Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Посадка лука» в группе среднего дошкольного возраста
Познание
Автор: Бережная Татьяна Михайловна   
18.03.2021 00:34

Проект «Посадка лука» в группе среднего дошкольного возрастаПроект «Посадка лука» в группе среднего дошкольного возраста

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №24 комбинированного вида" г. Мончегорск 2021

Воспитатели:

  • Бережная Татьяна Михайловна
  • Балабанова Мария Геннадьевна

Актуальность. Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы), памяти, воображения, внимания.

Цель. Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о пользе для здоровья человека природных витаминов. Формировать трудовые умения и навыки.

 

Скачать конспект

Задачи.

  1. Учить детей наблюдать как растёт лук.
  2. Развивать познавательный интерес, любознательность.
  3. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги для роста лука.
  4. Воспитывать желание трудиться.

Ожидаемый результат. После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений (свет, вода, тепло).

Формы работы. Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход, срезка, употребление в пищу.

Участники проекта: дети и воспитатели, родители.

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Материал: луковицы и стаканчики на каждого ребенка., лейка, фартуки, тряпочка, заготовки «глазок» из бумаги, клей.

Итоговое мероприятие. Выставка детских работ «Лук от семи недуг».

Ожидаемый результат. Дети научатся сажать и ухаживать за луком, познакомятся с условиями его содержания; у детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях в стакане с водой; дети узнают о пользе зелёного витамина.

Этапы реализации проекта. Наблюдение – это целенаправленное восприятие и сложный познавательный процесс. На основе совместной деятельности детей и воспитателя, формируются конкретные знания, которые развивают мышление и речь детей. Наше длительное наблюдение требует обязательной зарисовки (дневник) и фотофиксации каждого этапа наблюдения.

Подготовительный этап. Выявление знаний детей о луке. Подбор иллюстраций, художественной литературы, составление плана работы.

Привлечение родителей к организации и реализации проекта (подготовка луковиц для посадки).

Основной этап. Обратить внимание детей на то, что все луковицы гладкие и твердые.

Вопрос. Что нужно растению для роста? (Вода, тепло и свет)

  1. Для того, чтобы дети узнавали свои луковицы, мы украсили их, вырезали и приклеили «глазки».
  2. Посадка репчатого лука на перо в воду.
  3. Наблюдение на 7 день – измерили линейкой корешки и вершки, занесли показания в дневник наблюдения. Рассмотрели луковицы и выяснили, какие изменения произошли с ними — воды стало меньше, появились корни или нет, воды стало меньше и появился запах от неё, проросли зеленые перышки у двух луковиц.
  4. Наблюдение на 10 день – корешки стали ещё длиннее, воды стало ещё меньше и цвет её поменялся. Зелёные перышки у двух луковиц подросли, остальные луковицы не пустили перышек.
  5. В свободное время была проведена беседа «Чем полезен лук?»
  6. Чтение сказки-притчи «Луковая семья».

В воскресный день пошла хозяйка на базар за луком, да никак не могла выбрать, какой же лук ей лучше купить. В конце концов, она купила на пробу все луки, которые продавались в тот день на базаре.

Так попали в одну корзинку братья луки из разных луковых семей.

Вечером, когда все ушли с кухни, луки разговорились.

— Не расскажите ли, братцы, что-нибудь интересное о себе, — подал голос Репчатый лук с зелеными перьями на макушке. — Скучно лежать молча.

— Да, действительно, жизнь у тебя скучная и вкус горький, — откликнулся Лук-слизун, гордо расправив свои светлые и темнозеленые длинные листья. Вот мой вкус гораздо более приятный. Когда распускаются мои белые и фиолетовые шары-соцветия, огород превращается в прекрасный сад. Из всех луков я самый красивый и самый урожайный. Ты, Репчатый, — тихоня: по пять лет растешь и всего одну луковицу выращиваешь; а один мой двухлетний куст дает

до тридцати луковиц. Дети меня просто обожают. У одной девочки я даже вылечил малокровие.

— Вот расхвастался, — откликнулся Шнитт-лук. — Как будто ты один красив и целебен. У меня листья тоже очень нежные, а яркокрасные и фиолетовые соцветия до того хороши, что глаз не оторвать.

— Все-таки мы, луки, не цветами должны гордиться, а луковицами, — вступил в разговор Многоярусный лук. — Ты, Лукслизун, хоть и выращиваешь много луковиц, да они у тебя не настоящие, а ложные, как, впрочем, и у Шнитт-лука. Ваши так называемые луковицы — просто небольшие утолщения в нижней части

пера. Я же на своем цветочном стебле выращиваю настоящую прикорневую луковицу и множество маленьких деток-луковичек.

Представляете, как удобно: не надо ждать, когда семена прорастут — сразу готовые луковички. Они у меня идут на размножение, а прикорневые луковицы едят.

