Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование экономической основы гражданской идентичности через проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
Познание
Автор: Тумашева Мария Петровна   
09.02.2021 17:17

«Формирование экономической основы гражданской идентичности через проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»«Формирование экономической основы гражданской идентичности через проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

СЛОВА К СЛАЙДАМ ПРЕЗЕНТАЦИИ «ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»

ВОСПИТАТЕЛЬ ВК ТУМАШЕВА М.П. МБДОУ Д/САД№77г. ИРКУТСК

1СЛАЙД:

Финансовое образование как сфера финансовой системы формирует экономику общества. Финансовое воспитание активно в дошкольном возрасте, так как дошкольный возраст – самый продуктивный в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для финансово-грамотного человека. В дошкольном возрасте формируется финансовая культура, то есть закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира. Практика показывает: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности и заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

 

Скачать презентацию

2СЛАЙД

Финансы – это интересно и увлекательно. Какие азы финансовой грамотности должны знать дети: это понимание природы и функции денег; умение ценить деньги, умение считать деньги; умение зарабатывать и составлять источники дохода; умение экономить и сберегать; умение тратить деньги и жить по средствам; умение возвращать долги; умение делиться. Новизна в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте заключается в формировании здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребенка с окружающими при реализации интереса к материальным ценностям. Кроме того, финансовая культура показывает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезным трудом человека.

3СЛАЙД

«Деньги – это средство воспитания. И с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте», — это слова Антона Семеновича Макаренко. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте нужно быть финансово грамотным, а финансовая грамотность научит правильно распределять деньги в бюджете семьи на основные потребности/ материальные и духовные и на желания, которые не всегда возможно выполнить в данный момент: потому что «деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему», — по словам Горация.

4 СЛАЙД

Финансовое обучение – это не дерево, которое будет давать плоды через годы, это копилка знаний, которой может пользоваться вся семья сегодня и сейчас…именно поэтому важно в дошкольном возрасте заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; а также способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успеха в жизни/ о играх по повышению ответственности и самоконтроля для родителей и молодых педагогов есть консультация «Самооценка и уверенность в себе» /

5СЛАЙД

Деньги не растут на деревьях, а зарабатываются трудом… Очень важно знакомить детей именно с профессиями их родителей. Рассказывая о профессиях по презентациям, дети начинают понимать, что труд – это деятельность человека, которая даёт ему всё необходимое для жизни. А трудиться – означает что-то делать, создавать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев. Трудолюбие и способность к труду должны воспитываться с самого детства, они не даются человеку от природы. Мной было проведено ряд мероприятий: «Люди создают товары и услуги, обмениваются ими» с просмотром видео «Почему родители ходят на работу» на «Навигатум»; ООД «Чтоб не стало дитя лишь беспомощным ртом, приучай его с детства трудиться», «Учимся креативно и критически мыслить», фотовыставка «Мы трудимся дома и в детском саду», «Бюджет семьи»

6 СЛАЙД

Интерес к деньгам закономерен, поэтому важно учить ребенка бережно и рационально распоряжаться деньгами. Карманные деньги, приобщение ребенка к повседневным покупкам, родительский пример – это способы научить его экономии и расточительности. По этой теме для родителей есть консультация «Дети и деньги». После ряда занятий, где знакомились с работой банка, решили с детьми создать мини-банки дома, чтобы закрепить понятия «что такое банк», «зачем банки нужны», «как они помогают сберегать деньги» … Цель: копить деньги/ мелочь родительских карманов/ на нужную вещь для всей семьи. Я время от времени выясняю, как у детей продвигается «работа в роли банкира», и на какую вещь семья планирует потратить сбережения, какую «зарплату» выплачивают родители своим «банкирам»

7 СЛАЙД

Задача взрослых – воспитывать разумное отношение к деньгам. Наличие денег, которыми ребенок может распорядиться так, как пожелает, приучает его к самостоятельности. Чешский психолог Зденек Матейчик поддерживает мнение, что у ребенка может быть небольшой фонд/ накопленные деньги, полученные в подарок…/, которыми он может распорядиться сам, но с согласия родителей, так как этот фонд составлен из средств родителей и ребенка. Итак, разумное отношение к деньгам зависит от воспитательного потенциала семьи: эмоционально-нравственного климата, культуры родителей, материально-бытовых условий, семейных традиций и обычаев…

8 СЛАЙД

Любой рубль дорогой, потому что трудовой. Сами по себе деньги не имеют какого-либо отрицательного или положительного влияния на ребенка. Но неправильное к ним отношение могут стать причиной неприятных ситуаций. Задача взрослых: дать возможность ребенку понять цену деньгам, заработанных трудом, и что деньги, взятые в долг, нужно отдавать в срок, иначе окружающие перестанут ему доверять – невыполненные обещания – тоже долг. И нам важно объяснить ребенку, почему без труда невозможно прожить на земле и как деньги попадают в семью…Есть много сказок для решения этой проблемы в сборнике «Экономические сказки», например, Сухомлинский «Не потерял, а нашел», «Пахарь и Крот», армянская народная сказка «Золотая монета» и др.

9 СЛАЙД

Как научить ребенка считать деньги? Можно поручить собирать мелкие монеты и складывать их, например, в копилку. Вместе с ребенком подсчитывать деньги, которые он собрал за неделю. Рассказать, что можно купить на эту сумму. Пояснить, что любые деньги выплачиваются за добросовестный труд и к ним надо относиться с уважением. Познакомить ребенка с пословицами о деньгах, в частности: «копеечка к копеечке – рубль набегает».

