Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области познавательное развитие «Путешествие на воздушном шаре» |
Познание | |||
Автор: Воронцова Жанна Валерьевна | |||
01.05.2022 04:33 | |||
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области познавательное развитие «Путешествие на воздушном шаре» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего вида № 113 «Ветерок» Воронцова Жанна Валерьевна Воспитатель высшая квалификационная категория Цель: Развивать познавательный интерес к окружающему миру через опытно – экспериментальную деятельность. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
Предварительная работа: Беседа «Воздух – невидимка», загадывание загадок, исследовательская деятельность «Игры с воздухом», наблюдение за воздухом на прогулке. Ход: Ребята, отгадайте загадки о невидимках: Для дыхания он нужен, С ветром, вьюгой очень дружен. Окружает нас с тобой, Не поймать его рукой! (воздух) А вот еще загадка: Я березку качну, я тебя подтолкну, налечу, засвищу, даже шапку утащу, А меня не видать, кто я? Можешь угадать? (ветер) Ребята, а вы хотите больше узнать о ветре и воздухе? Тогда я приглашаю вас отправиться в удивительное путешествие! Вы согласны? А на чем мы будем путешествовать, вы узнаете, отгадав еще одну загадку. С теплым воздухом шар, А под ним корзинка, Под ногами земля – Словно на картинке. Правильно, это воздушный шар. На нем люди совершали свои самые первые воздушные путешествия. Занимаем места на воздушном шаре. Включаем огонь (включается музыка ветра). Мы взлетаем! Раз, два, три Ждет нас приключенье впереди! Наш шар поднимается в небо. Как вы думаете, почему? Что же заставляет шар подниматься вверх? Вот об этом мы узнаем во время нашего путешествия. А вы знаете, что такое воздух? (то чем мы дышим, воздух везде, воздух вокруг нас) Какой он – воздух? (прозрачный, невидимый) закроем глаза, послушаем шум ветра (прибавить громкость музыки) Какой сильный ветер! Мы летим прямо к опытно – экспериментальной станции. Надо нам здесь приземлиться И скорей остановиться. У шара клапан открываем, Теплый воздух выпускаем. Воздушный шар тихонько опускается, Мы из корзины дружно выбираемся. Дети выходят из шара. Итак, мы прилетели на опытно-экспериментальную станцию. Ребята садитесь на стульчики, мы сейчас проведем эксперимент, чтобы узнать, что же заставляет наш шар подниматься вверх? Ребята, скажите каким способом можно надуть воздушный шарик? Познакомьтесь с ещё одним способом надувания воздушного шарика. Напоминаю ребятам о соблюдении Правил безопасности во время экспериментальной деятельности.
Наблюдаем. Воздушный шарик начинает раздуваться! «Почему это происходит?» Ребята высказывают свои предположения. Воздуху стало жарко и тесно, он расширился и выходит из бутылки прямо в шарик. Тёплый воздух поднимается вверх и надувает воздушный шарик. Вывод: теплый воздух легче чем холодный Бутылку с надутым шариком из банки с горячей водой переставляем в банку с холодной водой – шарик сразу же начинает сдуваться! Почему надулся шарик, когда бутылка была в горячей воде? (Воздух нагрелся). Вот так был изобретен первый воздушный шар. Это было очень давно, когда еще не было электрических лампочек, автомобилей. Воздушный шар наполняют теплым воздухом, поэтому он и поднимается вверх. Теперь вопрос для самых смышленых. В нашей групповой комнате тепло, потому что ее нагрели горячие батареи. А где теплее, возле пола (внизу) или возле потолка (вверху)? Конечно, возле потолка, потому что теплый воздух поднимается вверх. Теперь вам станет понятно, почему взрослые не любят, когда вы играете на полу. Возле пола (внизу) всегда холоднее. Проведем интересный опыт: Возьмите пакеты или бумажные ленточки, подойдем к обогревателю. Что делает обогреватель? (нагревает воздух) Подержите пакеты над обогревателем, что вы видите? (пакеты поднимаются кверху) Вывод: теплый воздух легкий, поднимается, холодный опускается, так воздух приходит в движение, возникает ветер. Что же такое ветер? (это движение воздуха) А вы сами