Проектная работа «Вулкан»
Проект реализуется в рамках программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, согласно ФГОС.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Участники проекта: дети, родители воспитатели.
Целевая группа: дети старшей группы.
По продолжительности: 1 неделя
Скачать конспект
Типология проекта: познавательный, исследовательский
По доминирующей деятельности: познавательный.
По форме деятельности: коллективная.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
По организованным формам проведения работы над проектом: в организованно-образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах.
Актуальность темы: ВСЕ началось с того, что Арсен принес в группу журнал, в котором был нарисован вулкан. Он долго его рассматривал, потом подошел ко мне и спросил: «Это вулкан?» Я ответила: «Да, это вулкан». «А как это получается?» – спросил Арсен. Этим вопросом заинтересовались и остальные дети группы. Исходя из инициативы детей, возникла идея создания проекта, целью которого стало расширение знаний о вулкане. Мы стали выяснять, что мы знаем о вулкане, что мы хотим узнать, что нам для этого нужно. Вместе с детьми мы составили таблицу:
Гипотеза: Мы с детьми предположили, что можно создать искусственный вулкан и провести его извержение.
В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта.
Цель: выяснить, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана.
Задачи:
Образовательные: формировать представление детей о вулканах, их строении, причинах возникновения. Познакомить детей с профессией вулканолога.
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности детей в процессе выполнения опытов; способствовать развитию любознательности, желания узнать новое; развивать творческие воображения детей через мыслительно-поисковую и продуктивную деятельность, а также через рассматривание иллюстраций, ООД, чтение и разучивание стихотворений, загадок.
Воспитательные: способствовать воспитанию умения слушать друг друга, задавать вопросы по теме и воспитывать бережного отношения к природе.
Результаты реализации проекта: У детей будут сформированы знания о природном явлении «вулкан». Так же узнают об опасностях, которые они представляют, а так же их пользе. Совместно с воспитателем создадут макет вулкана и проведут опыт извергающий вулкан. Создадут различные продукты деятельности: картотеку загадок и стихов, альбом с картинками, нарисуют рисунки, сделают лепку. У детей повысится познавательный интерес, будут развиваться коммуникативные навыки. Научатся работать в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Расширятся коммуникативные и творческие способности детей. Обогатится словарный запас детей.
Родители станут активными участниками образовательного процесса.
Этапы проекта.
1. Подготовительный.
Изучение и подбор методической литературы для педагога.
Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.
Составление плана работы.
2. Выполнение проекта.
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась в двух формах: в совместной деятельности взрослых и детей в ходе режимных моментов: организованная образовательная деятельность, чтение художественной литературы, беседы, и в самостоятельной деятельности детей.
На основе ситуативных высказываний детей, записей, сделанных в модели трех вопросов, и исходя из своего профессионального опыта создали план реализации проекта.
Что мы знаем?
− Это огнедышащая гора (Арсен)
− Из него выбегает красная жидкость (Ариана)
− Вулкан — это опасно (Самир)
Что мы хотим узнать:
− Где можно увидеть вулкан,? (Дарина)
− Какую пользу приносит? (Юля)
− Что внутри вулкана? (Артем)
Что нужно сделать, чтобы узнать:
− Найти книжки (Ульяна)
− Найти фотографии (Карина)
− Посмотреть в интернете (Данияр)
− Спросить у мамы, папы, старшего брата, сестры (Сабина)
− Просмотр видеофильмов о вулкане (Денис)
План реализации проекта:
№
|
Образовательная область
|
Задачи
|
Методические приемы
|
Ответствен
ные
|
Вводный этап
|
1
|
Познавательное развитие (расширение кругозора детей).
Тема: беседа «Вулканы»
|
Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.
|
Рассказ воспитателя о вулкане, физминутка, ответы на вопросы
|
Воспитатель
|
2
|
Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта.
|
Создание условий для реализации проекта.
|
|
Воспитатель
|
3
|
Подбор познавательной и методической литературы.
|
Анализ литературы для организации осуществления исследования
|
|
Дети, воспитатель, родители
|
Основной этап
|
1
|
Познавательное развитие (расширение кругозора детей).
