Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Развитие познавательных способностей и интересов у детей старшего дошкольного возраста через использование проектной деятельности». «Вместе весело шагать»
Познание
Автор: Дубинина Надежда Александровна   
17.01.2022 19:15

Проект «Развитие познавательных способностей и интересов у детей старшего дошкольного возраста через использование проектной деятельности». «Вместе весело шагать»Проект «Развитие познавательных способностей и интересов у детей старшего дошкольного возраста через использование проектной деятельности». «Вместе весело шагать»

Выполнила Дубинина Надежда Александровна

Направление: реализация программ обеспечения психолого-педагогической поддержки и повышения компетенции родителей (законных

представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Срок реализации проекта

Проект предполагается реализовать в 2021-2022 гг.

 

Цель проекта: привлечение родителей к активному участию в жизни своего ребенка через организацию интересных форм работы.

Ключевые задачи инновационного проекта:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • помочь родителям устранить недопонимание эмоционально-потребностной сферы ребёнка через совместную деятельность;
  • внедрить новые формы работы с семьёй,
  • познакомить с культурными маршрутами в городе, деревне для организации занимательного развивающего досуга с детьми;
  • содействовать семье в формировании и развитии социальных навыков у детей.

Основная идея инновационного проекта

Внедрение в образовательный процесс экскурсий, походов и целевых прогулок с семьями воспитанников, как форм работы, позволяющих

установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.

Проект, прежде всего, направлен на познавательное воспитание дошкольников (являющееся приоритетным направлением деятельности ДОУ), через реализацию регионального компонента образовательной программы, при тесном взаимодействии специалистов детского сада и семей воспитанников

Актуальность проекта:

Педагогика нового времени признает приоритет семейного воспитания и требует отношений между семьей и дошкольным учреждением, построенным на основе сотрудничества и взаимодействия. В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» сказано: родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Это обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования сотрудничество учреждения с семьёй стало одним из основных принципов дошкольного образования.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для успешной

реализации Программы, дошкольные образовательные организации должны обеспечивать построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охрану и укрепление их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Данный проект поможет решить некоторые вопросы по привлечению родителей к активному участию в жизни своего ребенка, установлению партнерских отношений с семьями.

Современная жизнь – вечно спешащие родители, сосредоточенные на том, чтобы заработать деньги, которые хотят отдохнуть в тишине и

спокойствии, почти исключила совместный отдых. Детей отправляют в кружки, однако не находят времени, чтобы побыть с ними, узнать о чем дети думают, чем интересуются. А дети не видят, какими знаниями, умениями и навыками обладают их родители. В детском саду родители часто бывают гостями на детских праздниках, но не участниками. Традиционно работа с родителями носит наглядно-информационное направление. В ДОУ проводится педагогическое просвещение родителей: консультации, родительские собрания, оформление родительских уголков. Для создания единого пространство развития ребенка в семье и детского сада приоритет должен быть отдан не информированию, а совместной деятельности.

Не все родители открыто идут на контакт. Нет сплочённости родительского коллектива и большой заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду. Чаще интересуются только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его и уже потом успехами.

При анализе анкет «Семейный досуг», было выявлено, что родители редко планируют совместный досуг с ребенком, не учитывают (не знают) интересы детей, редко посещают музеи, театры, выставки.

Ситуация усугубляется проживанием в сельской местности: сельские дети не могут так часто посещать музеи, выставки, парки, как городские из-за удаленности от культурных центров. Но в проживании на селе есть и много положительных моментов: непосредственная близость детей к живой природе, возможность поддерживать дружеские связи вне стен детского сада.

Успех взаимодействия педагогов и родителей напрямую связан с активной позицией самих педагогов, с их желанием чему-то научится, измениться.

Верно говорит древняя мудрость: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам».

Новизна проекта

Дошкольное учреждение не может в полной мере решить весь комплекс социально-педагогических задач без взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, взаимодействие — взаимная связь двух явлений и взаимная поддержка.