— Братцы, главное в нас не только то, как выглядят наши цветы и луковицы, — примирительно сказал Лук-порей, взмахнув веером своих длинных листьев, — главное, что все мы служим людям нашими витаминами. Особенно мы богаты витамином С, как вы все знаете. Я, например, научился даже в зимний период его не расходовать, а, наоборот, накапливать. Мои молодые листья и стебли в свежем, вареном, сушеном и консервированном виде необыкновенно вкусны и

питательны, и укрепляют человеку голос.

Долго братцы-луки своими достоинствами друг перед другом хвастались, пока не устали. Один Репчатый лук все время молчал, будто язык проглотил.

— А ты что молчишь? — обратились к нему братья.

— Да что говорить: обо мне и так все известно, — скромно произнес Репчатый лук. — Вы на огородах — редкие гости, а меня в каждом огороде полным-полно. Не смотря на мой горький характер, люди давно взяли меня к себе на службу, и я помогаю им всем, чем могу.

В эту минуту в кухню вошли хозяйка и ее дочка.

— Ой, как больно, — плакала девочка. — Зачем эта злющая оса ужалила меня? Посмотри, мама, у меня рука опухает.

— Подожди, не плачь, — сказала хозяйка, доставая из корзины репчатый лук. Она разрезала луковицу пополам и велела дочке:

— Скорее натри больное место половинкой луковицы. Старайся, чтобы на укус попало как можно больше лукового сока.

Девочка натерла луком больное место, и боль прошла, а от опухоли и следа не осталось.

— Видишь, как быстро помог тебе репчатый лук, — сказала мама. — Всегда с ним дружи. Когда у нас с твоим папой свадьба была, нам сплели огромный золотистый венок из репчатого лука, на счастье.

— Разве счастье от лука зависит? — засмеялась девочка.

— Счастье, может, и не от лука зависит, но древние обычаи не зря придуманы, — задумчиво сказала мама. — Помню дедушка рассказывал нам о страшной чуме, которая пол города убила. Однако в те дома, где лук был ежедневным гостем, чума не посмела заглянуть. А бабушка рассказывала, как она свою любимую корову от страшной эпидемии спасла. Повесила ей на шею луковый венок, и буренка ее осталась жива, когда другие коровы падали одна за другой. Наши

предки не глупее нас были, не зря они детям на грудь луковки вешали, как талисман от всех бед и болезней. Если ты, доченька, каждый день

будешь съедать хотя бы по луковке, никакие болезни тебе не страшны.

— Как хорошо, что у нас есть такой защитник, — ласково сказала девочка и вышла вместе с мамой из кухни.

— Вот, оказывается, какой удивительный наш братец, Репчатый лук, — уважительно сказал Лук-порей. — Долго растет, да много пользы приносит.

— Тише едешь, дальше будешь, — тихо прошептал Лук-слизун, и все луки почтительно склонили зеленые листья в сторону своего Репчатого собрата.

7. Наблюдение на 14 день – корешки стали ещё длиннее, воды стало ещё меньше и цвет её поменялся. Зелёные перышки у двух луковиц подросли ещё больше, пустила перышки ещё одна луковица, у остальных луковиц корешки стали длиннее.

8. Была проведена консультация для родителей «Огород на подоконнике».

В наше время самое интересное чудо для детей в зимнее время — это создание огорода на подоконнике. Многие родители, имеющие свои огороды

(дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растениями, видеть в

зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет). Только с помощью взрослых дошкольник

может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого,

требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать.

Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.

Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами.

Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за

растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность,

целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.

Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они

растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить

детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне».

Огород на окне в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей раннего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.

Рекомендуем родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой

— тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за

прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном

примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

Родителям предлагается выбрать для посадки: лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно

использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать

изменение роста растений.

Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в

семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение

поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него

зависит жизнь и состояние живых существ.

Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и

связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет

листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный познавательный материал.

В идеале создание в домашних условиях «Огорода на окне» позволит родителям всесторонне развивать своего ребёнка. Эта совместная

деятельность даст возможность сблизиться с ребёнком, увлечь совместной работой и в то же самое время проникнуть в детский мир, увидеть своего

ребёнка другими глазами, узнать, насколько, мир ребёнка разнообразен и велик, а сам ребёнок талантлив.

9. Наблюдение на 21 день. Проросло всего четыре луковицы. Корешки у луковиц все разные по размеру. Одну луковичку срезали и

съели с супом за обедом.

10. Наблюдение на 25 день. Проросло 13 луковиц, 3 луковицы остались не проросшими.

11. Домашнее задание: вырастить лук у себя дома и составить рассказ, о том как ухаживали за луком дома.

Результаты:

  1. Дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста лука, научились подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой.
  2. У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях в стакане с водой.
  3. Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений.

Список литературы:

  1. Сказка Д. Родари «Чиполлино».
  2. Скегина Н.Г. «Экология для тебя» учебное пособие для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Москва 2002.
  3. «Труд и наблюдения в природе. (Сост. А. Ф. Мазурина). Изд. 2-е, испр. И доп. М., «Просвещение», 1967.
  4. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
  5. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп детского сада». М.: Изд. «Просвещение» 2006.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год