«Формирование экономической основы гражданской идентичности через проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» |
Познание | |||
Автор: Тумашева Мария Петровна | |||
09.02.2021 17:17 | |||
«Формирование экономической основы гражданской идентичности через проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» СЛОВА К СЛАЙДАМ ПРЕЗЕНТАЦИИ «ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ» ВОСПИТАТЕЛЬ ВК ТУМАШЕВА М.П. МБДОУ Д/САД№77г. ИРКУТСК 1СЛАЙД: Финансовое образование как сфера финансовой системы формирует экономику общества. Финансовое воспитание активно в дошкольном возрасте, так как дошкольный возраст – самый продуктивный в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для финансово-грамотного человека. В дошкольном возрасте формируется финансовая культура, то есть закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира. Практика показывает: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности и заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
2СЛАЙД Финансы – это интересно и увлекательно. Какие азы финансовой грамотности должны знать дети: это понимание природы и функции денег; умение ценить деньги, умение считать деньги; умение зарабатывать и составлять источники дохода; умение экономить и сберегать; умение тратить деньги и жить по средствам; умение возвращать долги; умение делиться. Новизна в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте заключается в формировании здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребенка с окружающими при реализации интереса к материальным ценностям. Кроме того, финансовая культура показывает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезным трудом человека. 3СЛАЙД «Деньги – это средство воспитания. И с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте», — это слова Антона Семеновича Макаренко. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте нужно быть финансово грамотным, а финансовая грамотность научит правильно распределять деньги в бюджете семьи на основные потребности/ материальные и духовные и на желания, которые не всегда возможно выполнить в данный момент: потому что «деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему», — по словам Горация. 4 СЛАЙД Финансовое обучение – это не дерево, которое будет давать плоды через годы, это копилка знаний, которой может пользоваться вся семья сегодня и сейчас…именно поэтому важно в дошкольном возрасте заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; а также способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успеха в жизни/ о играх по повышению ответственности и самоконтроля для родителей и молодых педагогов есть консультация «Самооценка и уверенность в себе» / 5СЛАЙД Деньги не растут на деревьях, а зарабатываются трудом… Очень важно знакомить детей именно с профессиями их родителей. Рассказывая о профессиях по презентациям, дети начинают понимать, что труд – это деятельность человека, которая даёт ему всё необходимое для жизни. А трудиться – означает что-то делать, создавать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев. Трудолюбие и способность к труду должны воспитываться с самого детства, они не даются человеку от природы. Мной было проведено ряд мероприятий: «Люди создают товары и услуги, обмениваются ими» с просмотром видео «Почему родители ходят на работу» на «Навигатум»; ООД «Чтоб не стало дитя лишь беспомощным ртом, приучай его с детства трудиться», «Учимся креативно и критически мыслить», фотовыставка «Мы трудимся дома и в детском саду», «Бюджет семьи» … 6 СЛАЙД Интерес к деньгам закономерен, поэтому важно учить ребенка бережно и рационально распоряжаться деньгами. Карманные деньги, приобщение ребенка к повседневным покупкам, родительский пример – это способы научить его экономии и расточительности. По этой теме для родителей есть консультация «Дети и деньги». После ряда занятий, где знакомились с работой банка, решили с детьми создать мини-банки дома, чтобы закрепить понятия «что такое банк», «зачем банки нужны», «как они помогают сберегать деньги» … Цель: копить деньги/ мелочь родительских карманов/ на нужную вещь для всей семьи. Я время от времени выясняю, как у детей продвигается «работа в роли банкира», и на какую вещь семья планирует потратить сбережения, какую «зарплату» выплачивают родители своим «банкирам» … 7 СЛАЙД Задача взрослых – воспитывать разумное отношение к деньгам. Наличие денег, которыми ребенок может распорядиться так, как пожелает, приучает его к самостоятельности. Чешский психолог Зденек Матейчик поддерживает мнение, что у ребенка может быть небольшой фонд/ накопленные деньги, полученные в подарок…/, которыми он может распорядиться сам, но с согласия родителей, так как этот фонд составлен из средств родителей и ребенка. Итак, разумное отношение к деньгам зависит от воспитательного потенциала семьи: эмоционально-нравственного климата, культуры родителей, материально-бытовых условий, семейных традиций и обычаев… 8 СЛАЙД Любой рубль дорогой, потому что трудовой. Сами по себе деньги не имеют какого-либо отрицательного или положительного влияния на ребенка. Но неправильное к ним отношение могут стать причиной неприятных ситуаций. Задача взрослых: дать возможность ребенку понять цену деньгам, заработанных трудом, и что деньги, взятые в долг, нужно отдавать в срок, иначе окружающие перестанут ему доверять – невыполненные обещания – тоже долг. И нам важно объяснить ребенку, почему без труда невозможно прожить на земле и как деньги попадают в семью…Есть много сказок для решения этой проблемы в сборнике «Экономические сказки», например, Сухомлинский «Не потерял, а нашел», «Пахарь и Крот», армянская народная сказка «Золотая монета» и др. 9 СЛАЙД Как научить ребенка считать деньги? Можно поручить собирать мелкие монеты и складывать их, например, в копилку. Вместе с ребенком подсчитывать деньги, которые он собрал за неделю. Рассказать, что можно купить на эту сумму. Пояснить, что любые деньги выплачиваются за добросовестный труд и к ним надо относиться