Проект обеспечивает создание единого пространства «Семья – детский сад», в котором всем участникам педпроцесса будет комфортно, интересно и полезно.

Проект обеспечивает поддержку семьям, имеющим различные жизненные обстоятельства и различный состав, помощь в организации семейной досуговой деятельности.

Проект направлен на создание благоприятной среды для социализации сельских детей и повышение качества их воспитания и образования, путем использования культурных, образовательных, здоровьесберегающих ресурсов семей и окружающего социума.

Ожидаемые результаты и эффекты проекта

Реализация проекта будет способствовать формированию у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности (посещение музеев, выставок, библиотек), патриотическому воспитанию (экскурсии по достопримечательностям города и деревни), экологическому воспитанию (походы, целевые прогулки в природу).

В ходе реализации проекта будет создано единое образовательное

пространство «семья — детский сад»:

  • развитие партнерских отношений между педагогами и семьями воспитанников, создание атмосферы сотрудничества в вопросах воспитания и

образования детей;

  • расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ
  • обогащение воспитательных умений родителей, повышение качества досуга в семьях воспитанников ДОУ. В ходе реализации проекта предполагается:
  • разработать и апробировать практический материал по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой родине:

городе, деревне;

  • разработать и апробировать диагностические методики, направленные на выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного

возраста представлений о родном городе и крае.

Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта.

1 критерий: повышение уровня сформированности представлений о родном городе и крае у детей и родителей (законных представителей).

Показатели:

  • дети знают отличительные особенности родного города, края
  • родители (законные представители) воспитанников принимают активное участие в экскурсионной программе.

Методы оценки: обратная связь, анкетирование (вводная и итоговая, анкеты).

2 критерий: создание единого образовательного пространства «семья — детский сад».

Показатели:

  • развитие партнерских отношений между педагогами и семьями воспитанников
  • создание атмосферы сотрудничества в вопросах воспитания детей
  • расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ
  • обогащение воспитательных умений родителей
  • повышение качества досуга в семьях воспитанников
  • количество мероприятий, проведенных с родителями (экскурсии, походы, целевые прогулки). Методы оценки: обратная связь, наблюдение за поведением участников в процессе мероприятий (активность, заинтересованность, включенность)

аналитический отчет.

3 критерий: создание организационно-методических условий для продолжения проекта.

Показатели:

  • увеличение количества семей воспитанников, участвующих в данном проекте
  • разработанность методического инструментария
  • разработанность диагностических методик
  • увеличение числа социальных партнеров, участвующих в реализации данного проекта
  • обобщение и представление опыта работы по организации культурного досуга семей воспитанников среди педагогической общественности и в средствах массовой информации.

Методы оценки: просмотр видеоматериалов, книга отзывов родителей об экскурсиях, походах, прогулках.

План реализации проекта (таблица)

Этап

проекта

Мероприятие

проекта

Содержание

мероприятия

Сроки

или

период

(в мес.)

Ожидаемые

результаты

Необходимые

условия

Средства

контроля и

обеспечения

достоверности

результатов

Создаются ли

объекты

интеллектуальной

собственности

 

Определение

целей и форм

взаимодействия ссемьями

Анкетирование

родителей

Изучение

потребностей

родителей и ихинтересов в

вопросах

сотрудничества

с детским

садом.

Изучение

организации

досуга в семье

Сентябрь - октябрь

Получение

информации о потребностях интересах

родителей.

Участие 80-

90% семей в

анкетировании

Анализ анкет

Разработаны

анкеты «Детский

сад для ребят»,«Семейный досуг».

 

Дни открытых

дверей.

Экскурсия по

детскому саду;

встречи со

специалистами.

