Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста «Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!» |
Познание | |||
Автор: Соколова Юлия Александровна Степанова Наталья Геннадьевна Смекалова Надежда Владимировна Постнова Ольга Анатольевна | |||
29.12.2021 06:34 | |||
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста «Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!» Авторы:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №83» г. Череповец 2021 г. Цель: Формирование у детей представлений о труде врача для животных – ветеринара.
Задачи:
Предварительная работа: беседы по теме, просмотр видеоматериалов; рассматривание тематических альбомов, энциклопедий, чтение художественной литературы. Дидактические игры «Что необходимо ветеринару?»; «Дикие и домашние животные». Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Ветеринарная клиника — Айболит», раскраски, прослушивание детских песен о животных, ветеринарах. Интеграция образовательных областей: ОО Познавательное развитие; ОО «Художественно – эстетическое развитие»; ОО «Развитие речи»; ОО «Физическое развитие»; ОО «Социально – коммуникативное развитие» Пояснительная записка. Методические рекомендации. Данная методическая разработка по профориентационной направленности может быть использована для детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном детстве огромное значение в разностороннем развитии личности ребенка приобретает дальнейшее приближение к взрослому миру. В результате общения с дошколятами мы выяснили, что многие дети имеют домашних питомцев. А как правильно ухаживать за ними, знают не все дети, да и взрослые тоже. Часто встает вопрос, к кому обратиться, если не знаешь, как помочь животному. Появилась потребность расширить знания детей по данной проблеме. Ветеринар, это тот доктор, который подскажет, как правильно заботиться о животных, окажет помощь, сделает прививку. Разработанные занятия позволяют расширить и углубить знания детей о профессии – ветеринар. В процессе сюжетно – ролевой игры детям предоставляется возможность отобразить полученные знания о врачах для зверей в игре, приблизиться к миру взрослых. Во время итогового мероприятия «Доктор, но не для людей, а для птиц и для зверей» предоставляется возможность закрепить знания детей по данной профессии, выделить специфику работы ветеринара, прививать любовь к животным. А главное показать детям значение ветеринарной медицины для самых разных животных! Конспект НОД профориентационной направленности Тема: «Кто такой ветеринар?» Цель: формирование и расширение у дошкольников знаний о профессии – ветеринар. Задачи:
Оборудование и материалы: Видеопроектор, презентация «Кто такой ветеринар?», мультфильм «Профессия – ветеринар», разрезные картинки, цветные карандаши, раскраски. Интеграция образовательных областей: ОО познавательное развитие, ОО социально – коммуникативное развитие, ОО художественно – эстетическое развитие, ОО развитие речи. Ход НОД: Воспитатель: Дети, я приглашаю вас на интересный и важный разговор. А тему, вы сами сможете назвать, когда соберете вот эти разрезные картинки. Детям предлагаются картинки с изображениями диких и домашних животных. Воспитатель: Расскажите, каких животных вы собрали? Дети: Корову, собаку, кролика, котенка и других. Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, внимательно мне кажется, что с ними что — то не так? Дети: Они грустные, плачут, может им больно, может они поранились. Воспитатель: А что мы можем сделать, как им помочь? Кто им может помочь? Дети: Хозяева могут дать им чего-нибудь, вкусненького, погладить их. Воспитатель: А что, если это не помогло, что делать? Дети: Нужно вести животных к врачу. Воспитатель: Как называется врач, который лечит зверей? Дети: Это ветеринар! Врач всех зверей! Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Профессия ветеринар» (Мультфильм «Профессия ветеринар» мультсериал Навигатум – Калейдоскоп профессий, youtube. com) Воспитатель: Дети, именно о профессии — ветеринар мне и хотелось бы с вами побеседовать сегодня. Вы хотите узнать, что это за врач такой – ветеринар? Дети: Да, мы тоже любим животных. (Появляется слайд – «Врачи- ветеринары») Воспитатель: А вы знаете, какие животные могут попасть на прием к ветеринару? Сейчас я загадаю загадки, а вы, угадав их, сможете назвать некоторых пациентов. Загадки: И мохнатый и усатый Хвост пушистый, полосатый. Днем на кресле тихо спит, Ночью — мышек сторожит. (Кот) Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней, Пышный хвост – ее краса, Этот зверь лесной – (Лиса) Машет радостно хвостом, когда идет хозяин в дом. У нее удел таков – Дом хранить, от чужаков. (Собака) Что за зверь такой лесной, Встал как столбик под сосной, Кто стоит среди травы, Уши — больше головы? (Заяц) У нее рога, копыта, И на всех глядит сердито, Но добрей она щенка, И нальет нам молока. (Корова) Воспитатель: Вот мы и узнали тех, кто может спешить на прием к ветеринару. А как называется место, где принимают больных и здоровых животных врачи? Дети: — Больница для животных Воспитатель: Эта больница называется – Ветеринарная клиника или ветлечебница, в ней работают ветеринары и медицинские сестры, помощницы врачей. Слайд «Ветеринары осматривают разных животных» Воспитатель: Посмотрите, как выглядит кабинет. Дети: — Он такой же, как в больнице у людей! Воспитатель: Правильно. В ветеринарной клинике, так же как и в больнице для людей должен быть порядок, чистота и тишина, чтобы не мешать работать специалистам! У ветеринаров также есть специальная одежда: халат, шапочка, маска, перчатки. - Дети, у многих из нас есть домашние питомцы – собаки, кошки, попугаи, хомячки. И этим животным, как и человеку, иногда нужна помощь врача. Но простой человеческий доктор, как мы знаем, здесь не поможет, все о животных знает только специальный доктор – ветеринар. - А, какими качествами характера должен обладать врач для зверей? Дети: Он должен все знать о животных, быть смелым, добрым. Воспитатель: Да, действительно. Врач ветеринар должен много учиться и много знать. Ведь пациенты у него необычные. Они не умеют говорить, не могут показать, где у них болит. Лишь на основании осмотра и анализов, врач должен поставить правильный диагноз и назначить лечение. А почему он должен быть смелым? Дети: — Он лечит медведей и тигров, мышек. Воспитатель: Правильно дети. Ветеринару приходиться встречаться с разными животными: с большими и маленькими, добрыми и злыми, спокойными и испуганными. Воспитатель: Оказывается, ветеринары работают не только в клиниках, но и там, где есть животные – в цирках, зоопарках, на фермах. Ветеринар не только лечит больных животных, но и делает им различные прививки, чистит им уши, подстригает когти. А если животное заболело, его осматривают, берут анализы, если необходимо проводят хирургические операции. Слайд «хирургические операции» Воспитатель: Ребята, а вы любите животных? Дети: — Да. Воспитатель: Расскажите о своих домашних питомцах, как вы вместе с родителями за ними ухаживаете. Лера: — У меня есть кот Рыжик. Сейчас он уже большой. А когда он был маленький, мы кормили его с ложечки. Мама дает ему лекарства, которые защищают его от микробов. Он у нас домашний, на улицу мы его не отпускаем. Мы его все любим, а он почему – то все равно иногда кусается и царапается. (Предложить нескольким детям рассказать о своих питомцах). Слайд «Фотографии домашних любимцев детей» Воспитатель: Скажите, пожалуйста, кто из вас был со своим четвероногим другом на приеме у ветеринара? Дети: — Мы делали прививку собачке «Чойсу». А нашему коту «Барсику» лечили ушки. Воспитатель: Вы пока еще маленькие, ходите в детский сад, но я слышала, что некоторые из вас знают, кем хотят быть, когда вырастут. Вы все говорите, что любите зверей, а кто из вас хочет стать ветеринаром? Катя: — Да, я хочу. У меня тетя работает в ветеринарной клинике. Она училась в городе Вологда. Воспитатель: