Конспект образовательной деятельности: «Мир вокруг нас». |
Познание | |||
Автор: Тюрина Марина Александровна | |||
06.11.2020 19:50 | |||
Конспект образовательной деятельности: «Мир вокруг нас». Образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная Цель: Развивать познавательный интерес, бережное отношение к природе, умение устанавливать причинно-следственную связь между человеком и природой. Задачи воспитания:
Задачи образования:
Задачи развития:
Организация среды для проведения образовательной деятельности детей: Интерактивный журнал, мнемодорожки, стаканы с водой, коктейльные трубочки, сырое и вареное яйцо, полоски бумаги, воздушный шарик, различные фильтры, карта Оренбургской области, Красная книга, экологические знаки, дидактическая игра «Посчитай и отложи», мяч, светофорики, журналы для детей. Конспект содержания образовательной деятельности по познавательному развитию. Вводная часть: В круг широкий, вижу я Встали все мои друзья. Мы пойдем сначала вправо, а потом пойдем налево. В центре круга соберемся и на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем и занятие начнем. Организационный момент: - Ребята, Я и муравьишка Всезнайка подготовили для вас красочный, познавательный журнал «Всезнайка». Давайте мы его откроем и посмотрим. (На стене появляется интерактивный журнал) - Что случилось? Почему странички испачканы? Наверное к нам в журнал пробралась клякса и все перепачкала. И муравьишка расстроился и огорчился. Ребята, а как вы думаете муравьишка повеселеет, если мы очистим странички журнала от клякс? Попробуем? Основная часть. Итак, первая станица какого цвета? Значит подсказка голубого цвета находится где-то рядом с нами. Поищем ее? (Дети находят круг голубого цвета) - Ребята, какую фигуру вы нашли? И здесь написана загадка: Через нос проходит в грудь. И обратный держит путь. Он невидимый и все же Без него мы жить не можем (воздух) (после того как дети отгадают загадку — одна клякса на страничке исчезает) - Ребята, давайте пройдем в кабинет и поговорим о воздухе - Для чего человеку воздух? Но воздух не всегда может быть чистым. В воздухе содержатся микробы — очень маленькие существа. Когда в комнате много людей, а окна закрыты то микробов может накопиться много – много. На все предметы оседает пыль и микробы в ней накапливаются. А как вы думаете. Что надо делать, чтобы в комнате было меньше микробов? (чаще открывать окно, чтобы в комнату попадал чистый воздух) Ребята, а всегда ли в нашем городе чистый воздух? - Что способствует загрязнению воздуха? (машины, заводы) - Какие заводы в нашем городе загрязняют воздух? (завод имени Чкалова, Новотроицкий Металлургический комбинат). - Ребята, а людям нашего города приятно дышать загрязненным воздухом? - Как изменить ситуацию? (на заводах ставить специальные сооружения для очистки воздуха, сажать деревья) Посмотрите — вот и еще одна клякса пропала. - Ребята, я предлагаю пройти в нашу лабораторию и провести опыты с воздухом. Занимайте места. Опыт № 1. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем. Оборудование:
Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Вывод: вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем. Опыт № 2. Воздух может перемещаться. Цель: Доказать, что невидимый воздух может перемещаться. Оборудование:
Опыт: Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки. Вывод: Воздух может перемещаться. - Ребята, расскажите, что вы узнали о воздухе? (воздух вокруг нас и он может перемещаться) - Посмотрите, ребята, а страничка полностью очистилась от кляксы и муравьишка повеселел. - Открываем вторую страничку и она тоже грязная и муравьишка грустный. Какого она цвета? Давайте поищем синюю подсказочку. Нашли! Какая это фигура? (треугольник синего цвета). - Ребята, здесь написано стихотворение: Не умыться, не напиться без воды Листику не распуститься без воды, Без воды прожить не могут птицы, зверь и человек, И поэтому всегда всем везде нужна вода! Вторая страничка из нашего журнала о чем, ребята? Давайте вернемся в наш кабинет и поговорим о воде. - Где больше всего воды на Земле? (в океане) - Где еще есть вода? (в реке, море, озере, ручье) - Ребята, у меня есть таблица, которая поможет нам рассказать о свойствах воды. (дети по мнемотаблице рассказывают о воде) - Ребята, а какой водой вы умываетесь? (чистой) Что же надо делать, чтобы вода в нашем городе оставалась чистой и никогда не исчезала (надо экономить ее, не засорять берега и реку мусором, на заводах строить очистительные сооружения) - Скажите, а в океанах и морях вода какая? (соленая) В нашей области есть соленое озеро. Как оно называется? (Соль- Илецк) Какими лечебными свойствами оно