Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Где спрятался воздух?» с детьми среднего дошкольного возраста |
Познание | |||
Автор: Гатауллина Самира Рауфовна | |||
09.10.2020 08:42 | |||
Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Где спрятался воздух?» с детьми среднего дошкольного возраста «НОД по познавательному развитию на тему: «Где спрятался воздух?» (эксперименты). Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Словарная работа:
Предварительная работа:
Оборудование:
Литература:
Ход непосредственно-образовательной деятельности: В: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте мою загадку: Он нам нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, но невидим он для нас! Что это? Д: Воздух! В: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. (подходят к лаборатории) Кузя: (появившись из-за ширмы): Здравствуйте ребята! А что это вы собираетесь тут делать? В: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе. Кузя: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята? В: Скажите, ребята Кузе, вы видите воздух вокруг нас? Д: Нет, не видим. В: Раз мы его не видим, значит, какой воздух? Д: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. В: Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Д: Да Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом. В: Возьмите пакет. Что в нём? Д: Он пуст. В: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Д: В нём нет воздуха. В: Смотри, Кузя! Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли с ребятами это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. В: Конечно! Ведь воздух легче воды! Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? Дидактическая игра «Где спрятался воздух?». В: Молодцы ребята! Теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть. А как вы думаете ребята внутри человека воздух есть? Д: Да В: Давайте проверим? Опыт 2. С трубочкой. В: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Д: Выходят пузырьки. В: Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать? Д: Мыльные. В: Давайте и мыльные пузыри попускаем. Физкультминутка «Мыльные пузыри» (под музыку). В: Ребята как вы думаете что находится внутри мыльных пузырей? Д: Конечно мыло! В: Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Д: через нос В: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? Д: Нет Опыт 3. С салфеткой. В: А с салфеткой видно? Д: Да. В: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и появился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер? Игра «Кораблики». В: Ветерок раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы. Д: А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Опыт 4. С веером. В: Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? Д: В лицо дует ветерок. В: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только парусникам помогает плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась. В: Ребята, как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет. Опыт 5. С апельсином и чесноком. Кузя: Ой – ёй – ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я закрою нос и не буду дышать. В: Что ты, Кузя! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут. Ребята, как вы думаете можно с помощью воздуха рисовать. Посмотрите на экран, что здес изображено? Д: Кляксография. В: Давайте мы с вами попробуем рисовать с помощью трубочек. Рисование «Кляксография» (Вы на листе бумаги делаете кляксу и раздуваете её с помощью трубочки, т.е вы дуете в трубочку и раздуваете кляксу). Опыт 6. «Не дышу». В: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Кузя, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко. Заключительная часть Как много мы узнали сегодня о воздухе: (ДЕТИ говорят, и показывают иллюстрации) Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим; Чтоб увидеть воздух, его надо поймать (рис. 1) Что воздух легче воды (рис. 2) Что воздух есть внутри пустых предметов; И даже внутри людей (рис. 3) Без воздуха ничто живое не может жить (рис. 4) Что воздух не пахнет и может передавать запахи (рис. 5) Что ветер – это движение воздуха (рис. 6) В: Кузя, куда ты исчез? Что ты там делаешь? Кузя: Я тут! (дует). Я надувал воздухом воздушные шарики, и хочу подарить ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания! В: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!
|