Использование национально-регионального компонента при обучении детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром |
Познание | |||
Автор: Выскребенцева Ольга Николаевна | |||
23.07.2015 18:58 | |||
Использование национально-регионального компонента при обучении детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром в школе гуманитарно-эстетического развития «Буратино» города Бузулука Оренбургской области Выскребенцева Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования I квалификационной категории Муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Центра детского творчества «Радуга» города Бузулука Оренбургской области Дошкольное воспитание, образование и развитие – уникальное явление в системе народного образования.
Коренные преобразования, коснувшиеся всего общества, не оставили в стороне и учреждения дополнительного образования. В современных условиях они начинают выполнять функцию максимального развития детей дошкольного возраста. Учреждения дополнительного образования представляют больше возможностей обратиться к индивиду, учесть особенности растущего человека, помочь вступить в своеобразные отношения с миром. В настоящее время важное значение приобретает интерес к народной культуре, народным традициям, фольклору, и поэтому актуальным становится внедрение в программу дошкольного обучения новых форм и методов, ориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми родного края, той общественной среды, в которой они живут. Поэтому сегодня возникла необходимость внедрения в образовательный процесс школы гуманитарно-эстетического развития «Буратино», в которой обучаются воспитанники старшего дошкольного возраста, не посещающие детские сады национально-регионального компонента. Национально-региональный компонент включает нормы, отражающие специфику этнокультурных традиций и социокультурной среды региона. Они связаны с изучением родного языка, истории, культуры, природы родного края. Дошкольный возраст — наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне идеалов – любви к малой родине. Региональный компонент в дошкольном образовании имеет свою специфику. Его преимущество в том, что он позволяет использовать местные своеобразные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности своего региона, района, города Изучая социально-этнический состав групп ШГЭР «Буратино», я выявила, что наши группы мультикультурны и включают в себя представителей национальных групп, постоянно проживающих на территории Оренбургского края (русские, татары, башкиры, чуваши и т.д.), а также — стран ближнего (армяне, азербайджанцы, таджики, украинцы и т.д.) и дальнего зарубежья (вьетнамцы, немцы и т.д.). Этот существенный фактор послужил основанием для обновления и обогащения содержания национального регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды групп. В поисках эффективных путей приобщения старших дошкольников к народной культуре я, как педагог дополнительного образования школы гуманитарно-эстетического развития «Буратино», веду поиск наиболее эффективных форм и методов работы на занятии по ознакомлению с окружающим миром, позволяющих познакомить детей с образом жизни, самобытной культурой, уникальной историей, традициями коренных жителей родного города, природой, самой культурой. Чтобы заложить в ребенке-дошкольнике основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные гуманные чувства к представителям живой и неживой природы, возникла необходимость в разработке дополнительной образовательной программы, доступной познавательным возможностям детей дошкольного возраста, системы занятий, игр, упражнений. Для работы по ознакомлению с окружающим миром мною была разработана дополнительная образовательная программа «Я в этом удивительном мире», в структуру которой легко вписался региональный компонент. В учебно-тематический план были включен раздел «Родина моя – бескрайняя Россия» и темы занятий «Дружат дети всей планеты (страны – соседи России)», «Большая и малая Родина», «Бузулукский бор – зеленая жемчужина», которые посвящены ознакомлению воспитанников с традициями, обычаями, укладом не только своего края, но и всей России. Национально-региональный компонент программы пронизывает всю воспитательную систему ШГЭР «Буратино», ознакомление с окружающим миром осуществляется через конкретные традиции и особенности местной социокультурной среды, так как дети живут в Оренбургской области городе Бузулуке. Национально – региональный компонент программы предполагает:
-использование природных и климатических особенностей области, ознакомление ребенка с природным ландшафтом, использование природного материала в изготовлении поделок детьми. Очень важно вырабатывать умение сопереживать и любить природные и культурные особенности своего края. Ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине. Важнейшим аспектом в национально-региональном компоненте является использование и обобщение семейных традиций, их актуализация. Национально-региональный компонент помогает ребенку осознать свою принадлежность к Родине, к своему краю, к своему дому, воспринять всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом богатство, культуру и ценности «большой» жизни. При отборе содержания к занятиям руководствуюсь ведущими принципами краеведения и системности:
- с учетом принципа системности построено содержание занятий. Были обозначены новые подходы в организации познавательного процесса: дифференцированный отбор практического материала и адаптация его в соответствии с возрастными особенностями детей, личностно-ориентированное обучение, вариативное моделирование разнообразных форм обучения, обеспечивающее его эффективность. Наряду с игровыми методами, в обучении используется ряд методов и приемов, стимулирующих познавательную, исследовательскую и социальную активность детей:
- метод моделирования, реконструкции, позволяющий вводить в обучение дошкольников элементы проектной деятельности. Наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала, являются комплексные познавательные занятия. Эти занятия включают в себя:
- экскурсии в музей города Бузулука и Бузулукского лесного техникума, при посещении которого дети знакомятся с флорой и фауной Бузулукского бора, историей его возникновения. При посещении действующих тематических выставок музея города происходит знакомство с историей Оренбургского края, города Бузулука и вкладом земляка-космонавта Юрия Романенко в развитии отечественной космонавтики. Усвоение теоретических знаний осуществляется детьми на уровне терминов и понятий (Оренбуржье, бор, жемчужина, бузулучане, украинцы, белорусы и т.д.), которые закрепляются в результате эмоционального проживания в игровой деятельности. В 2011 году городу Бузулуку исполнилось 275 лет. В рамках юбилея был проведен цикл тематических интегрированных занятий с руководителем кружка «Историнка», посвященных истории города Бузулука. Социализация детей осуществляется в коммуникативных ситуациях с участием родителей (игры, конкурсы, экскурсии и пр.). Через занятия по ознакомлению с окружающим миром у детей возникает потребность узнать много нового о своём народе, издревле живущем рядом с другими национальностями, воспитывается любовь к родному краю и чувство патриотизма, происходит приобщение детей к искусству разных национальностей и искусству народов мира. Изучая традиции, жизнь и быт народов Оренбуржья, дети усваивают нравственные нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям своего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и приумножать богатство родной земли.
|