обладает? (лечить больные ноги, руки и быстро заживляет ранки) - Перед вами карта Оренбургской области. Давайте значком отметим расположение Соль- Илецка. Посмотрите, а синее поле немного очистилось! Ребята, предлагаю вам пройти в лабораторию для проведения опытов с водой. Работаем парами Опыт № 1. «Очистка воды». Предлагается разновидности фильтра: активируемый уголь, тканевый фильтр, ватный фильтр. Дети сами выбирают любой вид фильтра и проводят очистку воды. Вывод: через какой фильтр очищается вода Опыт № 2. «Тонет — не тонет» (проводит воспитатель). В двух одинаковых баночках налита чистая вода. В одну банку добавляем большое количество соли, другую оставляем чистой. В каждую банку опускаем яйцо и наблюдаем, где не утонет сырое яйцо. Вывод: в соленой воде предметы не тонут, а выталкиваются на поверхность - Ребята, расскажите, что вы узнали о воде? (как очистить воду и что соленая вода выталкивает предметы) Итак, мы с вами очистили две странички! Посмотрите, какая красивая синяя страничка — чистая вода! А теперь следующая страничка нашего журнала «Игралочка». Чистая страничка, наверное клякса не смогла пробраться на нее. Давайте поиграем? Игра называется «Посчитай и отложи». (Дети проходят за круглый стол, на котором расположен набор для игры: тарелочки с пиктограммами насекомых: пчелы, жука, бабочки и божьей коровки) и большая карточка, разделенная на 4 квадрата с пометкой насекомого в уголке квадрата. Воспитатель на доске показывает картинку, на которой изображена лесная полянка с насекомыми. Все вместе рассматривают ее и считают какие насекомые присутствуют на картинке и сколько их. Затем воспитатель говорит, что подул сильный ветер и сдул всех насекомых и показывает картинку с лесной полянкой, но без насекомых. Затем продолжается общая работ: воспитатель выставляет большой квадрат как у детей на столах и предлагает вспомнить кого и сколько было, при этом записывая цифры в квадратах. После этого предлагает детям отсчитать количество насекомых у себя на карточке. После того как все дети выполнят задание предложить проверить самого себя, а затем соседа с правой стороны (дети пересаживаются на стульчик справа и проверяют) - Ребята, вы большие молодцы! А теперь открываем последнюю страничку нашего журнала и видим, что она опять грязная. Ох уж эта клякса! Любит она создавать трудности! Но нам ведь не страшно? Мы выполним любое задание! Давайте будем искать подсказку! Какого она цвета? (зеленая). Дети находят зеленый квадрат и называют форму и цвет. На карточке при помощи перевернутых в пространстве букв зашифровано общее слово: растения. Давайте пройдем в кабинет и поговорим о растениях. - Я расскажу вам про зеленую страничку. Зеленое поле — это страничка жизни. Она зеленая, потому что основу живой природы составляют растения. Они дают пищу и кислород всем живым существам на нашей планете. Но всегда ли человек относится к природе как к другу? Давайте сейчас вместе расскажем правила поведения в природе. Возьмите каждый по одному экологическому знаку. По очереди выходите к доске (дети берут карточку прикрепляют ее магнитом к доске и проговаривают правило). Скажите, что придумал человек, чтобы редкие виды растений сохранились в нашем крае? (Красную книгу и заповедники) В Оренбургской области какой заповедник вы знаете? (Бузулукский бор) Я предлагаю вам поиграть в игру с мячом: Как по другому можно назвать Бузулукский бор — Сосновый бор. Почему называют сосновый бор? – потому что там растут одни сосны. Как называется лес, где растут одни дубы? — дубравой Если растут одни березы? – березовой рощей Если растут ели, пихты, сосны – такой лес называют хвойным Как называется лес, где растут одни тополя? — тополиная роща А если в лесу и березы и сосны и дубы – это смешанный лес Как называется аллея, где растут одни рябины – рябиновая аллея Ребята, посмотрите, а зеленая страничка нашего журнала совсем очистилась. Какая она яркая и сочная. И муравьишка радостно улыбается и машет вам лапками. Давайте мы ему улыбнемся и помашем в ответ! Заключительная часть: Ребята, вы сегодня помогли очистить странички нашего журнала. Спасибо вам за это большое! И я хочу подарить вам в подарок каждому по журналу. Но их надо напечатать! Давайте запустим печать и пока печатаются журналы ответьте мне пожалуйста, что вы сегодня делали? Что нового узнали? Что понравилось? Рефлексия: Ребята, возьмите в руки светофорики. Если вам было легко выполнять задания, было интересно — то покажите зеленый цвет, а если вас что — то затрудняло или было неинтересно – красный (воспитатель подытоживает по цветам). За отличную работу на нашем занятии я вручаю вам первый номер журнала «Всезнайка».
|