Мы с вами не учились на ветеринаров, но давайте попробуем угадать, какие предметы и инструменты пригодятся врачу зверей. Слайд «Что необходимо для работы ветеринару?» Воспитатель: Молодцы дети! Никто не ошибся! Давайте рассмотрим инструменты: Это шпатель – чтобы проверить горлышко у животных, это шприц – чтобы ставить уколы, это фонендоскоп – чтобы послушать, не простужено ли ваше животное, бинты и вата — нужны для обработки и перевязки ран, а вот и лекарства от разных болезней. Мы с вами заботимся о своих домашних животных, любим их. А, оказывается, есть злые люди. Они выбрасывают своих животных на улицу, бьют их, не следят за чистотой, не кормят, просто потому, что животные им надоели. Эти животные бродят по улицам, питаются, чем попало, заболевают разными болезнями, которыми может заболеть и человек! Слайд «Вопросы для закрепления» Воспитатель: Вы, запомнили главное, дети, что нельзя подходить к бездомным животным, гладить их, они могут заразить людей очень тяжелыми заболеваниями! Если вы увидели таких животных, вы, вместе с родителями, позвоните в ветеринарную службу или в приют для бездомных животных. Рефлексия: Давайте, еще раз скажем, как называется врач, который лечит зверей? Где он работает? Какими качествами характера должны обладать люди данной профессии? Какие инструменты требуются ветеринару для работы? Что интересного и нового вы узнали на занятии о профессии – ветеринар, особенностях его работы? Дети высказывают свои впечатления, делятся своими мыслями по рассмотренной теме. Дошколятам предлагаются для раскрашивания картинки по теме занятия. В конце занятия звучит стихотворение Если у вашей кошки Ножка болит немножко, Если вашей собаке Бок повредили в драке, Время не тратя даром, Чтоб подлечили их, Срочно к ветеринару Везите питомцев своих. Он лапку просветит рентгеном, Ранку собаке зашьет- И у зверят непременно Все заживет и пройдет. Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника — Айболит» для детей старшего дошкольного возраста Задачи:
развивать диалогическую речь, развивать словарный запас, развивать коммуникативные навыки для общения. 4. Обогатить знания детей о животных; их повадках; правилах ухода за ними. 5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми Материалы и оборудование: ширма, игровой набор «Доктор», халаты, шапочка врача, косынка медсестры, телефон, журнал для регистрации посетителей, ручка, игрушки — животные, карточки с изображением таблеток. Предварительная работа: чтение художественной литературы: «Доктор Айболит» К. И. Чуковский, «Заболел петух ангиной» А. Крылов, познавательная беседа о специфике работы ветеринара: «Кто такой ветеринар?», рассматривание иллюстраций домашних животных. Дидактические игры: «Животные и их детеныши», «Кто, где живет?», «Зоологическое лото». Роль и ролевые действия: Ветеринарный врач – лечит животных. Регистратор (работник регистратуры) – выдает талоны и направляет к врачу. Люди (клиенты) с больными животными – приходят, приезжают к врачу за помощью. Игровые действия: В ветеринарную клинику люди (клиенты) приносят больных животных, подходят к регистратуре, объясняют причину обращения, регистратор дает талон и направляет к врачу. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное. Прослушивает, измеряет температуру, определяет диагноз, делает назначение (подавать животному витамины, лекарства, посетить спортивный зал и т. п.). Если необходимо, то делает прививки, уколы, обрабатывает и перевязывает раны, дает таблетки, смазывает мазью и т. д. При необходимости врач делает операции. Если нет возможности привести животного в клинику, то хозяин больного питомца звонит по телефону врачу и вызывает его на дом: называет фамилию, имя, сообщает, адрес, жалобы. Врач с медсестрой собирают в чемоданчик медицинские инструменты, медикаменты и приезжают к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает хозяина о состоянии здоровья питомца, задает вопросы, прослушивает, измеряет