Проект: «Природа Курского края»
Воспитатель: Коробкова Оксана Николаевна МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9»
Мир, окружающий ребенка — это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. Сухомлинский
Паспорт проекта:
Вид проекта: познавательно — творческий.
Тип проекта: открытый, исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Срок реализации проекта: сентябрь (2019г.) — май (2020г.)
Скачать конспект
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, педагоги ДОУ.
Возраст детей: дошкольники 5-6 лет.
Проблема
- Отсутствие системы непосредственного общения с природой (экскурсии, прогулки в природу)
- Недостаток знаний о природе, родного края
- Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
Актуальность проекта:
В условиях развития современного мира люди порой забывают, что являются частью природы и самой актуальной проблемой нашего времени, является проблема взаимодействия человека с природой.
Этот чрезвычайно важный аспект не может остаться в стороне от участия педагогов. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, знаний о природе родного края его экологической культуры.
Народная мудрость гласит: «Любить – значит, знать». У нас возникли вопросы:
- Как наглядно познакомить детей с разнообразием природы родного края?
- Как объяснять воспитанникам, что хорошо, а что плохо по отношению к природе?
- Как научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее?
Цель проекта:
Формирование у воспитанников чувства
сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде И
стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Систематизировать и обобщить знания детей о разнообразии природы родного края (памятники природы и природоохранные зоны, животный и растительный мир), развивать познавательный интерес детей к жизни природы.
- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Развивать познавательную активность детей, индивидуальные особенности в творческой, художественной и речевой деятельности, развивать коммуникативные умения детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность
- Пополнять и уточнять представления детей о Красной книге Курской области.
- Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе родного края и ее обитателям у детей и взрослых, важности ее сохранения, воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
- Развивать речь и активизировать словарь и фонематический слух.
- Развивать творческие способности «Мастерская поделок и рисунков», активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
- Развивать партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания дошкольников
Принципы:
- принцип индивидуального подхода к детям
- принцип сотрудничества
- принцип интеграции
- принцип систематичности и последовательности
- принцип деятельностного подхода
- принцип личностно-ориентированного подхода
- принцип компетентности педагога
- принцип игровой подачи материала.
Формы работы:
- НОД
- Экскурсии и целевые прогулки
- Проектная деятельность
- Моделирование и рассматривание проблем
- Художественно-творческая, продуктивная деятельность
- Чтение художественной литературы
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, вырезок из газет
- Досуговая деятельность
- Познавательно-исследовательская деятельность
- Наблюдения
- Трудовая деятельность
- Игровая деятельность.
План реализации проекта:
Модель 3-х вопросов
1. Постановка проблемы: Что мы знаем о природе Курского края?
Я знаю, что есть леса, реки, поля. В лесах есть много деревьев, цветов, ягод, есть грибы, живут звери, поют птицы. В лесу красиво. В реках много рыбы, есть бобры и ужи. Есть в нашем крае заповедник, есть растения и животные, которых нужно охранять. У нас есть знаменитый соловей и курская антоновка.
2. Что хотим узнать? Что такое заповедник, как он называется, какие птицы, животные, растения там находятся?. Когда и где можно услышать пение соловья? Есть ли Красная книга Курского края и в связи с чем и когда она появилась?
3. Определение предстоящей деятельности: как нам найти ответы на вопросы? Узнаем на занятии. Узнаем на экскурсии. Спросим у родителей, у воспитателя. Прочитаем в художественной литературе. Посмотрим фильмы. Поищем с родителями в интернете.
Ожидаемый результат
- Дети имеют представления о разнообразии растительного и животного мира родного Курского края
- Пополнили знания о Красной книге России и Курской области
- Имеют представления об отрицательных последствиях потребительского отношения к природе, о правилах поведения в природе
- Знают о влиянии окружающей среды на жизнь и здоровье человека
- У детей проявляются патриотические чувства, любовь к своему краю
- Дети умеют наблюдать и делать выводы, искать причинно-следственные связи, видят изменения в природе в зависимости от тепла и света
- Расширится словарный запас детей, они научатся составлять предложения и небольшие рассказы
- Повысятся знания осознанного отношение к природе, как у родителей, так и у детей
- Сформируются представления о том, что сохранность природных объектов – обязанность человека
- Дети и родители узнают природные особенности родного края (редких животных и растения, о 7 чудесах природы Курской области)
- Пополниться предметно – развивающая среда
- Разовьется сфера эмоциональной отзывчивости детей на красоту природы, готовность прийти на помощь
- У детей проявятся патриотические чувства, любовь к природе родного края.
