Конспект по познавательной деятельности «Ледяная история» |
Познание | |||
Автор: Егорова Алиса Игоревна Мастерова Вероника Рафаэльевна | |||
02.06.2020 13:28 | |||
Конспект по познавательной деятельности «Ледяная история» В детском саду процесс обучения и воспитания направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будут ему необходимы в будущем для достижения любых целей. Развивать любознательность, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования и каждого педагога. Педагог готовит соответствующие условия, для самостоятельного поиска знаний ребенком. Цель опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ — формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Для экспериментирования организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория. Детское экспериментирование во многом является аналогом научного, ребята испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых, новых и интересных результатов. При подготовке к опытно – исследовательской деятельности, как и к любому виду деятельности в детском саду, воспитатель ставит перед собой выполнение следующих задач: образовательные, развивающие и воспитательные.
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности выделим актуальные для использования в детском саду. Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у ребят возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат. Наблюдения за объектом. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. В данной статье предлагаем ознакомиться с конспектом непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Ледяная история». Цель: познакомить детей с одним из свойств воды (лёд); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лёд — замерзшая вода); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия и формулировать выводы. Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Интеграция образовательных областей:
- Физическое развитие. Материалы и оборудование:
Предварительная работа:
- Чтение рассказа В.Сутеева «Мешок яблок» Словарная работа: Лёд- замерзшая вода; холодный, твердый, прозрачный; вода- жидкая, теплая, льется; термос. Ход занятия: Вводная часть: Воспитатель: Ребята, сегодня утром я шла на работу в наш садик. На улице было еще темно и морозно. Вдруг я услышала чей-то плач. Я стала искать кто же это так жалобно плачет и нашла под кусточком зайчонка. Он был весь замерзший, я решила взять его с собой. Хотите с ним познакомиться? Ответ детей: Да… Воспитатель вносит в корзинке укутанным в простынку зайчонка. Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся, можете его приласкать, погладить. Вам жалко зайчонка? Давайте спросим, что с ним случилось, как он попал в наш город? Зайчонок: Тетушка Метель заморозила мою норку и все мои припасы. Шел я лесом, заблудился и вдруг увидел ваш д/с. А у вас так тепло… Воспитатель: Бедный зайчонок. Ребята чем мы можем помочь зайчонку? Ответ детей: Согреть, развеселить. Давайте поиграем, зайчонок согреется и развеселится. М/П игра «Зайка серенький» Воспитатель: Поиграли, зайчонок, развеселили тебя ребята? Зайчонок: Развеселили, только очень есть хочется, а мои припасы, которые я заготовил осенью, заколдовала Тетушка Метель… Воспитатель: Не переживай зайчонок, наши ребята сыщики любознательные. Сейчас мы узнаем, что произошло и как тебе можно помочь. Основная часть: Дети присаживаются за столы для экспериментирования. Зайчонок с печалью показывает в коробке замороженные во льду киндер – яйца. Зайчонок: А ведь в каждом яичке у меня мои любимые вкусняшки. И теперь я останусь голодным. Что же мне делать? Кто мне поможет? Воспитатель: Ребята мой сундучок с нужными инструментами всегда у меня под рукой. Он нам будет помогать в исследовании. Посмотрите, что это в коробке у зайчонка. Ответ детей: Это киндер – яички… Воспитатель: Что с ними случилось? Ответ детей: Они замерзли.. Воспитатель: И чем они покрылись? Ответ детей: Льдом… Воспитатель: А что же такое лёд? Из чего он состоит? Ответ детей: Из воды… Воспитатель: Правильно, лёд — это замерзшая вода. Воспитатель каждому в ёмкость кладет по одному яйцу. Воспитатель: Давайте возьмем лупу и рассмотрим лёд. Можем ли мы увидеть, что находится внутри льда? Ответ детей: Да, видно, что там киндер – яйцо… Воспитатель: Значит лёд какой? Ответ детей: Прозрачный… Воспитатель: Возьмем в руку яйцо. Какое оно на ощупь? Ответ детей: Холодное, твердое… Воспитатель: Лед оставляет следы на руках? Какие? Ответ детей: Остается водичка… Воспитатель: А почему остается водичка? Ответ детей: Потому что лёд таит… Воспитатель: И как же мы можем помочь зайчонку освободить ото льда его киндер – яички с вкусняшками? Ответ детей: Нужно растопить лёд в руках… Воспитатель: Но это будет очень долго. Если мы долго будем держать ледяное яйцо, что произойдет с нашими пальчиками? Ответ детей: Они замерзнут… Воспитатель: Я предлагаю заглянуть в мой сундучок, что нам может помочь? Воспитатель достает термос с теплой водой Воспитатель: Ребята, это термос. Кто знает для чего он нужен? Ответ детей: Наливать горячий чай, кофе… Воспитатель: Да, в термосе хранят горячий чай, кофе, какао, морс. А у меня там просто горячая вода. Воспитатель: Сыщики, чем же может помочь термос, в нашем интересном исследовании? Ответ детей: В горячей воде мы растопим лёд… Воспитатель: Сейчас я каждому в ёмкость на яичко налью водичку из термоса. И посмотрим, что будет происходить со льдом. По результат наблюдений дети делятся выводами. Воспитатель: Что происходит со льдом? Ответ детей: Он таит…Он становится водичкой… Воспитатель: Ну, что ж ребята давайте доставать из растаявшего яичка вкусняшки. Накормим нашего проголодавшегося зайчонка. Что же там припрятано? Дети открывают растаявшее яйцо и называют предмет. Ответ детей: Морковка, яблочко. Рефлексивный круг: Воспитатель: Ребята зайчонок подкрепился и предлагает нам присесть. Дети садятся на ковер в кругу. Зайчонок: Спасибо вам ребята, вы мне очень помогли, из беды выручили. Воспитатель: Мы рады тебе были помочь. Давайте ребята попрощаемся с зайчонком, ему пора в лес, в свою теплую норку. Воспитатель уносит зайчонка. Воспитатель: Давайте ребята поделимся нашими сегодняшними впечатлениями. Что случилось с зайчонком? Воспитатель: Во что превратила Тетушка Метель, вкусняшки зайчонка? Ответ детей: В лёд? Воспитатель: Что же такое лёд? Ответ детей: Это замерзшая вода… Воспитатель: Какой был лёд? Ответ детей: Лёд твердый, холодный, прозрачный… Воспитатель: С помощью чего яички растаяли? Ответ детей: С помощью теплой воды… Воспитатель: Вода, какая была? Ответ детей: Вода была теплая, жидкая.. Воспитатель: Когда лёд растаял, во что он превратился? Ответ детей: В водичку… Воспитатель: Ребята, а где еще может нам повстречаться лёд? Ответ детей: На дорожке… Воспитатель: Помните ребята, если на дорожке мы видим лёд, значит дорожка какая? Ответ детей: Скользкая… Воспитатель: Правильно, поэтому идти нужно мелким шагом, быть осторожным, чтоб не поскользнуться. Воспитатель: Молодцы мои сыщики, с нашим новым исследованием вы справились на отлично!
|