Просмотр

открытых

занятий,

досугов

октябрь

-

ноябрь

Заинтересованность

родителей жизнью

детского сада

Доступность и

информационн

ая ёмкость

мероприятия

Обсуждение

на педсовете

Конспекты

экскурсий,

открытых занятий,

досугов.

 

Беседы с

дошкольниками и

родителями

старшей -

подготовительно

й групп.

- Беседы о

городе

- Викторина

«Край родной»

- Конкурсы

рисунков

«Мой город»

ноябрь

-

декабрь

Выявление уровня

сформированности

представлений о

родном городе и

крае у детей и

родителей.

Информирован

ие родителей о

сформированно

сти

представлений

о родном

городе и крае у

детей.

Обсуждение

на педсовете

Диагностические

методики,

направленные на

выявление уровня

сформированности

у детей старшего

дошкольного

возраста

представлений о

родном городе и

крае.

2 этап

формирующи

й

Оснащение

предметно-

р

Оснащение

предметно-

развивающей среды

Оформление

мини – музея

«Русская изба»уголков для

родителей

«Краеведение»

патриотических

уголков в

группах.

январь

Знакомство с

родным краем в

условиях детскогосада,

заинтересованность

родителей

совместной

деятельностью

Привлечение

родителей к

созданию мини музея

Анализ

предметно-

развивающей среды,

смотры-

конкурсы

Музей «Русская

изба», материалы

по краеведению,патриотическому

воспитанию,

Макет «Город»,

Настольные игры

«Путешествие по

городу»

 

Изучение

объектов

социального

окружения.

Составление

каталога

«Музеи родного

города»,

«Выставки

родного

города»,

«Памятные

места города».

февраль

Создание системы

взаимодействия

ДОУ с

учреждениями

социума на основе

договоров и

совместных планов

Заинтересованн

ость

социальных

партнеров.

Анализ

плана

Видео и

презентации

«Музеи»,

«Выставки»,

виртуальные

экскурсии по

памятным местам.

 

Родительское

собрание

Знакомство

родителей с

проектом

«Вместе весело

шагать»,

обсуждение

запланированны

х мероприятий.

Март

Составление плана

экскурсий, походов,

целевых прогулок с

родителями.

Квалифициров

анное

организационн

ое и научно –

методическое

руководство

проектом.

Участие

большого

числа семей в

собрании,

компетентност

ь педагогов по

вопросу

проведения

Протокол

родительско

го собрания

 
 

Экскурсии по

детскому саду

Посещение

выставок в

детском саду,

музея «Старый

Сургут»

Октябр

Установление

партнерских

отношений с семьями

Профессиональ

но и

психологическ

и

подготовленны

й коллектив

единомышленн

иков.

Творческая

инициативная

группа

коллектива

ДОУ.

Ведение

«Дневника

совместных

мероприяти

й с

родителями»

,оформление

«Книги

отзывов и

предложени

й по

совместной

деятельност

и».

Методические

рекомендации по

организации досуга

с детьми.

План проведения

мероприятий с

родителями во всех

возрастных

группах.

Практический

материал по

формированию у

детей старшего

дошкольного

возраста

представлений о родном городе

3 этап

практический

Проведение

экскурсий,

целевых прогулок

по городу: в

музей,

библиотеку.

Встреча со

наменитыми

земляками.

Беседы о

природе

родного края,

изучение

экспонатов

музея,

знакомство с

библиотекой.

Создание

экологической

тропы

май –

сентябр

ь

(теплое

время

года)

Воспитание любви к

своей «Малой

родине», родному

краю, его

замечательным

 

Проведение

экскурсий,

целевых прогулок

по городу.

Знакомство с

родным

городом,

музеями,

выставками,

памятными

местами.

 

Досуги,

праздники,

соревнования,

конкурсы сучастием

родителей.

Изготовление

поделок,

постановка

театрализованных

представлений,

участие в

спортивных

соревнованиях,

оформление

выставок.

