Краткосрочный исследовательско – игровой проект в средней группе «Умные росточки». |
Познание | |||
Автор: Денисова Марина | |||
17.07.2015 00:03 | |||
Краткосрочный исследовательско – игровой проект в средней группе «Умные росточки». Цель проекта: научить детей выделять овёс из видов злаковых культур, определять его качественные характеристики (структура поверхности, форма, цвет), свойства, дать информацию о применении человеком, Использовать самые разные виды деятельности детей: театрализованную, игровую, экспериментирование, конструирование, рисование. Подготовительный этап.
Основной этап.
Заключительный этап.
Опыты. 1. Изучение почвы: земля, опилки, песок. а) почва – верхний слой земной коры, способный производить урожай, «живая земля». Почва снабжает растения питанием, водой, воздухом, обладает плодородием. Берём лупу и рассматриваем землю. Что видим? Обнаружили много разных мелких организмов, о существовании которых дети и не подозревали. Увидели кусочки перегнивших листьев, веточек и травы – перегной или по-другому гумус — невероятно полезные для растений вещества. б) Трогаем почву руками. Какая она? Тёплая (её нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет светло-серый или светло-коричневый, пропускает воду и воздух. Земля состоит из песка, глины, в ней есть камни. Если вскопать, она станет рыхлой, в ней быстро прорастут семена, корни будут свободно ветвиться. Земля отличается по цвету, качеству корней растений, по форме и величине комочков. Комочки – частицы, склеенные между собой, как кирпичики цементом. в) Польём землю из лейки (как будто прошел дождь), предложить детям опять потрогать её, рассмотреть. Земля потемнела, стала мокрой. Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – она стала мокрой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя. Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы. г) Растворяем почву в большом количестве (0, 75 л. банка) воды. Видим ниточки-корешки, которыми растения высасывают из почвы питательные вещества, воду, воздух; полочки, листочки, камешки и др. Вывод: почва нужна растениям, чтобы укрепляться в ней корнями и расти. Чем темнее почва, тем больше в ней перегноя – гумуса и тем она пригоднее. 2. а) Рассматриваем песок через лупу: коричнево-жёлтого цвета, рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зёрен кварца, полевых шпатов и мелких частиц иных твёрдых минералов. Форма песчинок разная. Возьмём песок в руки – он сыпучий. Горсть сухого песка выпустим струйкой в одно место. В месте попадания образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Вывод: песок сыпучий, может двигаться. Понаблюдать «песочные часы». б) Разровняем площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности насыплем песок через сито. Погрузим без надавливания в песок какой-нибудь тяжёлый предмет (ключ) и карандаш. Обратим внимание на глубину следов, оставшихся от предметов на песке. А теперь встряхнём песок. Проделаем с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок предметы погрузились вдвое глубже, чем в рассеянный. Вывод: рассеянный песок плотнее разбросанного. Отпечаток тяжёлого предмета будет на нем более отчётливым. в) Польём песок из лейки. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом. На банку ставим воронку, положим немного ваты, до половины насыпаем песок. Нальём доверху воды. Наблюдаем: песок хорошо пропускает воду. Вода маленькой струйкой просачивается в банку. Вывод: песок рыхлый, хорошо пропускает воду, быстро высыхает. Попробуем скатать «колбаски» — не получается, в шарик тоже не скатывается. Песок скрипит. Если разбавить песок большим количеством воды (в баночке), то получится «каша-малаша». Из песка можно строить, лепить что-нибудь. 3. Аналогичные опыты проводим с опилками. или напильником. Это древесная стружка, отходы. Их прессуют и изготавливают мебель. Опилки плохо впитывают воду, в них нет перегноя. Вода через них стекает очень быстро, не задерживаясь. 4. а) Рассматривание семян овса и посадка его в перегной. Дети рассматривают семена через лупу: продолговатые, золотистого цвета, гладкие; трогают руками: тёплые, немного покалывают острыми концами. Дети сеют овёс в землю: берут одно семя, втыкают его глубоко в землю, чтобы только кончик был виден. Другое воткнем близко от первого, рядом еще одно. Засыпаем семена землей, поливаем и ставим на окно, где много света и тепла. б) Аналогично сажаем овес в песок. в) Аналогично сажаем овес в опилки. 