Изучение с детьми познавательной литературы.
|
Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата.
|
Оформление выставки книг
|
Дети, воспитатель
|
2
|
Художественно-эстетическое развитие (рисование). Тема:«Тайны вулкана»
|
Образовательные:
Способствовать обучению детей рисовать вулкан. Совершенствовать технические навыки рисования, используя знакомые приёмы изображения, рисовать в определённой последовательности.
Развивающие: Способствовать развитию эстетического восприятия, цветоощущения, мелкую моторику пальцев рук, творческие способности.
Воспитательные: Воспитывать интерес к творческой деятельности, воспитывать художественный вкус
Материалы: белый лист бумаги, простой карандаш, ластик, акварель, кисточки, ёмкость с водой, влажные салфетки, фотографии вулканов ,подставки под кисточки.
|
Сюрпризный момент.
Чтение легенды.
Рассматривание фотовыставку.
Пальчиковая гимнастика. Беседа по предстоящей работе, самостоятельная работа детей под руководством воспитателя, итог
|
Дети, воспитатель
|
3
|
Художественно-эстетическое развитие (лепка).Тема: «Одинокий вулкан»
|
Образовательные: продолжить освоение техники лепки. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приёмы лепки (оттягивание, расплющивание, скрепление деталей и пр.)
Развивающие: способствовать развитию способностей к формообразованию.
Воспитательные: Способствовать воспитанию интереса к познанию природы,
воспитывать трудолюбие.
|
Сюрпризный момент, Отгадывание загадки,
Игровой прием, физминутка, показ приемов, самостоятельная работа детей под руководством воспитателя, рассматривание готовых работ.
|
Дети, воспитатель
|
4
|
Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром)Тема: «Огнедышащие горы»
|
Образовательные:;познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов; Дать представление о действующих, спящих и потухших вулканах.
Развивающие: развивать умение слушать,реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе.
|
Орг. Момент
Беседа с детьми.
Рассматривание иллюстрации.
Физминутка,
Д/и «Что лишнее?»
Загадки
Ответы на вопросы
Итог.
|
Дети, воспитатель
|
5
|
Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром).
Тема: беседа
«Огнедышащие горы».
|
Образовательные: Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют
Развивающие: развивать умение делать выводы, умозаключения. Воспитательные: воспитывать любознательность, волевые качества (целеустремленность, самостоятельность, организованность)
|
Чтение энциклопедии, рассказ воспитателя,рассмотривание картинок,физминутка,ответы на вопросы.
|
Дети, воспитатель
|
6
|
Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром).
Тема: беседа
«Как образуются вулканы?»
|
Образовательные: показать положительное и отрицательное значение вулканов для людей
Развивающие: развивать познавательную активность детей , развивать умение делать выводы, умозаключения.
Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
|
Рассказ воспитателя о том, как образовались вулканы. Рассматривание картинок, физминутка, ответы на вопросы дидактическая игра «Добавь словечко»,итог.
|
Дети, воспитатель
|
7
|
Познавательное развитие (развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации). Дидактические игры «Найди лишнее», «Типы вулканов», «Назови вулкан»,
|
Способствовать развитию познавательных и умственных способностей, развитию речи детей, пополнению и активизации словаря, способствовать социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника.
|
Представлены в картотеке дидактических игр
|
Дети, воспитатель
|
8
|
Социально-коммуникативное развитие (игра). Сюжетно-ролевая игра «Вулканологи-лаборанты»
|
Образовательные:дать
Представления о профессии вулканолога-лаборанта.
