Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование национально-регионального компонента при обучении детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
Познание
Автор: Выскребенцева Ольга Николаевна   
23.07.2015 18:58

Использование национально-регионального компонента при обучении детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миромИспользование национально-регионального компонента при обучении детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

в школе гуманитарно-эстетического развития «Буратино» города Бузулука Оренбургской области

Выскребенцева Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования I квалификационной категории Муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Центра детского творчества «Радуга» города Бузулука Оренбургской области

Дошкольное воспитание, образование и развитие – уникальное явление в системе народного образования.

 

Скачать конспект

Коренные преобразования, коснувшиеся всего общества, не оставили в стороне и учреждения дополнительного образования. В современных условиях они начинают выполнять функцию максимального развития детей дошкольного возраста. Учреждения дополнительного образования представляют больше возможностей обратиться к индивиду, учесть особенности растущего человека, помочь вступить в своеобразные отношения с миром.

В настоящее время важное значение приобретает интерес к народной культуре, народным традициям, фольклору, и поэтому актуальным становится внедрение в программу дошкольного обучения новых форм и методов, ориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми родного края, той общественной среды, в которой они живут. Поэтому сегодня возникла необходимость внедрения в образовательный процесс школы гуманитарно-эстетического развития «Буратино», в которой обучаются воспитанники старшего дошкольного возраста, не посещающие детские сады национально-регионального компонента.

Национально-региональный компонент включает нормы, отражающие специфику этнокультурных традиций и социокультурной среды региона. Они связаны с изучением родного языка, истории, культуры, природы родного края.

Дошкольный возраст — наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне идеалов – любви к малой родине.

Региональный компонент в дошкольном образовании имеет свою специфику. Его преимущество в том, что он позволяет использовать местные своеобразные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности своего региона, района, города

Изучая социально-этнический состав групп ШГЭР «Буратино», я выявила, что наши группы мультикультурны и включают в себя представителей национальных групп, постоянно проживающих на территории Оренбургского края (русские, татары, башкиры, чуваши и т.д.), а также — стран ближнего (армяне, азербайджанцы, таджики, украинцы и т.д.) и дальнего зарубежья (вьетнамцы, немцы и т.д.). Этот существенный фактор послужил основанием для обновления и обогащения содержания национального регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды групп.

В поисках эффективных путей приобщения старших дошкольников к народной культуре я, как педагог дополнительного образования школы гуманитарно-эстетического развития «Буратино», веду поиск наиболее эффективных форм и методов работы на занятии по ознакомлению с окружающим миром, позволяющих познакомить детей с образом жизни, самобытной культурой, уникальной историей, традициями коренных жителей родного города, природой, самой культурой.

Чтобы заложить в ребенке-дошкольнике основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные гуманные чувства к представителям живой и неживой природы, возникла необходимость в разработке дополнительной образовательной программы, доступной познавательным возможностям детей дошкольного возраста, системы занятий, игр, упражнений.

Для работы по ознакомлению с окружающим миром мною была разработана дополнительная образовательная программа «Я в этом удивительном мире», в структуру которой легко вписался региональный компонент. В учебно-тематический план были включен раздел «Родина моя – бескрайняя Россия» и темы занятий «Дружат дети всей планеты (страны – соседи России)», «Большая и малая Родина», «Бузулукский бор – зеленая жемчужина», которые посвящены ознакомлению воспитанников с традициями, обычаями, укладом не только своего края, но и всей России.

Национально-региональный компонент программы пронизывает всю воспитательную систему ШГЭР «Буратино», ознакомление с окружающим миром осуществляется через конкретные традиции и особенности местной социокультурной среды, так как дети живут в Оренбургской области городе Бузулуке.

Национально – региональный компонент программы предполагает:

  • использование элементов национальной культуры, ознакомление с предметами быта, с народным творчеством, фольклором, народными играми
  • учет социально – экономических особенностей Оренбургского края

-использование природных и климатических особенностей области, ознакомление ребенка с природным ландшафтом, использование природного материала в изготовлении поделок детьми. Очень важно вырабатывать умение сопереживать и любить природные и культурные особенности своего края. Ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

Важнейшим аспектом в национально-региональном компоненте является использование и обобщение семейных традиций, их актуализация. Национально-региональный компонент помогает ребенку осознать свою принадлежность к Родине, к своему краю, к своему дому, воспринять всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом богатство, культуру и ценности «большой» жизни.

При отборе содержания к занятиям руководствуюсь ведущими принципами краеведения и системности:

  • с учетом принципа краеведения были отобраны наиболее доступные детям дошкольного возраста материалы (традиции, обряды, игры, представители живой и неживой природы, с их морфологическими особенностями приспособления к среде обитания)

- с учетом принципа системности построено содержание занятий.

Были обозначены новые подходы в организации познавательного процесса: дифференцированный отбор практического материала и адаптация его в соответствии с возрастными особенностями детей, личностно-ориентированное обучение, вариативное моделирование разнообразных форм обучения, обеспечивающее его эффективность.

Наряду с игровыми методами, в обучении используется ряд методов и приемов, стимулирующих познавательную, исследовательскую и социальную активность детей:

  • концентрический метод обучения (по спирали) с соблюдением дидактического принципа от простого к сложному
  • метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и преданий посредством театрализованных постановок
  • эвристический (частично поисковый) метод

- метод моделирования, реконструкции, позволяющий вводить в обучение дошкольников элементы проектной деятельности.

Наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала, являются комплексные познавательные занятия. Эти занятия включают в себя:

  • чтение специальной и художественной литературы (мифы, легенды, сказки, сказания)
  • использование иллюстрированного материала (альбомов, открыток, иллюстраций, коллажей, картин местных художников, отображавших красоту Бузулукского бора – жемчужины Оренбуржья, быт и праздники коренных жителей Оренбуржья и т.д.)
  • использование фольклора (видеоматериалы с элементами национальных танцев, попевки, песенки, заклички)
  • динамические паузы, физкультминутки

- экскурсии в музей города Бузулука и Бузулукского лесного техникума, при посещении которого дети знакомятся с флорой и фауной Бузулукского бора, историей его возникновения. При посещении действующих тематических выставок музея города происходит знакомство с историей Оренбургского края, города Бузулука и вкладом земляка-космонавта Юрия Романенко в развитии отечественной космонавтики.

Усвоение теоретических знаний осуществляется детьми на уровне терминов и понятий (Оренбуржье, бор, жемчужина, бузулучане, украинцы, белорусы и т.д.), которые закрепляются в результате эмоционального проживания в игровой деятельности.

В 2011 году городу Бузулуку исполнилось 275 лет. В рамках юбилея был проведен цикл тематических интегрированных занятий с руководителем кружка «Историнка», посвященных истории города Бузулука.

Социализация детей осуществляется в коммуникативных ситуациях с участием родителей (игры, конкурсы, экскурсии и пр.).

Через занятия по ознакомлению с окружающим миром у детей возникает потребность узнать много нового о своём народе, издревле живущем рядом с другими национальностями, воспитывается любовь к родному краю и чувство патриотизма, происходит приобщение детей к искусству разных национальностей и искусству народов мира.

Изучая традиции, жизнь и быт народов Оренбуржья, дети усваивают нравственные нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям своего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и приумножать богатство родной земли.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год