Проект «Развитие познавательных способностей и интересов у детей старшего дошкольного возраста через использование проектной деятельности». «Вместе весело шагать» |
Познание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Дубинина Надежда Александровна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.01.2022 19:15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект «Развитие познавательных способностей и интересов у детей старшего дошкольного возраста через использование проектной деятельности». «Вместе весело шагать» Выполнила Дубинина Надежда Александровна Направление: реализация программ обеспечения психолого-педагогической поддержки и повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей Срок реализации проекта Проект предполагается реализовать в 2021-2022 гг.
Цель проекта: привлечение родителей к активному участию в жизни своего ребенка через организацию интересных форм работы. Ключевые задачи инновационного проекта:
Основная идея инновационного проекта Внедрение в образовательный процесс экскурсий, походов и целевых прогулок с семьями воспитанников, как форм работы, позволяющих установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства. Проект, прежде всего, направлен на познавательное воспитание дошкольников (являющееся приоритетным направлением деятельности ДОУ), через реализацию регионального компонента образовательной программы, при тесном взаимодействии специалистов детского сада и семей воспитанников Актуальность проекта: Педагогика нового времени признает приоритет семейного воспитания и требует отношений между семьей и дошкольным учреждением, построенным на основе сотрудничества и взаимодействия. В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» сказано: родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Это обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования сотрудничество учреждения с семьёй стало одним из основных принципов дошкольного образования. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для успешной реализации Программы, дошкольные образовательные организации должны обеспечивать построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охрану и укрепление их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Данный проект поможет решить некоторые вопросы по привлечению родителей к активному участию в жизни своего ребенка, установлению партнерских отношений с семьями. Современная жизнь – вечно спешащие родители, сосредоточенные на том, чтобы заработать деньги, которые хотят отдохнуть в тишине и спокойствии, почти исключила совместный отдых. Детей отправляют в кружки, однако не находят времени, чтобы побыть с ними, узнать о чем дети думают, чем интересуются. А дети не видят, какими знаниями, умениями и навыками обладают их родители. В детском саду родители часто бывают гостями на детских праздниках, но не участниками. Традиционно работа с родителями носит наглядно-информационное направление. В ДОУ проводится педагогическое просвещение родителей: консультации, родительские собрания, оформление родительских уголков. Для создания единого пространство развития ребенка в семье и детского сада приоритет должен быть отдан не информированию, а совместной деятельности. Не все родители открыто идут на контакт. Нет сплочённости родительского коллектива и большой заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду. Чаще интересуются только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его и уже потом успехами. При анализе анкет «Семейный досуг», было выявлено, что родители редко планируют совместный досуг с ребенком, не учитывают (не знают) интересы детей, редко посещают музеи, театры, выставки. Ситуация усугубляется проживанием в сельской местности: сельские дети не могут так часто посещать музеи, выставки, парки, как городские из-за удаленности от культурных центров. Но в проживании на селе есть и много положительных моментов: непосредственная близость детей к живой природе, возможность поддерживать дружеские связи вне стен детского сада. Успех взаимодействия педагогов и родителей напрямую связан с активной позицией самих педагогов, с их желанием чему-то научится, измениться. Верно говорит древняя мудрость: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам». Новизна проекта Дошкольное учреждение не может в полной мере решить весь комплекс социально-педагогических задач без взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, взаимодействие — взаимная связь двух явлений и взаимная поддержка. Проект обеспечивает создание единого пространства «Семья – детский сад», в котором всем участникам педпроцесса будет комфортно, интересно и полезно. Проект обеспечивает поддержку семьям, имеющим различные жизненные обстоятельства и различный состав, помощь в организации семейной досуговой деятельности. Проект направлен на создание благоприятной среды для социализации сельских детей и повышение качества их воспитания и образования, путем использования культурных, образовательных, здоровьесберегающих ресурсов семей и окружающего социума. Ожидаемые результаты и эффекты проекта Реализация проекта будет способствовать формированию у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности (посещение музеев, выставок, библиотек), патриотическому воспитанию (экскурсии по достопримечательностям города и деревни), экологическому воспитанию (походы, целевые прогулки в природу). В ходе реализации проекта будет создано единое образовательное пространство «семья — детский сад»:
образования детей;
городе, деревне;
возраста представлений о родном городе и крае. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта. 1 критерий: повышение уровня сформированности представлений о родном городе и крае у детей и родителей (законных представителей). Показатели:
Методы оценки: обратная связь, анкетирование (вводная и итоговая, анкеты). 2 критерий: создание единого образовательного пространства «семья — детский сад». Показатели:
аналитический отчет. 3 критерий: создание организационно-методических условий для продолжения проекта. Показатели:
Методы оценки: просмотр видеоматериалов, книга отзывов родителей об экскурсиях, походах, прогулках. План реализации проекта (таблица)
План проведения мероприятий с семьями (практический этап)
Дополнительные формы работы с семьями Телефонные звонки. Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всеми родителями, чтобы поддерживать неформальное общение с ними. Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем. Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года. Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др. Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию. Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости. Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей. Отчеты.Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов. Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними. Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр. Сотрудничество родителей друг с другом. Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки. Информация для родителей и их обучение. Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка. Неформальные встречи родителей и воспитателей. Это тематические встречи, вечера и т. п. Использование коммуникативных ресурсов. Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей. Обмен литературой. Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео-, аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться. Что могут делать родители в детском саду: читать детям рассказы, сказки, истории;приносить различные игрушки для общих игр, собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т. п.; участвовать в подготовке праздников (например, к празднику «День моей семьи» принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т. д., совместных проектах «День Матери», «День отца», «Неделя Семьи». Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации. Дальнейшее развитие инновационного проекта заключается в использовании разработанного плана мероприятий для всей семьи, который составлен с учетом тематического планирования обязательной части Основной общеобразовательной программы, опираясь на календарные даты. План мероприятий разработан на год для средней – подготовительной групп, с учетом возрастных особенностей, т. е. по нему можно работать с семьями воспитанников средней, старшей и подготовительной групп одновременно в течение года. Далее программа повторяется с возможными изменениями. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Использование проектора позволит организовать просмотр виртуальных экскурсий, выставок, «прогуляться» по памятным местам города детям иродителям, которые не смогли присутствовать на мероприятии. Техническое обеспечение проекта поможет качественно оформлять наглядные материалы для детей и родителей, результаты мероприятий (прогулок, экскурсий, походов). Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей. Педагоги смогут использовать семейный опыт в воспитании и развитии дошкольников. Список литературы: 1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2009. N 9. С. 52-58. 2. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания – родителям // Дошкольное воспитание. 2009. N 1. С. 82-92. 3. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). – Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003. 4. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2006. N 1. – С. 41-49.5. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. – М.: Линка-Пресс. – 2008. – С. 25-26. 6. Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. В. М. Антоновой. – М, 2005. 7. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. – М.: Сфера, 2004 – 112 с. 8. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232. 9. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2009. N 8. – С. 57-59. 10. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2008. N 8. – С. 8-13.
|