Проект «Наблюдаю и познаю»
Тип проекта: познавательно – игровой.
Вид проекта: среднесрочный
Участники проекта: дети 1 младшей группы (2 года), воспитатели, родители.
Срок реализации: 2 месяца (16. 06. 2021-30. 07. 2021)
Актуальность проекта: В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом деятельности, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Основным методом деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных игр — опытов.
Скачать конспект
Цель проекта:
Создание условий для познания окружающего мира, через игру с предметами средствами экспериментальной деятельности.
Задачи проекта:
- Создать в групповой комнате условия для детского экспериментирования.
- Расширять представления детей об окружающем мире.
- Формировать навыки постановки элементарных опытов с бумагой, песком, водой, воздухом (совместно с воспитателем)
- Развивать мышление, речь в процессе познавательно — исследовательской деятельности.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментиро-вания.
Литература:
1. Дыбина О. В. "Ребёнок в мире поиска"; 2.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников); 3. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему». 4.Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
5. Рыжова Н.А. «Наш дом — природа»;
6. А.И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;
7. Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов».
Гипотеза проекта: если создать территорию для эксперимен-тальной деятельности, то становится возможным, что у детей повысится степень активности и самостоятельности в познание окружающего мира, повысится интерес к образовательному процессу у родителей воспитанников, заинтересованность помочь педагогу создать предметно- развивающую среду в группе для экспериментальной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Могут устанавливать простейшие связи при наблюдении конкретными фактами, явлениями природы
- Проявят любознательность, самостоятельность
- Понимают цель наблюдения, пользуются сенсорными и обследовательскими действиями
- Овладеют практическими умениями во время проведения разнообразных опытов
- Знают некоторые свойства воды, воздуха, бумаги и т.д
- Бережнее относятся к природе.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный.
Составление паспорта проекта, подготовка материала для эксперименталь-ной деятельности, подбор игр, загадок, стихов.
2. Основной.
Планирование образовательной деятельности, работа с родителями.
3. Заключительный.
Презентация работы.
Работа с родителями:
Привлечь родителей к подбору материала для проведения опытов.
Консультация, оформление папки передвижки «Наблюдаю и познаю»
Размещение фотографий на странице группы ВК
Перспективное планирование проекта
дата
|
тема
|
цель
|
задачи
|
содержание
|
21.06.
|
«Мыльные пузыри».
Рассматривание
|
Знакомство детей с мыльными пузырями.
|
Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.
|
Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть)
|
23.06
|
«Бутылочки с сюрпризом».
Эксперимент
|
Различие слухового внимания.
|
Вызывать заинтересованность детей к происходящему.
|
Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо.
|
2.06
|
«Вода холодная и горячая».
Эксперимент
|
Обучение детей определять температуру веществ и предметов.
|
Развивать тактильные ощущения.
|
Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая)
|
28.06
|
«Чудесный мешочек»
(№1 по форме)
Эксперимент
|
Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
|
Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
|
Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем.
|
30.06
|
«Воздух под водой». Эксперимент
|
Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.
|
Развивать дыхательный аппарат.
|
В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.
|
2.07
|
«Лёгкий - тяжелый».
Опыт
|
Знакомство детей с весом предметов.
|
Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.
Научить определять вес предметов и группировать их по весу.
|
Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка)
|
5.07
|
«Прищепки».
Экспериментирование
|
Развитие мелкой моторики рук.
|
Развивать мелкую моторику рук.
Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.
|
Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.
|
7.07
|
«Бумага».
Эксперимент
|
Знакомство детей со свойствами бумаги.
|
Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.
Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.
|
Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.
|
9.07
|
«Чудесный мешочек»
№2 (по цвету).
Эксперимент
|
Обучение детей соотносить предметы по цвету.
|
Развивать тактильные ощущения.
Дать детям название цветов, активизировать речь.
Создать положительный эмоциональный настрой у детей.
|
Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.
|
12.07
|
«Игры с султанчиками».
Эксперимент
|
Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
|
Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот.
Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер) .Создание положительного эмоционального настроения.
|
Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.
|
14.07
|
«Чудесный мешочек»
№3 (по ощущениям)
Эксперимент
|
Развитие тактильных ощущений.
|
Развивать тактильные ощущения.
Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый.
Создать положительный эмоциональный настрой у детей.
|
Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он.
|
16.07
|
«Найди по звуку».
Эксперимент
|
Закрепление названий музыкальных инструментов.
|
Определять и различать издаваемые шумовые звуки.
Создание положительного эмоционального настроения.
Закреплять названия музыкальных инструментов.
|
К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.
|
19.07
|
«Что в пакете? ».
Эксперимент
|
Обучение детей действиям по показу.
|
Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.
Вызывать чувство радости и интереса.
|
Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.
|
21.07
|
«Открываем, закрываем».
Опыт
|
Развитие мелкой моторики рук.
|
Разрабатывать мелкую моторику рук детей.
Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках.
Повышать эмоциональное настроение.
|
Принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.
|
23.07
|
«Поиграем с солнечным зайчиком»
Рассматривание
|
Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков
|
Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.
Развивать смекалку, любознательность.
Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .
Вызвать чувство радости и удивления.
|
Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним: Солнечные зайчики Играют на стене, Помани их пальчиком, Прибегут к тебе.Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.
|
26.07
|
«Ветер по морю гуляет».
Опыт
|
Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
|
Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер.
Учить различать и самим регулировать его силу.
Поднятие эмоционального настроения у детей.
|
В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.
|
28.07
|
«Играем с песком».
Экспериментирование
|
Развитие мелкой моторики рук.
|
Поднимать эмоциональное настроение у детей.
Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости.
|
Показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать.
|
30.07
|
«Плавает, тонет».
Опыт
|
Закрепление знаний о весе предмета.
|
Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).
Способствовать созданию радостного настроения.
|
В тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.
|
|