температуру, определяет диагноз, назначает лечение. Медсестра выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т. д. Затем врач и медсестра возвращаются в клинику. Хозяин лечит больного питомца. При необходимости идет в ветеринарную аптеку и покупает по рецепту назначенное врачом лекарство. Ход игры: Введение в игровую ситуацию. Воспитатель: Дети я сегодня утром, пришла в группу и увидела, что наши игрушки сидят грустные, а некоторые вообще плачут. Я у них спросила: «Что случилось?» Оказывается, они заболели. Кто знает, какой врач сможет им помочь? (Ветеринар) - Как называется больница для животных? (Ветеринарная клиника) - А кто работает в ветеринарной клинике? (врач- ветеринар, работник регистратуры) -Давайте поможем нашим животным, кто будет ветеринаром? Кто хочет быть регистратором? (распределение ролей) - Ветеринарная клиника открывается! Педагог предлагает сотрудникам занять свои рабочие места, открывает ветеринарную клинику и приглашает всех детей посетить ее, позаботиться о своем любимом питомце, привести его на осмотр. Всех пришедших просит сначала обратиться в регистратуру для получения талона, а затем к ветеринару. После чего предлагает присесть на скамейки и дождаться своей очереди. Ребёнок в роли ветеринара обращается к первому посетителю: ведет диалог с клиентом, используя ролевые действия: - Здравствуйте, как вас зовут? - Кто это? - Как зовут вашу собаку (кошку) - Что у неё болит? Осматривает больного, спрашивает у хозяина, что случилось с питомцем; назначает лечение и просит показаться врачу через некоторое время. Проводит консультацию об уходе за питомцем: необходимости подбора правильного питания питомцу. Врач делает прививки, проводит процедуры (делает уколы, удаляет клещей, обрабатывает и смазывает ранки); так же дает указание записать посетителя на последующий прием. Рефлексия. - Вам понравилась эта игра? - Что больше всего вам понравилось? По желанию детей игра может продолжаться. Можно увеличить число ролей (медсестра, шофер скорой помощи и т.д.) Итоговое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста Развлечение: «Доктор, но не для людей, а для птиц и для зверей» Цель: расширять познавательный интерес к профессии ветеринар; уважать и ценить её. Предварительная работа: чтение художественной литературы: «Доктор Айболит» К. И. Чуковский, «Заболел петух ангиной» А. Крылов, познавательная беседа о специфике работы ветеринара: «Кто такой ветеринар?», рассматривание иллюстраций домашних и диких животных, с/р игра «Ветеринарная клиника — Айболит», д/и «Животные и их детеныши», «Кто, где живет?», «Зоологическое лото». Ход: Дети заходят в зал, садятся на стульчики. Звучит песня «Гимн ветеринара» муз. Виктории Ильиной. Появляется грустный Дядя Федор с Галчонком. Дядя Фёдор: — Здравствуйте, ребята. Ведущий: — Здравствуй, Дядя Федор, ты чего такой грустный? Дядя Фёдор: — Да, вот галчонок горло простудил, а как его лечить я не знаю. Ведущий: — Дети, а вы знаете? Дети: — Нет. Ведущий: — А кто знает? Дети: — Ветеринар. Дядя Фёдор: — А кто это такой? Ведущий: — Дети, давайте мы расскажем Дяде Федору про ветеринара. Дети читают стихи: 1. Лечит плюшевых зверюшек, Наша Таня целый день: "У кого больные ушки? Подходи, кому не лень! Что у вас? Болит животик? Это, право, не беда! Лучше, чем антибиотик, Лечит вкусная еда: Больше кушайте варенья, Плюшек, пряников, конфет. Избегайте есть соленья! От солений только вред! А, у вас, что за напасти? Зуб опять мешает спать? Говорю же, бросьте пасту, Нужно сладости жевать! Что, нога болит, Топтыга? И тебе я дам рецепт: Больше бегай, больше прыгай. От лежанья толку нет!" Но устала Таня что-то, И сказала сгоряча: "Ох, и трудная работа, У звериного врача!" 