.октябрь

-апрель

(холодн

ое

время

года)

Активное участие

родителей в жизни

ДОУ

План работы с

семьями.

Обсуждение

на педсовете

Конспекты

мероприятий

4 этап

заключительн

ый

Обсуждение

проделанной

работы.

Круглый стол с

просмотром

видеоролика

«Наши

путешествия»

Подведение итогов

май

Составление плана

на будущее.

Квалифициров

анное

организационн

ое и научно -

методическое

руководство проектом

Анализ

плана

 

План проведения мероприятий с семьями (практический этап)

Старшая группа

Мероприятие

Тема

Дата (месяц)

Цель

Ответственный

Экскурсии по

детскому саду

«Наш детский

сад»:- наша группа;

- кто нам

готовит;

- кто нам

стирает;

- наши

воспитатели и

няни

октябрь

Познакомить

родителей сусловиями

детского сада.

Познакомить детей

с профессиями

сотрудников

детского сада.

Старший

воспитатель,воспитатели,

сотрудники

детского сада.

Праздники

«Мама папа я –

спортивная

семья»

«Танцы для всей

семьи»

«Всей семьёй на

лыжах»

«Музыкальная

гостиная»

Октябрь –

апрель (по

плану

общесадовских

мероприятий).

Активизировать

участие родителей

в мероприятиях

детского сада,

помочь лучше

узнать и понять

своего ребенка.

Старший

воспитатель,

музыкальный

руководитель,

инструктор по

физкультуре и

плаванию,

воспитатели

Подготовительная группа

Встреча с

ветеранами

земляками

«Мы не

забудем»

Беседа с

земляками –ветеранами (в

деревне),

возложение

цветов к

поклонному

кресту.

май

 

Зам. ЗАВ по

УВР, старший

воспитатель

Походы,

целевые

прогулки

«Родные поля,

леса, луга»

Летний

период

Познакомить

дошкольников с

природой родного

края.

Старший

воспитатель,

воспитатели

Экскурсии

«Вот эта улица,

вот этот дом»

- по деревне

- по городу

сентябрь

Познакомить

дошкольников с

происхождением

слова «улица», с

признаками

отличия дерев

ни и города.

Изготовить с

родителями макеты

«Перекресток»,

«Деревня»,

«Город».

Старший

воспитатель,

воспитатели

 

«Наша школа»,

Школьные

музеи

октябрь

Преемственность

дошкольного

учреждения и

начальной школы.

Старший

воспитатель,

воспитатели

 

В библиотеку

ноябрь

Познакомиться спрофессией

«Библиотекарь, с

детскими книгами

Старший

воспитатель,

воспитатели

 

В медпункт, на

почту, магазин.

 

Познакомиться с

профессиями

взрослых,

поддерживать

партнерские

отношения с

учреждениями

социума.пар

Старший

воспитатель,

воспитатели

Праздники,

досуги,

развлечения.

По

тематическому

календарю,

календарю

знаменательных

дат.

По годовому

плану

Активизировать

участие родителей

в жизни детского

сада, привлечь к

театральным

постановкам,

изготовлению

атрибутов для

мероприятий.

Старший

воспитатель,

музыкальный

руководитель,

инструктор по

физкультуре и

плаванию,

воспитатели.

         

Экскурсии

В музеи города,

выставочный

зал, по

памятным

Местам города,

к памятникам

павшим героям

Великой

отечественной

войны.

Апрель - август

Организовать

совместный досуг

детей и родителей.

Педагогический

коллектив, семьи

воспитанников.

Для всех групп

Индивидуальная

работа

Консультации,

беседы, телефон

доверия,

почтовый ящик

«Надежда»

(письменные

обращения)

В течение года

по запросам

Помощь в решении

семейных проблем,

поддержка семей.

Педагогический

коллектив, семьи

воспитанников.