с уважением. Познакомить ребенка с пословицами о деньгах, в частности: «копеечка к копеечке – рубль набегает». Рекомендуется почаще брать ребенка с собой в магазин за покупками. Так дети будут знать стоимость разных товаров и поймут, что все продукты, одежда, игрушки оплачиваются деньгами, которые родители получают за свой труд. Не оставлять без внимания испорченных ребенком вещей/ одежды, книжек, игрушек…/. Можно показать сумму денег, потраченных на испорченную вещь, и что покупка потребует такого же количества денег. Малыш не должен привыкать к тому, что всё, что ломается, тут же заменяется новым. Ребенок должен понять: он испортил вещь, и теперь её у него нет. Можно предложить вместе починить испорченную вещь. 10 СЛАЙД Что характерно для финансово грамотного человека? Он знает свои права; ведет учет своих доходов и расходов; имеет сбережения; ориентируется в мире финансов; умеет ставить цели, то есть планировать. Умение правильно поставить цели, грамотно распределить ресурсы и время гарантирует успех… Наша задача – научить ребенка распределять и сравнивать дела: «важные и срочные», «важные и несрочные», «срочные и неважные», «несрочные и неважные». Чтобы обдумать и составить план действий, необходима воля и усилие. Кроме того, финансово грамотный человек рационально выбирает финансовые продукты и услуги; тратит меньше, чем зарабатывает, то есть формирует сбережения, а чтобы всему этому научить ребенка, важно с д/сада обучать финансовой культуре и грамотности. 11 СЛАЙД Как научить правильно тратить деньги? Это значит – научить экономить. Экономить не стыдно. Разумная экономия позволяет избавиться от ненужных трат. Человек, который умеет экономить, реально может стать богатым. Необходимо убедительно доказать детям, что бережливый человек лучше богатого. Бережливость – широкое понятие, которое не ограничивается вопросом денег. Бережливый – это тот, кто бережет свои вещи, содержит их в чистоте, умеет их починить, это тот, кто закрывает кран с водой после пользования, а уходя из помещения, гасит свет и т.д. Экономить – это не значит отказаться от всего и покупать только дешевое. Разумно экономит тот, кто глядит не на цену, а на качество. Для родителей есть консультация «Тратим разумно, сберегаем, экономим», игровой тренинг для родителей «Играя, обучаем вместе» … 12 СЛАЙД Актуальность ознакомления дошкольников с мерами стоимости формирует основы экономического воспитания; позволяет углубить элементарные математические представления о числе, его количественном составе; развивать навыки счета; понять функциональную зависимость между величинами/ цена, количество, стоимость/. Экономическая культура – это и экономическая теория, с которой доступно знакомлю на образовательных занятиях в игровой форме, и трудовое воспитание, и нравственное воспитание, и экологическое воспитание, что составляет мотивационные, информационно-мотивационные, личностно-ценностные, деятельностные компоненты экономической культуры. Объяснить и показать детям, что истинное богатство не в деньгах, а в отношениях людей, в умении использовать деньги, чтобы изменять мир, жизнь к лучшему. В сознании ребенка надо закрепить здоровое отношение к деньгам, происхождение материального достатка должно связываться с трудом. Ценность представляют только честно заработанные деньги. 13 СЛАЙД Есть золотые правила финансовой грамотности: зарабатывать больше, а тратить меньше; ставить перед собой реальные цели и сроки исполнения своего желания; создавать финансовые накопления/» подушки безопасности» /; не брать денег в долг/ в кредит/; снижать свои расходы Совершенствуя свои знания в экономике, научить ребенка ориентироваться в понятиях «хочу, могу, знаю»: «хочу» – это наши желания, «могу» – это наши возможности, «знаю» – наши умения и знания. И здесь тоже нам помогут сказки и произведения детских писателей… 14 СЛАЙД В финансовой командной игре нам удалось выяснить, что не всё продается и покупается: главные ценности – жизнь, мир, друзья, близкие люди, любовь, дружба, уважение – за деньги не купишь. И только эти вечные ценности – любовь, доброжелательность, милосердие, взаимопомощь, честность, которые вместе с денежным благополучием – позволяют воспитать в детях целостную гармоничную личность. Возраст детей не позволяет обсуждать вопросы меценатства и милосердия, но надо дать четкие понятия о жадности и щедрости, чем отличается жадность от щедрости, какова роль жадности: мешает она или помогает человеку. Дошкольники должны прийти к пониманию того, что жадность бессмысленна, потому что у нее нет границ: жадному человеку всегда мало. Ребята должны понять, что они живут в обществе, где принято делиться. Щедрость воспринимается как достоинство, а жадность – как недостаток, который надо преодолеть. 15 СЛАЙД Когда родители участвуют в образовательном процессе, это существенная помощь нам, воспитателям, и дети испытывают гордость, что их родители так много знают и умеют – это Марина Викторовна Невидимова, Анастасия Владимировна Козмерчук, Ирина Вячиславовна Ленская и другие. 16 СЛАЙД С детьми старшей группы и родителями начала работу над проектом «Моё путешествие в финансовую грамотность» — долгосрочный проект. В проекте объединяю игры «Турагенство» /знакомство с городами России и их достопримечательностями/, с дидактическими играми по рекламе под девизом «Реклама – двигатель торговли», с ролевой игрой «Супермаркет» и другими, в которых вместе с проблемными ситуациями будем решать и экономические задачи, узнавать новое, преодолевать возникающие трудности, развивать волевую сферу. Дети совместно с родителями готовят материалы, в которых отображают, что истинно богатый человек не тот, у кого много денег, домов, машин и т.п., а тот, у кого хорошее здоровье; крепкая семья; верные и надежные друзья; талант, данный человеку от природы; интересные увлечения; уясняют, что сильному, умному, трудолюбивому человеку легче найти способ жить достойно при любых обстоятельствах. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
|