Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектная работа «Вулкан»
Познание
Автор: Ширгазина Зульфия Зуфаровна   
08.05.2022 06:57

Проектная работа «Вулкан»Проектная работа «Вулкан»

Проект реализуется в рамках программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, согласно ФГОС.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Участники проекта: дети, родители воспитатели.

Целевая группа: дети старшей группы.

По продолжительности: 1 неделя

 Скачать конспект

Типология проекта: познавательный, исследовательский

По доминирующей деятельности: познавательный.

По форме деятельности: коллективная.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

По организованным формам проведения работы над проектом: в организованно-образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах.

Актуальность темы: ВСЕ началось с того, что Арсен принес в группу журнал, в котором был нарисован вулкан. Он долго его рассматривал, потом подошел ко мне и спросил: «Это вулкан?» Я ответила: «Да, это вулкан». «А как это получается?» – спросил Арсен. Этим вопросом заинтересовались и остальные дети группы. Исходя из инициативы детей, возникла идея создания проекта, целью которого стало расширение знаний о вулкане. Мы стали выяснять, что мы знаем о вулкане, что мы хотим узнать, что нам для этого нужно. Вместе с детьми мы составили таблицу:

Гипотеза: Мы с детьми предположили, что можно создать искусственный вулкан и провести его извержение.

В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта.

Цель: выяснить, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана.

Задачи:

Образовательные: формировать представление детей о вулканах, их строении, причинах возникновения. Познакомить детей с профессией вулканолога.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности детей в процессе выполнения опытов; способствовать развитию любознательности, желания узнать новое; развивать творческие воображения детей через мыслительно-поисковую и продуктивную деятельность, а также через рассматривание иллюстраций, ООД, чтение и разучивание стихотворений, загадок.

Воспитательные: способствовать воспитанию умения слушать друг друга, задавать вопросы по теме и воспитывать бережного отношения к природе.

Результаты реализации проекта: У детей будут сформированы знания о природном явлении «вулкан». Так же узнают об опасностях, которые они представляют, а так же их пользе. Совместно с воспитателем создадут макет вулкана и проведут опыт извергающий вулкан. Создадут различные продукты деятельности: картотеку загадок и стихов, альбом с картинками, нарисуют рисунки, сделают лепку. У детей повысится познавательный интерес, будут развиваться коммуникативные навыки. Научатся работать в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Расширятся коммуникативные и творческие способности детей. Обогатится словарный запас детей.

Родители станут активными участниками образовательного процесса.

Этапы проекта.

1. Подготовительный.

Изучение и подбор методической литературы для педагога.

Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.

Составление плана работы.

2. Выполнение проекта.

Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась в двух формах: в совместной деятельности взрослых и детей в ходе режимных моментов: организованная образовательная деятельность, чтение художественной литературы, беседы, и в самостоятельной деятельности детей.

На основе ситуативных высказываний детей, записей, сделанных в модели трех вопросов, и исходя из своего профессионального опыта создали план реализации проекта.

Что мы знаем?

− Это огнедышащая гора (Арсен)

− Из него выбегает красная жидкость (Ариана)

− Вулкан — это опасно (Самир)

Что мы хотим узнать:

− Где можно увидеть вулкан,? (Дарина)

− Какую пользу приносит? (Юля)

− Что внутри вулкана? (Артем)

Что нужно сделать, чтобы узнать:

− Найти книжки (Ульяна)

− Найти фотографии (Карина)

− Посмотреть в интернете (Данияр)

− Спросить у мамы, папы, старшего брата, сестры (Сабина)

− Просмотр видеофильмов о вулкане (Денис)

План реализации проекта:

Образовательная область

Задачи

Методические приемы

Ответствен

ные

Вводный этап

1

Познавательное развитие (расширение кругозора детей).

Тема: беседа «Вулканы»

Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.

Рассказ воспитателя о вулкане, физминутка, ответы на вопросы

Воспитатель

2

Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта.

Создание условий для реализации проекта.

 

Воспитатель

3

Подбор познавательной и методической литературы.

Анализ литературы для организации осуществления исследования

 

Дети, воспитатель, родители

Основной этап

1

Познавательное развитие (расширение кругозора детей).

Изучение с детьми познавательной литературы.

Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата.

Оформление выставки книг

Дети, воспитатель

2

Художественно-эстетическое развитие (рисование). Тема:«Тайны вулкана»

Образовательные:

Способствовать обучению детей рисовать вулкан. Совершенствовать технические навыки рисования, используя знакомые приёмы изображения, рисовать в определённой последовательности.

Развивающие: Способствовать развитию эстетического восприятия, цветоощущения, мелкую моторику пальцев рук, творческие способности.

Воспитательные: Воспитывать интерес к творческой деятельности, воспитывать  художественный вкус

Материалы: белый лист бумаги, простой карандаш, ластик, акварель, кисточки, ёмкость с водой, влажные салфетки, фотографии вулканов ,подставки под кисточки.

Сюрпризный момент.

Чтение легенды.

Рассматривание фотовыставку.

Пальчиковая гимнастика. Беседа по предстоящей работе, самостоятельная работа детей под руководством воспитателя, итог

Дети, воспитатель

3

Художественно-эстетическое развитие (лепка).Тема: «Одинокий вулкан»

Образовательные: продолжить освоение техники лепки. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приёмы лепки (оттягивание, расплющивание, скрепление деталей и пр.)

Развивающие: способствовать развитию способностей к формообразованию.

Воспитательные: Способствовать воспитанию интереса к познанию природы,

воспитывать трудолюбие.

Сюрпризный момент, Отгадывание загадки,

Игровой прием, физминутка, показ приемов, самостоятельная работа детей под руководством воспитателя, рассматривание готовых работ.

