Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира. |
Познание | |||
Автор: Гугина Ольга Васильевна | |||
21.11.2020 20:20 | |||
Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира. Воспитатели:
В настоящее время дети живут в окружении информатизации и компьютеризации. В этих условиях требования к постоянным окружающим изменениям включают в себя не только необходимость в знаниях, но и в первую очередь умение находить и использовать эти знания самостоятельно, при этом мыслить творчески. Исследователи экспериментирования выделяют главную особенность познавательной деятельности детей: ребенок не только познает объект в ходе деятельности с ним, но и осуществляет познавательную деятельность, ориентированную на исследовательскую функцию, создавая при этом условия, в которых раскрывается полное содержание этого объекта. Ученые отмечают: «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка». Экспериментирование в детском саду открывает возможность пробудить интерес ребенка к науке, таким образом, необходимо сделать опыты интересными и яркими, чтобы заинтересовать ребенка в поисково-исследовательской области. Подбирать опыты необходимо опираясь на интересы и возрастные особенности детей. Так же не стоит забывать, что в младшей группе не стоит давать опыты с присутствием стеклянных предметов, микроскопов и др. В начале каждого эксперимента, как и в другой деятельности, чтобы заинтересовать детей необходимо привлечь внимание детей сюрпризным моментом, присутствие сказочного героя, чтением интересной истории или стихов, разнообразием атрибутов, отгадыванием загадок. Особенное важно напомнить или вспомнить вместе с детьми правила безопасности с предметами в различных ситуациях.
Деятельность в ходе эксперимента разделяется на следующие ситуации:
-проанализировать и сделать выводы, полученные детьми в ходе реализации эксперимента. Поисковая деятельность позволяет ребенку открыть и познать новый для него мир, наполненный разнообразными загадками, яркими впечатлениями и чудесами. В ходе реализации дети пополняют свои знания о природе, расширяют кругозор, наблюдать, учатся размышлять и анализировать, делать выводы. У детей появляется возможность контактировать с предметами и самостоятельно понять их качества и свойства. И самое главное, детское экспериментирование влияет на самооценку ребенка, позволяя чувствовать, что он сам открыл какое-то явление. Дети активны и очень любознательны, им интересно все вокруг. Ребенок в возрасте 4-5 лет в день может задать порядка 400 вопросов и не всегда можно дать ответы на них так, чтобы ребенок понял все объяснения. Зачастую бывает недостаточно одного ответа и появляется потребность провести опыт – показать и рассказать, пополнить знания о свойствах, качествах и изменениях объектов при определенных действиях. Каждый эксперимент дает возможность найти решение различных ситуаций и помогает понять, почему все происходит все именно так, а не по-другому, найти и увидеть закономерности своими глазами. Задача воспитателя при этом помочь детям в реализации экспериментирования, в выборе объекта и методе его изучения, подведению итогов в ходе анализирования всей деятельности. Результаты детей заключаются на их собственном проведенном опыте, при этом воспитатель направляет ребенка и помогает ему выразить простыми словами те вещи, которые он еще не понимает и как об этом рассказать. Педагог должен постоянно поддерживать детскую любознательность, быть готовым к разнообразным вопросам детей и не выдавать ответы в готовом виде, а простимулировать найти ответ на свой вопрос самостоятельно, через небольшой эксперимент. Роль воспитателя в ходе опыта является ведущей в любом возрасте, он непосредственно участвует во всей деятельности таким образом, чтобы быть детям равноправным участником и при этом руководить процесс так, чтобы у детей сохранялось атмосфера самостоятельности открытия. Взрослый должен всегда поощрять детей, которые находят собственные пути решения задачи и разнообразные подходы, для проведения и завершения опыта, но при этом он не должен упускать из своего внимания тех детей, у которых что-то не получается или они работают медленнее, необходимо им помочь и дать дополнительное время. Во время исследовательской деятельности не стоит требовать от детей идеальной тишины, увлеченные поиском ответов, дети с увлечением обсуждают и раскрепощают свои эмоции.
|