Развивающие: способствовать развитию у детей внимание, мышление, умение классифицировать и обобщать; развивать речь, обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать интерес к профессии вулканолога-лаборанта
|
Игровой, наглядный, словесный.
|
Дети, воспитатель
|
9
|
Художественно – эстетическое развитие (реализация самостоятельной творческой деятельности детей). Рисование разных
Вулканов по образцам, наклеивание готовых форм,
Раскрашивание вулканов в раскрасках; «Дорисуй вулкан и раскрась», соедини точки по порядку: « Что получился?»; Собирание пазлов,
|
Способствовать развитию мелкой моторики, развитию внимания, логического мышления, умения собирать целое из частей
|
Раскраски про вулканов, трафареты,
|
Дети, воспитатель, родители
|
10
|
Речевое развитие (понимание на слух текстов различных жанров детской литературы). Чтение художественной литературы
|
Способствовать обучению детей воспринимать образное содержание произведения, внимательно слушать и беседовать по содержанию
|
Энциклопедии «Энциклопедия почемучек», «Детская энциклопедия»,«планет земля»,
|
Дети, воспитатель.
|
11
|
Просмотр мультфильма «Леонардо»
|
Способствовать обучению детей воспринимать образное содержание произведения, внимательно слушать и беседовать по содержанию
|
Просмотр мультфильма
|
Дети, воспитатель.
|
12
|
Просмотр документального фильма«Как просыпался вулкан»
|
Способствовать обучению детей воспринимать образное содержание произведения, внимательно слушать и беседовать по содержанию
|
Просмотр документального фильма
|
Дети, воспитатель.
|
13
|
ОБЖ Беседа: «Опасные вещества и средства бытовой химии»
|
Образовательные:научить определять степень опасности препаратов бытовой химии и разработать правила их хранения; формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом).
Развивающие: формировать чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих
Воспитательные: воспитывать умение слушать.
|
|
Дети, воспитатель.
|
14
|
Экспериментально-исследовательская деятельность «Как происходит извержение вулкана?»
|
Образовательные: Познакомить детей с природным явлением – «извержение вулкана»;
Развивающие: развивать у детей активность, самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира
|
Опыт
|
Дети, воспитатель.
|
|
|
|
|
|
|
----------------------------------------------
3. Заключительный. Итог проекта:
- Выставка детского творчества
- Оформление макета
- Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана»
Вывод: Подводя итоги реализации проекта «Вулкан», можно сделать следующие выводы: у детей сформировались знания о природном явлении «вулкан». Так же узнали об опасностях, которые они представляют, а так же о их пользе. Совместно с воспитателем создали макет вулкана и провели опыт извергающий вулкан. У детей повысится познавательный интерес.
Данный вид совместной деятельности помог детям совершенствовать умение добывать информацию из различных источников. Также участие детей в проекте позволило развивать связную речь, творческие способности. Родители стали проявлять больший интерес к образовательной деятельности в детском саду, чаще стали обращаться с вопросами различного характера, просить советы.
В ходе исследовательской деятельности гипотеза, подтвердилась: можно создать искусственный вулкан путем опытно – экспериментальной деятельности.
Поставленные цели и задачи проекта были реализованы.
Результаты реализации проекта для педагога: повысилась профессиональная компетентность: применяются разные формы и методы работы с детьми в решении вопросов воспитания; повысилось качество работы с детьми через различные виды продуктивной деятельности по развитию познавательных способностей.
Результаты реализации проекта для детей: у детей сформировались элементарные представления по теме «Вулкан»; дети заинтересовались темой, повысилась их познавательная активность. Дети вместе с родителями находили информацию по теме, рассказывали и делились своими представлениями с другими детьми в детском саду, рисовали, проявляли творчество и детальность в работе.
Результаты реализации проекта для родителей: родители приобрели представления и практические навыки при взаимодействии с ребенком; установились партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Используемая литература:
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста: Конспекты занятий. — СПб.: ООО «Детство-Пресс», 2011.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: Аркти, 2005.
- Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
- Виды вулканов: //http: //mir-zemli. /
|