2. Очень я люблю животных, И хочу им помогать! У меня мечта — хочу я Доктором звериным стать! Я будущий ветеринар, Но лечить животных — дар! Нужно умным, ловким быть, Не страшиться и не ныть, Если кто-то вдруг куснёт, Кто-то языком лизнёт. Если вдруг ушастый слон, Стукнет вас больным хвостом. Если пёс с температурой, Отказался пить микстуру. Если ёжик простудился - Ледяной воды напился. Если кашляет жираф, Кутаясь в огромный шарф. Если кто-то полосатый, Поцарапает вас лапой. С длинным острым коготком, И заплачет вдруг баском. От укола иль таблетки... Ох, звериные вы детки! Это трудная задача - Вас лечить, совсем не плача! Ведущий: — Теперь, Дядя Федор, ты понял, кто такой ветеринар? Дядя Фёдор: — Да, это такой врач, который лечит зверей. Ведущий: — А, еще наши дети знают загадки, попробуй их отгадать. Загадки: 1. У котёнка грустный вид, Целый день сегодня спит. Ничего не пил, не ел. Может, котик заболел? Отвезу его лечиться На Сиреневый бульвар. Там для кошек есть больница. Доктор там... (ВЕТЕРИНАР) 2. У собачки нашей жар Пёсик миленький, не плачь. Вылечит тебя твой врач Добрый врач –... (ВЕТЕРИНАР) 3. Он, собираясь в свой обход, Халат врачебный надевает, Лекарства в саквояж кладёт, На скотный двор потом шагает (ВЕТЕРИНАР) 4. Доктор очень необычный, Лечит он зверей отлично. Собачке лапку подлечил И на свободу отпустил. И скажет даже сенбернар: «Спасибо вам, … (ВЕТЕРИНАР) Ведущий: — Какой ты Дядя Фёдор умный, все загадки отгадал. А теперь посмотри в исполнении детей сценку. Сценка «Доктор, Таня, помогите!» Ребенок: — Доктор, Таня, помогите! Доктор Таня: — Что случилось, расскажите? Ребенок: — Наши собачки правил не знали, И на проезжей части дороги танцевали. Они танцем увлеклись – Тут, откуда не возьмись - Машина быстро проезжала, И одна из собачек пострадала. На лапку не может наступить! Лает жалобно, скулит. Доктор Таня: — На кушетку собачку уложите, Лапку руками подержите. Да…Срочно нужен гипс, наложить на ножку, Чтобы бегать могла она по дорожкам. (Ставит «гипс» – надевает на лапку трубочку). Ну, вот и все – готово! Через неделю придете снова! Ребенок: — Ну, спасибо, доктор Таня. Приведем ее, коль надо! (уходят) Доктор Таня: — Ну, а вам звучит мораль - На проезжей части – не танцуй и не играй! А я продолжу свой рассказ. В жизни бывает так: Ссорятся дети, животные. Вот случилось как – то раз, Своей красоты коты устроили показ. Песня: «Два кота» (муз А. Олейникова, сл. А.Чуркина). (В конце песни мяукают и трясут руками) Доктор Таня: — Крик ребята услыхали. Котов с земли они подняли. В крови лапки увидали И в клинику прибежали. (дети выполняют движения по тексту) Ребенок: — Доктор Таня помогите! Доктор Таня: — Что случилось, расскажите? Ребенок: — Вот поссорились коты! Разодрали в кровь все лапки и носы! Доктор Таня: — Что ж, осмотрю я их сейчас. Да, вижу раны, ссадины у вас. Помажем лекарством (раствором) и лапки и нос. Терпите, друзья! Больно, но это не жало ос! А всем зверюшкам вот урок – Острые когти не решат вопрос! (Коты уходят). Доктор Таня: — Любят наши дети животных и очень хотят, чтобы они жили дома. Такого голосистого попугая купили Пете. Он только и знал – пел песни. Как – то Петя пошел гулять. С собой попугая решил он взять. Там на улице играли, Пели песни и кричали. Петя и попугай выполняют движения по тексту. В конце песни, голос попугая хрипнет, он падает. Попугай: — Я шар покорил земной, Зеваки бегут за мной, А я на виду иду, Умен и пригож Открою я вам секрет, Как быть молодым сто лет – С утра от души пляши, И пой соловьем! Всерьез никогда не злись, Вокруг важных птиц крутись, И надо всегда – да – да! – Все делать с умом! Примером для всех служу, Всегда за собой слежу, И все говорят: «Наряд красив у него!» Любой наповал сражен, Увидев, как я сложён, Я очень люблю, Хвалю себя самого. Я – большой артист, Тонкий пародист, Знаменитым стал, Там, где побывал. Петя: — Что упал ты и лежишь, И совсем не голосишь. Ну, поднимайся и лети! (попугай крутит головой и обессиленно машет крыльями) Да…Видно к доктору пора вести. Петя: — Доктор, Таня помогите! Попугая осмотрите! Доктор Таня: (Слушает, изумленно качает головой. Просит сказать «А» – попугай хрипит – снова сокрушается.)