Проектная

деятельность

Семейные

проекты

«Профессии

родителей»,

«Забытые виды

творчества» и

другие

В течение года

Развивать

потребность детей

и родителей в

получении и

обсуждении

информации о

явлениях,

событиях,

выходящих за

пределы

привычного им

ближайшего

окружения.

Развивать

потребность детей

и родителей в

общении.

Педагогический

коллектив,

Семьи

воспитанников.

«Копилка

семейного

опыта»

«Книга

рецептов»

«Игры наших

бабушек»

В течении года

Использовать

семейный опыт

воспитания и

развития

дошкольников.

Педагогический

коллектив,

семьи

воспитанников.

Конкурсы

Скворушка»

«Лучший

участок»

Апрель - май

Привлечь

родителей к

озеленению,

оформлению

участков и

территории.

Организовать

изготовление

скворечников и

повесить их на

территории

детского сада и

деревни.

Старший

воспитатель,

воспитатели

Досуги

«День птиц»

«День защиты

детей»

«День Нептуна»

«Светофорик»

Апрель

Летний

период

(по погоде)

Привлечь

родителей к

участию в

театрализованных

постановках при

проведении

досугов.

Старший

воспитатель,

музыкальный

руководитель,

инструктор по

физкультуре и

плаванию,

воспитатели

Экскурсии в

детском саду

Музей «Изба»,

выставки

прикладного

искусства.

ежемесячно

Привлечь

родителей к

оформлению музея,

выставок.

Организация

выставки

«Семейная

коллекция»,

«Творчество

родителей».

Старший

воспитатель,

воспитатели

Дополнительные формы работы с семьями

Телефонные звонки.

Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всеми родителями, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.

Брошюры.

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Пособия.

Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Бюллетень.

Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки.

Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Личные блокноты.

Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Ящик для предложений.

Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Отчеты.Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Гость группы.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец.

У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

Сотрудничество родителей друг с другом.

Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания

поддержки.

Информация для родителей и их обучение.

Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.

Неформальные встречи родителей и воспитателей.

Это тематические встречи, вечера и т. п.

Использование коммуникативных ресурсов.

Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.

Обмен литературой.

Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео-, аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.

Что могут делать родители в детском саду: читать детям рассказы, сказки, истории;приносить различные игрушки для общих игр, собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т. п.;

участвовать в подготовке праздников (например, к празднику «День моей семьи» принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т. д., совместных проектах «День Матери», «День отца», «Неделя Семьи».

Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации.

Дальнейшее развитие инновационного проекта заключается в использовании разработанного плана мероприятий для всей семьи, который составлен с учетом тематического планирования обязательной части Основной общеобразовательной программы, опираясь на календарные даты.

План мероприятий разработан на год для средней – подготовительной групп, с учетом возрастных особенностей, т. е. по нему можно работать с семьями воспитанников средней, старшей и подготовительной групп одновременно в течение года. Далее программа повторяется с возможными изменениями.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

Использование проектора позволит организовать просмотр виртуальных экскурсий, выставок, «прогуляться» по памятным местам города детям иродителям, которые не смогли присутствовать на мероприятии.

Техническое обеспечение проекта поможет качественно оформлять наглядные материалы для детей и родителей, результаты мероприятий

(прогулок, экскурсий, походов).

Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное

использование образовательного потенциала семей. Педагоги смогут использовать семейный опыт в воспитании и развитии дошкольников.

Список литературы:

1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2009. N 9. С. 52-58.

2. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания – родителям // Дошкольное воспитание. 2009. N 1. С. 82-92.

3. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические

рекомендации). – Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.

4. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2006. N 1. – С. 41-49.5. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. – М.:

Линка-Пресс. – 2008. – С. 25-26.

6. Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. В. М. Антоновой. – М, 2005.

7. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. – М.: Сфера, 2004 – 112 с.

8. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский

центр «Академия», 1999. – 232.

9. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2009. N 8. – С. 57-59.

10. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2008. N 8. – С. 8-13.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год