5. Наблюдение Конспект интегрированного занятия в средней группе «Ученый совет в исследовательском институте». Цель: Закрепить и обогатить знания детей о росте растений, организовать наблюдение за прорастанием семян в разных условиях и почвах. Учить самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы. Воспитывать любовь и уважение у природе, бережное отношение к земле и ее обитателям. Вырабатывать навыки ухода за растениями: копка, рыхление, внесение удобрений, уход за комнатными растениями. Словарная работа: Ввести в словарь детей новые слова: гумус, лаборант, укоренение. Предварительная работа: За неделю до занятия посеять семена в емкости с разным грунтовым составом: песок, опилки, обогащенная органическими удобрениями земля. Вести наблюдение за прорастанием семян и развитием растений, зарисовать результаты. Рассказ воспитателя о профессии лаборанта. Чтение произведений художественной литературы о злаковых культурах. Материал и оборудование: Стаканчики с землей, емкости с проросшими семенами, пинцет, увеличительные стекла (лупы) по количеству детей, три тазика с землей, совочки, воронки, прозрачные баночки, магниты, семена овса, вода в лейке, альбомные листы, карандаши, фломастеры, краски, мелки, аудиозапись для создания музыкального фона на занятии, вывеска «Опытная лаборатория», бейджики детям «Ученый…», полумаски ростков Ход занятия. Воспитатель в очках, белом халате и шапочке (костюме профессора сельскохозяйственных наук) вносит в групповую комнату емкости с проросшим зерном. Профессор: Коллеги! На прошлой неделе мы с вами приступили к новым экспериментам. В чем они состояли? Дети: Мы посеяли семена в емкости с землей, с песком и с опилками. Пр-р: Где мы с вами начали свои опыты? Дети: В опытной лаборатории, где проводятся исследования, наблюдения, опыты. Пр-р: А чем обычно занимаются лаборанты? Дети: Проводят опыты в лабораториях, следят за изменениями внешнего вида растений и веществ во время опытов и устанавливают их причины, размер растений, их количество, записывают все полученные результаты. Пр-р: Перед нами была поставлена познавательная проблема, в какой почве лучше будет расти овес. Чтобы проверить выдвинутые предположения, мы организовали опыты. Что ж, понаблюдаем за изменениями, которые произошли с нашими опытными экземплярами. Итак, коллеги, взгляните на наши емкости, куда мы с вами посеяли семена. Что вы видите? Дети: В емкостях выросли ростки. Это проросли семена. Пр-р: (внимательно разглядывая ростки поверх очков): Но вы не находите, что во всех емкостях ростки взошли по-разному? Чем отличаются ростки в емкостях? Дети: Да. Вот здесь много ростков, всходы густые, и растения выглядят крепкими и здоровыми. А здесь – редкие и слабые. Пр-р: В какую почву мы с вами сеяли эти ростки? Дети: В землю (чернозем). Пр-р: Что мы увидим, если рассмотрим землю в лупу? Дети: Мы видим кусочки перегнивших листьев, веточек и травы. Пр-р: Эти перегнившие вещества невероятно полезны для растений. Называются они гумусом. Именно гумус – перегной — делает землю пригодной для роста растений. Поэтому в емкости с землей ростки зеленые и крепкие. Потрогайте руками почву и скажите, какая она. Дети: Теплая (ее нагрело солнце), сухая (в руках рассыпается), цвет светло-серый. Пр-р: Что произойдет, если почву полить? Дети: Она станет темной, мокрой и уплотняется. Пр-р: Что происходит с почвой в большом количестве воды? Дети: Она растворяется, вода становится мутной, грязной, непрозрачной. В ней видны какие-то корешки, ниточки (это остатки от корешков растений). Этими корешками растения всасывают из почвы питательные вещества, воду. Пр-р: Земля нужна растениям, чтобы укрепляться корнями и расти. Чем темнее почва, тем больше в ней перегноя – гумуса и тем она пригоднее для растений, в ней больше питания, необходимого растениям. Это мы подтвердим опытным путем. Теперь обратите внимание на емкость с семенами, посеянными в песок. Какие в них ростки? Дети: В песке взошли бледные, слабые ростки с высохшими макушками.