Рекомендуется почаще брать ребенка с собой в магазин за покупками. Так дети будут знать стоимость разных товаров и поймут, что все продукты, одежда, игрушки оплачиваются деньгами, которые родители получают за свой труд.

Не оставлять без внимания испорченных ребенком вещей/ одежды, книжек, игрушек…/. Можно показать сумму денег, потраченных на испорченную вещь, и что покупка потребует такого же количества денег. Малыш не должен привыкать к тому, что всё, что ломается, тут же заменяется новым. Ребенок должен понять: он испортил вещь, и теперь её у него нет. Можно предложить вместе починить испорченную вещь.

10 СЛАЙД

Что характерно для финансово грамотного человека? Он знает свои права; ведет учет своих доходов и расходов; имеет сбережения; ориентируется в мире финансов; умеет ставить цели, то есть планировать. Умение правильно поставить цели, грамотно распределить ресурсы и время гарантирует успех… Наша задача – научить ребенка распределять и сравнивать дела: «важные и срочные», «важные и несрочные», «срочные и неважные», «несрочные и неважные». Чтобы обдумать и составить план действий, необходима воля и усилие. Кроме того, финансово грамотный человек рационально выбирает финансовые продукты и услуги; тратит меньше, чем зарабатывает, то есть формирует сбережения, а чтобы всему этому научить ребенка, важно с д/сада обучать финансовой культуре и грамотности.

11 СЛАЙД

Как научить правильно тратить деньги? Это значит – научить экономить. Экономить не стыдно. Разумная экономия позволяет избавиться от ненужных трат. Человек, который умеет экономить, реально может стать богатым. Необходимо убедительно доказать детям, что бережливый человек лучше богатого. Бережливость – широкое понятие, которое не ограничивается вопросом денег. Бережливый – это тот, кто бережет свои вещи, содержит их в чистоте, умеет их починить, это тот, кто закрывает кран с водой после пользования, а уходя из помещения, гасит свет и т.д. Экономить – это не значит отказаться от всего и покупать только дешевое. Разумно экономит тот, кто глядит не на цену, а на качество. Для родителей есть консультация «Тратим разумно, сберегаем, экономим», игровой тренинг для родителей «Играя, обучаем вместе»

12 СЛАЙД

Актуальность ознакомления дошкольников с мерами стоимости формирует основы экономического воспитания; позволяет углубить элементарные математические представления о числе, его количественном составе; развивать навыки счета; понять функциональную зависимость между величинами/ цена, количество, стоимость/. Экономическая культура – это и экономическая теория, с которой доступно знакомлю на образовательных занятиях в игровой форме, и трудовое воспитание, и нравственное воспитание, и экологическое воспитание, что составляет мотивационные, информационно-мотивационные, личностно-ценностные, деятельностные компоненты экономической культуры. Объяснить и показать детям, что истинное богатство не в деньгах, а в отношениях людей, в умении использовать деньги, чтобы изменять мир, жизнь к лучшему. В сознании ребенка надо закрепить здоровое отношение к деньгам, происхождение материального достатка должно связываться с трудом. Ценность представляют только честно заработанные деньги.

13 СЛАЙД

Есть золотые правила финансовой грамотности: зарабатывать больше, а тратить меньше; ставить перед собой реальные цели и сроки исполнения своего желания; создавать финансовые накопления/» подушки безопасности» /; не брать денег в долг/ в кредит/; снижать свои расходы Совершенствуя свои знания в экономике, научить ребенка ориентироваться в понятиях «хочу, могу, знаю»: «хочу» – это наши желания, «могу» – это наши возможности, «знаю» – наши умения и знания. И здесь тоже нам помогут сказки и произведения детских писателей…

14 СЛАЙД

В финансовой командной игре нам удалось выяснить, что не всё продается и покупается: главные ценности – жизнь, мир, друзья, близкие люди, любовь, дружба, уважение – за деньги не купишь. И только эти вечные ценности – любовь, доброжелательность, милосердие, взаимопомощь, честность, которые вместе с денежным благополучием – позволяют воспитать в детях целостную гармоничную личность. Возраст детей не позволяет обсуждать вопросы меценатства и милосердия, но надо дать четкие понятия о жадности и щедрости, чем отличается жадность от щедрости, какова роль жадности: мешает она или помогает человеку. Дошкольники должны прийти к пониманию того, что жадность бессмысленна, потому что у нее нет границ: жадному человеку всегда мало. Ребята должны понять, что они живут в обществе, где принято делиться. Щедрость воспринимается как достоинство, а жадность – как недостаток, который надо преодолеть.

15 СЛАЙД

Когда родители участвуют в образовательном процессе, это существенная помощь нам, воспитателям, и дети испытывают гордость, что их родители так много знают и умеют – это Марина Викторовна Невидимова, Анастасия Владимировна Козмерчук, Ирина Вячиславовна Ленская и другие.

16 СЛАЙД

С детьми старшей группы и родителями начала работу над проектом «Моё путешествие в финансовую грамотность» — долгосрочный проект. В проекте объединяю игры «Турагенство» /знакомство с городами России и их достопримечательностями/, с дидактическими играми по рекламе под девизом «Реклама – двигатель торговли», с ролевой игрой «Супермаркет» и другими, в которых вместе с проблемными ситуациями будем решать и экономические задачи, узнавать новое, преодолевать возникающие трудности, развивать волевую сферу. Дети совместно с родителями готовят материалы, в которых отображают, что истинно богатый человек не тот, у кого много денег, домов, машин и т.п., а тот, у кого хорошее здоровье; крепкая семья; верные и надежные друзья; талант, данный человеку от природы; интересные увлечения; уясняют, что сильному, умному, трудолюбивому человеку легче найти способ жить достойно при любых обстоятельствах.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год