можете сделать ветер? Как? Помашите на себя ладошками. Что вы чувствуете? (ветерок). Как он возникает? (это движется воздух) Молодцы ребята, теперь мы знаем, что такое ветер, что теплый воздух легче холодного и почему наш шар поднимается вверх. Нам пора продолжить наше путешествие. Сделаем посильней огонь. Взлетаем. Закрыли глазки, послушали музыку ветра. Пока летим, давайте поговорим о ветре. Что умеет делать ветер? (шуметь, гудеть, качать деревья, унести шапку, закружить, освежить, гоняет тучи, облака, поднять пыль, хлопнуть форточкой, окном…) Да, ребята, ветер умеет делать многое. Ребята, смотрите следующая остановка Метеостанция. Надо нам здесь приземлиться И скорей остановиться. Как сделать, чтобы наш шар стал опускаться? (убавить огонь, открыть клапан, шар станет наполняться холодным воздухом и тяжелеть – опускаться). У шара клапан открываем, Теплый воздух выпускаем. Воздушный шар тихонько опускается, Мы из корзины дружно выбираемся. Итак, мы прилетели на Метеостанцию. На ней работают люди, которые определяют погоду, направление и силу ветра – они называются Метеорологами. Людям, каких профессий обязательно нужно знать, какая будет погода, какой будет ветер? (морякам, летчикам, космонавтам, в с/х, просто обычным людям, чтобы одеться по погоде) Где и как человек использует ветер? Назовем добрые дела ветра. Д/и «Польза – вред» Польза:
Вред: Но не всегда человек может ветром управлять и очень сильный ветер может принести много плохого. Как ветер может навредить человеку? (Иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, вырывает их с корнем из земли, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и даже переворачивает автомобили). Очень сильные ветра, которые приносят вред человеку называются ураган, буря, смерч. Воспитатель показывает видео, комментирует. Силу ветра можно выразить словами: безветрие, слабый ветер, сильный, ураган. А теперь давайте поиграем в игру «Сила ветров». Я вам буду показывать модель силы ветра, а вы изображать, как действует ветер на деревья. А теперь давайте подумаем, как можно изобразить деревья, учитывая силу ветра. Если ветер слабый — (шевелим пальчиками); если сильный — (туловище и руки наклоняем вправо – влево не сильно); если «ураган» — (туловище и руки наклоняем вправо – влево сильно). (Варианты придумывают дети.) Договорились. Покружитесь, покружитесь и в деревья превратитесь. Молодцы, ребята, вы были очень внимательные, а теперь пора отправляться дальше в путешествие. Все друзья в полет готовы? Раз, два, три взлетаем снова! Шар воздушный поднимайся, В путь скорее отправляйся! Пока летим скажите, пожалуйста, каким бывает ветер? (сильный, ласковый, слабый, приятный, колючий, прохладный, освежающий…) Ребята, смотрите, мы подлетаем к последней станции – Природоохранная. Посмотрите на эти два города. В каком городе чистый, а в каком грязный воздух? Почему? Что загрязняет воздух в наших городах? Подберите запрещающие знаки, которые можно было бы поставить в городе, чтобы люди не забывали о том, что загрязняет воздух. Да, это все загрязняет воздух в городах, а теперь давайте подумаем, как сделать воздух чистым. Ребята, попробуйте догадаться, что нужно сделать, чтобы помочь городу очистить воздух? Ответы детей. Посадить побольше деревьев, кустарников, трав, цветов; не ломать и не губить деревья и другие зелёные насаждения, поставить фильтры на трубы заводов и фабрик. (дети моделируют ситуацию на магнитной доске) В каком бы городе вы хотели жить? Почему? Люди будут реже болеть и будут здоровыми. Молодцы, а теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Шар воздушный поднимайся В детский сад скорее возвращайся! Пока летим, делаем итог занятия. Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего? Что узнали нового? Что бы вы хотели еще узнать о ветре и воздухе? Надо нам здесь приземлиться И скорей остановиться. У шара клапан открываем, Теплый воздух выпускаем. Воздушный шар тихонько опускается, Мы из корзины дружно выбираемся. Вот мы и вернулись в детский сад!
|