Долго придется попугая лечить. Мы укол поставим тотчас, А потом в стационар отправим вас! А, вам, хозяевам птичек, кошек и собак Рекомендации врачей выполняйте сполна! Прививки делайте в срок всегда! (Петя и попугай уходят). Доктор Таня: — А сейчас мой рассказ продолжается. Еще в одну семью отправляемся. Там девочке Маше на День рождения, Купили хомячка красивого всем на удивленье! Хомячка кормила Маша, И тортом и даже кашей! Он надулся, словно мячик. И лежит и только плачет. Не раздумывала долго Машенька, друзья! К доктору хомячка несет она. Маша: Здравствуй, доктор, помоги! Доктор Таня: — Что случилось, Маша, расскажи! Маша: — Мы День рождения отмечали мое, Вместе тортик ели, пили молоко. Доктор Таня: — Понятно…Тортик… Хомячку разве можно? Живот сильно болит, возможно. Выпейте микстуру сейчас, а потом Амбулаторный курс лечения пройдем. Маша! Хомячок будет долго радовать и с вами жить, Если, его чем попало не кормить! Доктор Таня: — Вот так проходят, мои рабочие дни! Доктору Тане дарят радость они. Стараюсь помочь всем животным на свете! А вы их просто любите, дети! Ведущий: — Дядя Федор, понравилась тебе сценка? Дядя Фёдор: — Да, я так много узнал про ветеринара, оказывается он всех, всех зверей лечит, а не только домашних. Ведущий: — Ну, раз ты теперь так много знаешь, про ветеринара, предлагаем тебе поучаствовать в конкурсе. Дядя Фёдор: — Я с удовольствием поучаствую! А, что нужно делать? Ведущий: — Нужно будет выбрать те инструменты, которые использует в своей работе ветеринар. Конкурс «Выбери инструменты для ветеринара». Ведущий: — Вот и подошло к концу наше развлечение. А тебе дядя Фёдор, нужно спешит к ветеринару, чтобы он помог твоему питомцу. Дядя Фёдор: — Спасибо вам большое, что вы мне помогли и рассказали про врача для зверей, я теперь буду знать, к кому обращаться, если что-то случится с моими животными. До свидания! Ведущий: — До, свидания, Дядя Фёдор! Рефлексия: В результате проведенной работы удалось заинтересовать детей данной профессией, осознать ее необходимость и важность. Дети узнали, что домашние животные не могут, как дикие, сами заботиться о своем здоровье, поэтому на помощь животным и их хозяевам приходит ветеринар. Ветеринарный врач — это очень трудная и ответственная профессия, с которой справиться может далеко не каждый, а только сильный и имеющий хорошие медицинские знания человек! Выбирая профессию ветеринар в первую очередь нужно руководствоваться любовью к животным, именно любовь чувствуют четвероногие пациенты сразу, только тогда позволяют осматривать и лечить себя! Помогая животным, мы уверены, что делаем мир добрее! Литература: Навигатум – Калейдоскоп профессий, youtube. com
Фотографии сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная клиника»
|