Шафеева Ольга Николаевна воспитатель ГБОУ СОШ детский сад "Светлячок" с. Колывань Самарская область
Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Программное содержание:
• познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями («Познание»); • формировать умение классифицировать камни по разным признакам («Познание»); • развивать речь и мышление детей («Коммуникация»); • обогатить словарный запас детей, ввести в активный словарь слова: невыразительный, шершавый, гладкий, неровный («Коммуникация»); • вырабатывать умение внимательно слушать товарища, не перебивая его («Социализация»); • воспитывать бережное отношение к неживой природе ( «Социализация»).
Предварительная работа:
• рассматривание энциклопедий о полезных ископаемых родного Самарского края и России.
Материалы и оборудование:
• камни на тарелках; • пластилин; • стаканы с водой; • ложечки, коробочки; • музыкальная запись; • иллюстрации каменных построек; • выставка драгоценных камней и ювелирных изделий.
(Дети входят в группу и здороваются с гостями)
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Часть 1. Вступительная беседа:
- Ребята, посмотрите на подносы и скажите, что это? (камни) - А где можно их встретить? (везде) - У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.
Часть 2. Эксперименты:
- А сейчас мы с вами проделаем опыты. Оказывается, что камни имеют много разных свойств. (Дети проходят к столам)
Опыт №1. Самый красивый и некрасивый.
- Ребята, посмотрите внимательно на камушки. (Дети рассматривают с помощью лупы камни) - Взгляните, какие они все красивые, но среди них вам нужно выбрать самый красивый и показать мне. - Почему он показался самым красивым? (Ответы детей) - Значит, какие могут быть камни?
Опыт №2. Цвет.
- Ребята, а какого цвета у вас камни? (Ответы детей) - Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга?
Опыт №3.Самый большой и самый маленький.
-Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. (Дети показывают камни) - Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером. Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий. - Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень. Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю) - А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. (Дети показывают гладкий камень) - Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми - Ребята, так какими ещё бывают камни? Физкультурная минутка. Игра «Гора и камешки» (Дети стоят, прижавшись друг к другу – это гора. Звучит музыка.) Голос воспитателя: «Жила – была большая – большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями, а ветер уносил маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот так покатился один камешек, потом другой, третий, четвёртый… Начала гора уменьшаться. В конце концов стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили гору. (Дети по одному отбегают от горы) Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий. - Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей) - Почему? - Значит, камни какие?)
Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий. - А теперь, опустите камешек в воду и посмотрим, что будет происходить. Камешек утонул? Почему? - Ребята, а сейчас возьмём керамзит, пустим его в воду. Что мы видим? (Он не утонул.) В керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет. Значит, камни могут тонуть, а могут плавать. Опыт №7. Цвет. - Ребята, опустим в воду камешек и вынем его ложечкой. Изменился ли цвет? Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее. Опыт №8. Звук. - Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже? Опыт №9. Рисование. - Ребята, узнаем ещё об одном свойстве камня. Для этого Рома подойдёт к доске и попробует нарисовать камнем. Что мы видим? А вы знаете, как этот камень называется? Какой можно сделать вывод? - Сегодня мы узнали много нового и интересного о камнях. Давайте вспомним их свойства. (Ответы детей) - Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни? (Ответы детей). - Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней. (Дети рассматривают постройки из камней) Есть ещё и драгоценные камни, из которых ювелиры делают украшения. (Дети рассматривают выставку ювелирных изделий из драгоценных камней и делятся впечатлениями).
Используемая литература: Программа «Развитие» под редакцией Л.А. Венгер, доктор психологических наук; О.М. Дьяченко, доктор психологических наук.
|