Исследовательский проект «Деревья — как они растут» |
Познание | |||
Автор: Зыкова Людмила Викторовна | |||
14.08.2020 17:15 | |||
Исследовательский проект «Деревья — как они растут» Участники: воспитанники старшей группы, педагоги, родители, инженер по лесовосстановлению. Автор проекта: Зыкова Людмила Викторовна Тип проекта: творческо-исследовательский Срок: краткосрочный Введение: Наш Пермский край богат лесами, но в настоящее время леса беспощадно вырубаются, особенно хвойные породы, древесина хвойных пород используется в строительстве домов, изготовлении мебели, так как она долго не гниёт, её легко обрабатывать, и она имеет красивую структуру, гибнут большие площади лесов и от пожаров. Воспитанники группы «Журавлики» на протяжении нескольких лет сотрудничают с ГКУ «Чусовское лесничество», участвуют в акциях, в проектах, мы решили познакомить воспитанников с профессией инженер по лесовосстановлению.
Наталья Александровна Троегубова, инженер по лесовосстановлению, рассказала, что на месте вырубки хвойных деревьев, очень быстро вырастают лиственные деревья. И если не производить посадку саженцев хвойных деревьев, то лиственные займут свободную территорию. В преддверии нового года вырубаются ели, чтобы украсить наши квартиры. Поэтому ГКУ «Чусовское лесничество» производит посадку именно хвойных пород деревьев. Проблема: выяснить экспериментальным путём, почему лиственные породы деревьев быстрее чем хвойные, осваивают свободные участки земли. Цель: создать условия для развития поисковой познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Задачи:
Объект исследования: семена деревьев: сосны, ели, кедра и акации. Предмет исследования: время прорастания семян и их рост. Методы исследования:
Подготовительная часть: Подготовлены и проведены занятия с воспитанниками о деревьях и кустарниках родного края, о роли деревьев в жизни человека, особенно хвойных пород, рассматривание деревьев на участке детского сада и ближайшего окружения, дидактические игры, экскурсия в ГКУ «Чусовское лесничество». Участие в акциях «Живи лес» и проектах: «Сохраним Чусовские леса от пожаров», «Зелёные символы Пермского края». Вывод: воспитанники уточнили знания о деревьях и кустарниках родного края, о их роли в жизни человека, выделили факторы, влияющие на развитие и рост растений. И обнаружили, что на территории детского сада в основном растут деревья лиственных пород, и эти деревья намного выше, чем деревья хвойных пород. Основная часть: У детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление, чтобы воспитанникам было легче передать полученную информацию и знания, воспользовались схемами с пиктограммами. Мы- это дети, родители и воспитатели, только при взаимодействии этих составляющих можно добиться результата. Результат представить в виде «Лесенки роста» Осенью отмечается день туриста, кто такие туристы мы узнали из фильма про туристов, посмотрели мультфильм «Ох и Ах идут в поход». Поучаствовали в туристическом слёте, играли в игры. В поход мы ходили в лесничество. От инженера по лесовосстановлению мы узнали много интересно про лес, что есть такая профессия восстанавливать лес, на то место где вырубили лес, высаживать саженцы ели и сосны. Почему саженцы хвойных деревьев сажают на месте, где срубили деревья? Объяснили нам, что на вырубках, если не садить саженцы хвойных деревьев, то очень скоро пространство зарастёт лиственными деревьями. А для нашего Пермского края хвойные породы деревьев очень важны. Нам стало интересно: «Почему лиственные деревья быстрее занимают лесные вырубки?». Мы обсудили, что нам нужно сделать, чтобы найти ответы на вопрос. Во-первых, мы решили проверить каких деревьев больше вокруг города, хвойных или лиственных. Все вместе пошли в лес, в районе бассейна мы увидели много деревьев лиственных и почти совсем нет хвойных, но, когда зашли в лес, мы нашли и сосны, и ели. Их было много. Сделали вывод: где вырубили лес, чтобы построить бассейн, выросли лиственные деревья, их много, а хвойных почти нет или они маленькие. Во-вторых, мы захотели узнать, почему лиственных деревьев больше, чем хвойных, и они выше? Обсудили и решили, что сами посадим семена деревьев, узнаем семена каких деревьев прорастут быстрее. Еловые шишки мы собрали в лесу, а сосновые и кедровые есть в группе, на участке детского сада собрали семена акации. Землю мы купили в магазине «Моя дача». В группе мы приготовили баночки для посадки, лейки, палочки, землю. С помощью лупы рассмотрели семена сосны, ели, кедра и акации. Семена ели и сосны похожи, у них есть крылышко, оно помогает лететь по ветру, у кедра очень толстая скорлупка, мы думаем, что кедр будет долго прорастать. Семена акации на ощупь твердые горошинки, проверим как вырастут. Палочкой делали ямки и клали туда семена, засыпали землей и полили водой из лейки. Нашли место, где тепло, свет, воздух. Такое место на подоконнике. Мы знаем, что нужно растению для роста. Мы играли в игры: «Что нужно для роста растений», «Как посадить растение». «На каждую баночку приклеили этикетку, где написали, когда и какие семена были посажены. И стали ждать, только через десять дней появились первые всходы, это проросли горошки акации. А через два дня появились всходы ели. Семена сосны и кедра не проросли. Сделали вывод: для семян кедра нужны особые условия для прорастания, решили узнать в интернете и у инженера по лесовосстановлению, а семена сосны старые, они давно уже у нас в группе лежат. Елочка и акация растут у нас в группе, данные наблюдений отмечаем в ленте роста семян. Лента роста семян акации и ели Обсудили и сделали вывод:
-акация за неделю стала значительно выше, чем елочка. Поэтому мы можем сказать, что семена лиственных деревьев быстрее прорастают и быстрее растут. Поэтому на лесных вырубках деревья лиственных пород быстрее занимают свободную территорию, и тем самым не дают возможности хорошо расти хвойным деревьям. Планы на будущее: Для Пермского края очень важно сохранение хвойных деревьев, мы вместе с родителями и воспитанниками будем участвовать в акции «Посади дерево». Литература
|