Продукт проекта
- Лэпбук «Природа Курского края»
- Картотека дидактических, пальчиковых и подвижных игр природоведческого направления
- Папка «Красная книга Курской области» (извлечение – насекомые, растения, птицы, животные)
- Выставка детских рисунков и поделок из природного материала (совместно с родителями)
- Создание макета лес
- Фотоальбом детей группы «Наедине с природой»
- Пополнение предметно-пространственной среды детей
- Фотоальбом “7 чудес природы Курского Края”.
Обеспечение проекта
- Уголок природы в группе
- Картины
- Альбомы, иллюстрации
- Красная книга Курского края (интернет ресурсы)
- Дидактические игры (известные ранее и разработанные и созданные педагогом)
- Аудио и видео записи со звуками природы
- Методическая, художественная литература
- Буклеты, наборы открыток.
Подготовительный этап
- Изучение методической литературы и подготовка методического сопровождения проекта
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационного материала, аудио и видео материалов по данной теме (познавательная литература, художественная литература, презентации, изучение опыта работы коллег, видеоролики, и др.)
- Диагностика знаний детей о природе Курского края
- Определение цели и задач проекта
- Анкетирование родителей, актуальность и важность проблемы
- Разработка плана работы по ознакомлению детей с природой Курского края
- НОД по проекту
- Подбор дидактических, пальчиковых, подвижных игр.
Основной этап
- Организация непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» по теме проекта
- Организация совместной и самостоятельной деятельности детей по теме проекта
- Организация работы с родителями: консультирование, вовлечение в проектную деятельность, организация совместных выставок, экскурсий
- Пополнение и обновление развивающей предметно – пространственной среды по направлению «Природа Курского края» (подбор книг, наглядно-демонстрационного материала, загадок, поговорок и т.п.)
- Разработка рекомендаций, памяток для родителей по теме проекта (с обновлением в родительском уголке).
Заключительный этап
- Лэпбук «Природа Курского края»
- Картотека дидактических, пальчиковых и подвижных игр природоведческого направления
- Папка «Красная книга Курской области» (извлечение – насекомые, растения, птицы, животные)
- Выставка детских рисунков и поделок из природного материала (совместно с родителями)
- Создание макета лес
- Фотоальбом детей группы «Наедине с природой»
- Пополнение развивающей предметно-пространственной среды детей
- Фотоальбом “7 чудес природы Курского Края”
- Презентация проекта.
Развивающая предметно-пространстве-нная среда:
Наше творчество
Наедине с природой
Итог работыМодель 3-х вопросов
- Что мы узнали нового? Природа родного Курского края богата и разнообразна. На территории Курской области расположен Центрально-Черноземный государственный природный заповедник имени профессора В. В. Алехина, он входит в систему заповедников мировой сети ЮНЕСКО. У нас есть растения, которые сохранились с предледникового периода. Многие из них занесены в Красную книгу и нуждаются в особой охране.
- Что нас удивило? Удивило 7 чудес Курского края (связанных с природой) Курский водопад, цветные озёра, КМА, «плавающий» остров, Курский соловей, Курская антоновка, заповедник им. Алёхина – «Стрелецкая степь».
- Что понравилось больше всего? Нам понравилось, что в нашем Курском
крае, есть красивые заповедные места, что нигде в мире нет такого соловья, что у нас растет клюква. В Курском крае есть своя «Красная книга». Что мы принимали участие в изготовлении макета «Лес», кормушек для птиц, оформлении Лэпбука «Природа Курского края».
Итоговая диагностика
Вывод
Таким образом, анализ результатов диагностики показал, что:
- Дети имеют представления о разнообразии растительного и животного мира родного Курского края
- Пополнили знания о Красной книге России и Курской области
- Имеют представления об отрицательных последствиях потребительского отношения к природе, о правилах поведения в природе
- Знают о влиянии окружающей среды на жизнь и здоровье человека.
- У детей проявились патриотические чувства, любовь к своему краю
- Дети научились наблюдать и делать выводы, искать причинно-следственные связи, видеть изменения в природе в зависимости от тепла и света
- Расширится словарный запас детей, они научатся составлять предложения и небольшие рассказы.
- Повысились знания осознанного отношение к природе, как у родителей, так и у детей
- Сформировались представления о том, что сохранность природных объектов – обязанность человека
- Дети и родители узнали природные особенности родного края (редких животных, растений, 7 чудес природы Курской области)
- Пополнилась предметно – развивающая среда
- Развилась сфера эмоциональной отзывчивости детей на красоту природы, готовность прийти на помощь
- Расширился словарный запас детей: научились составлять предложения и небольшие рассказы
- У детей проявились патриотические чувства, любовь к природе родного края.
|