Проект «Лаборатория Почемучек» |
Познание | |||
Автор: Фомкина Айман Исатаевна | |||
07.12.2020 01:06 | |||
Проект «Лаборатория Почемучек» (подготовительная группа) Воспитатели:
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» Вид проекта: групповой, долгосрочный. Тип проекта: поисково-исследовательский. Участники: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители. Продукт проекта: обновление и пополнение уголка экспериментирования.
Сроки релизации: март-апрель 2020г. Актуальность: Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев. Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди — часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое — основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование. Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм. Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности. Задачи проекта:
Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы. Методы обучения: словесные, практические, наглядные. Предполагаемый результат:
Умеют применять навыки познавательно – исследовательской деятельности с водой, льдом и снегом в повседневной жизни. Основные принципы организации детского экспериментирования: Принцип научности:
Принцип целостности:
непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
Принцип систематичности и последовательности:
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
Принцип доступности:
Принцип активного обучения:
Принцип креативности:
Принцип результативности:
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1 этап – подготовительный.
2 этап – основной. Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно- экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования». В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Оборудование уголка безопасно для детей и хранится в удобных для пользования контейнерах. Один раз в неделю организуется НОД, в ходе которой старшие дошкольники учатся проводить простейшие опыты с живой и неживой природой. Делают умозаключения. 3 этап – заключительный. Презентация проекта, обновление и пополнение уголка экспериментирования. Формы работы:
Работа с родителями:
«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома».
Заключение В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению. Можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе.
Цель: Совершенствовать знания детей о снеге. Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.
Цель: познакомить детей со свойствами бумаги, показать бумагу разных видов.
Фотоприложение к проекту: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
|