дереву и «оживляют деревья») - Молодцы, посмотрите, как наши деревья ожили с листочками?! Физ. минутка «Мы по лесу погуляли» Мы по лесу погуляли и немножечко устали. Встанем, глубоко вздохнём, руки дружно разведём. Чудеса у нас на свете: стали карликами дети, А потом все дружно встали, великанами все стали. Дружно мы похлопаем! Тихонечко потопаем! Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! - Как вы думаете, приятно находиться в таком лесу? (Да) - А как же нужно вести себя в таком красивом лесу? - Чего нельзя делать, чтоб сохранить тишину, красоту и покой леса? Малоподвижная д/и «Можно - нельзя» (дети складывают запрещающие знаки в красный обруч, а разрешающие знаки в зелёный обруч). У меня два обруча, зеленый и красный, а в этой корзинке знаки – запрещающие и разрешающие. Знаки все перепутались и их нужно разложить, в зеленый обруч – разрешающие знаки, а в красный – запрещающие. Предположительные ответы детей: (Ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять мусор после себя) -Давайте мы проверим, правильно вы разложили знаки? - Молодцы! - Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты. - Ребята, давайте, мы с вами вспомним, какие деревья растут в нашем краю? Игра «Что растёт в краю родном?» - Я буду называть деревья, если дерево растет в наших лесах, хлопай те в ладоши, если нет – то показываете пальчиком «отрицание». (Яблоня, груша, ель, малина, береза, вишня, осина, каштан, лимон, сосна, кедр, липа и т.д.) - Расскажите, без чего дерево и лес не может существовать? (ответы детей: без света, воздуха, тепла, почвы, влаги). - Ребята, скажите, если в лесу растут одни ели, сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом? (хвойный). - Правильно. А если в лесу больше всего берёз, рябин, осин, тополей, как мы назовём такой лес? (лиственный). - А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья? (смешанный). - Я вам предлагаю создать панно смешанного леса, чтобы не обидеть ни лиственные, ни хвойные деревья. На мольберте (доске) висит плакат с изображением поляны, неба, солнца. Дети, (по 2-3 человека) подходят к мольберту (доске), где заранее приготовлены силуэты различных деревьев и наклеивают, получается панно смешанного леса. - Молодцы ребята! - Ребята скажите, где мы побывали? (В лесу). - Как вы думаете, мы выяснили, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля? - Давайте, мы наше с вами панно отправим маленьким детям, чтобы и они могли полюбоваться красотой природы.
|