Пр-р: Почему страдают ростки? Давайте рассмотрим песок. Назовите свойства песка, какой он. Дети: Песок желтый, сыпучий, состоит из маленьких песчинок, не удерживает влагу, легко и быстро пропускает воду, быстро сохнет. Пр-р: В песке нет остатков перегнивших листьев, травы – нет гумуса, который так полезен для растений. Так вот в чем причина недомогания ростков. Что по-вашему тут можно сделать? Реб.: А мы возьмем росточек и в землю поместим, питательной средою растение укрепим. Пр-р: Что ж, посмотрим, что из этого получится. Пересадим растения из песка в землю. У вас у всех имеются свои стаканчики с землей. Мы ее уже приготовили. Что мы сейчас сделаем? (Дети проговаривают процесс пересадки). Дети: Возьмем нашу вспомогательную палочку-выручалочку, сделаем в земле отверстие, затем очень аккуратно, чтобы не задеть корешки, отсоединим росточек вместе с землей и перенесем в приготовленные стаканчики. Аккуратно придерживая росточки, мы их засыпаем и поливаем. Пр-р: Обратите внимание на корешки наших росточков, какие они. Дети: Беленькие, длинные, их очень много и растут они из одного места, ветвистые. Во время самостоятельной деятельности детей педагог читает стихотворение: Чтоб смог росточек распуститься, Пусть солнышко его согреет, Пр-р: Теперь вы будете ухаживать каждый за своим растением, наблюдать за ним. А сейчас, коллеги, обратим свое внимание на третью емкость. Что вы видите? Дети: Ростки растут в опилках. Пр-р: Что такое опилки? (мелкие частицы дерева). Опилки очень плохо впитывают воду. Опыт: на стеклянную баночку ставим воронку, наполненную опилками. Наливаем из лейки воду, и она очень быстро, не задерживаясь, стекает в баночку. Опишите внешний вид ростков, выросших в опилках. Дети: Ростки бледно-зеленые, хилые, тонкие, вытянутые к свету, т. к. не хватает питательных веществ. Пр-р: Почему они такие? Реб.: Проклюнулся немного зелененький глазок, Пр-р: К какому же выводу мы придем с вами, коллеги. В какой грунт лучше всего высевать семена? Дети: В землю, богатую питательными веществами, перегноем – гумусом. Физминутка. Уж ты семечко-зерно Дети опускаются на корточки. К свету, к солнцу из земли, Дети медленно встают, Вышли к солнышку из тьмы: Поднимают руки над головой, Пр-р: А сейчас, коллеги, нам необходимо зафиксировать результаты наших наблюдений. Присаживайтесь за свои рабочие столы. Возьмите, пожалуйста, в руки по два карандаша. Пальчиковая гимнастика. Карандаш в руках катаю, Катать карандаши между Пальцы делают зарядку, Сжимать и разжимать кулачки. Пр-р: Нарисуйте ту среду, в которой лучше всего, комфортнее будет расти нашим росточкам. (Во время работы детей следить за осанкой, включить тихую музыку для создания фона). Линия длинная нужна, Готовые работы дети укрепляют на магнитной доске (помещают свои ростки в наиболее благоприятную среду). Рассматривают рисунки друг у друга, объясняют, где какие ростки выросли и почему. Пр-р: Огород наш так хорош, Всюду выросли ростки Теперь мы с вами знаем, что самая хорошая почва для растений – земля, наполненная перегноем – гумусом. Сейчас мы пойдем на прогулку и посадим в нашем цветнике семена цветов, чтобы летом цветущий участок радовал глаз своим цветением.
|