Дети, воспитатель

4

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром)Тема: «Огнедышащие горы»

Образовательные:;познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов; Дать представление о действующих, спящих и потухших вулканах.

Развивающие: развивать умение слушать,реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе.

Орг. Момент

Беседа с детьми.

Рассматривание иллюстрации.

Физминутка,

Д/и «Что лишнее?»

Загадки

Ответы на вопросы

Итог.

Дети, воспитатель

5

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром).

Тема: беседа

«Огнедышащие горы».

Образовательные: Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют

Развивающие: развивать умение делать выводы, умозаключения. Воспитательные: воспитывать любознательность, волевые качества (целеустремленность, самостоятельность, организованность)

Чтение энциклопедии, рассказ воспитателя,рассмотривание картинок,физминутка,ответы на вопросы.

Дети, воспитатель

6

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром).

Тема: беседа

«Как образуются вулканы?»

Образовательные: показать положительное и отрицательное значение вулканов для людей

Развивающие: развивать познавательную активность детей , развивать умение делать выводы, умозаключения.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Рассказ воспитателя о том, как образовались вулканы. Рассматривание картинок, физминутка, ответы на вопросы дидактическая игра «Добавь словечко»,итог.

Дети, воспитатель

7

Познавательное развитие (развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации). Дидактические игры «Найди лишнее», «Типы вулканов», «Назови вулкан»,

Способствовать развитию познавательных и умственных способностей, развитию речи детей, пополнению и активизации словаря, способствовать социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника.

Представлены в картотеке дидактических игр

Дети, воспитатель

8

Социально-коммуникативное развитие (игра). Сюжетно-ролевая игра «Вулканологи-лаборанты»

Образовательные:дать

Представления о профессии вулканолога-лаборанта.    

Развивающие: способствовать развитию у детей внимание, мышление, умение классифицировать и обобщать; развивать речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать интерес к профессии вулканолога-лаборанта

Игровой, наглядный, словесный.

Дети, воспитатель

9

 Художественно – эстетическое развитие (реализация самостоятельной творческой деятельности детей). Рисование разных

Вулканов по образцам, наклеивание готовых форм,

Раскрашивание вулканов в раскрасках; «Дорисуй вулкан и раскрась», соедини точки по порядку: « Что получился?»; Собирание пазлов,

Способствовать развитию мелкой моторики, развитию внимания, логического мышления, умения собирать целое из частей

Раскраски про вулканов, трафареты,

Дети, воспитатель, родители

10

Речевое развитие (понимание на слух текстов различных жанров детской литературы). Чтение художественной литературы

Способствовать обучению детей воспринимать образное содержание произведения, внимательно слушать и беседовать по содержанию

Энциклопедии «Энциклопедия почемучек», «Детская энциклопедия»,«планет земля»,

Дети, воспитатель.

11

Просмотр мультфильма «Леонардо»

Способствовать обучению детей воспринимать образное содержание произведения, внимательно слушать и беседовать по содержанию

Просмотр мультфильма

Дети, воспитатель.

12

Просмотр документального фильма«Как просыпался вулкан»

Способствовать обучению детей воспринимать образное содержание произведения, внимательно слушать и беседовать по содержанию

Просмотр документального фильма

Дети, воспитатель.

13

ОБЖ Беседа: «Опасные вещества и средства бытовой   химии»

Образовательные:научить определять степень опасности препаратов бытовой химии и разработать правила их хранения; формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом).

Развивающие: формировать чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих

Воспитательные: воспитывать умение слушать.

 

Дети, воспитатель.

14

Экспериментально-исследовательская деятельность «Как происходит извержение вулкана?»

Образовательные: Познакомить детей с природным явлением – «извержение вулкана»;

Развивающие: развивать у детей активность, самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира

Опыт

Дети, воспитатель.

           
----------------------------------------------

3. Заключительный. Итог проекта:

  1. Выставка детского творчества
  2. Оформление макета
  3. Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана»

Вывод: Подводя итоги реализации проекта «Вулкан», можно сделать следующие выводы: у детей сформировались знания о природном явлении «вулкан». Так же узнали об опасностях, которые они представляют, а так же о их пользе. Совместно с воспитателем создали макет вулкана и провели опыт извергающий вулкан. У детей повысится познавательный интерес.

Данный вид совместной деятельности помог детям совершенствовать умение добывать информацию из различных источников. Также участие детей в проекте позволило развивать связную речь, творческие способности. Родители стали проявлять больший интерес к образовательной деятельности в детском саду, чаще стали обращаться с вопросами различного характера, просить советы.

В ходе исследовательской деятельности гипотеза, подтвердилась: можно создать искусственный вулкан путем опытно – экспериментальной деятельности.

Поставленные цели и задачи проекта были реализованы.

Результаты реализации проекта для педагога: повысилась профессиональная компетентность: применяются разные формы и методы работы с детьми в решении вопросов воспитания; повысилось качество работы с детьми через различные виды продуктивной деятельности по развитию познавательных способностей.

Результаты реализации проекта для детей: у детей сформировались элементарные представления по теме «Вулкан»; дети заинтересовались темой, повысилась их познавательная активность. Дети вместе с родителями находили информацию по теме, рассказывали и делились своими представлениями с другими детьми в детском саду, рисовали, проявляли творчество и детальность в работе.

Результаты реализации проекта для родителей: родители приобрели представления и практические навыки при взаимодействии с ребенком; установились партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Используемая литература:

  1. Коноваленко С.В. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста: Конспекты занятий. — СПб.: ООО «Детство-Пресс», 2011.
  2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128с.
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: Аркти, 2005.
  4. Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
  5. Виды вулканов: //http: //mir-zemli. /
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год