Конспект занятия по «Программе предшкольного образования» Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста со свойствами пластмассы» |
Познание | |||
Автор: Майорова Ольга Владимировна | |||
27.05.2020 11:18 | |||
Конспект занятия по «Программе предшкольного образования» Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста со свойствами пластмассы» по разделу «Познаем мир, в котором мы живем». Воспитатель О.В. Майорова, высшая кв. категория. Программное содержание:
Оборудование:
Демонстрационный материал: предметы из различного материала: стекло, дерево, кожа, мех, поролон, металл, магнит, резина, песок, камень; весы; стеклянный и пластмассовый стакан; вода; целлофановый пакет; 2 горшка с землей, проращенные семена тыквы. Раздаточный материал: карандаши; линейки; стеклянные пузырьки; пластмассовые шарики; альбомный лист, расчерченный на сектора. Предварительная работа: Знакомство детей:
Вводная часть. Дети сидят за столами. - Ребята, посмотрите, какие разные предметы окружают нас в этой комнате и все они изготовлены из различного материала. Воспитатель предлагает рассмотреть групповую комнату, назвать предмет и материал из чего он сделан. (Например, окно – из стекла и дерева, стены — из кирпича, обои на стенах — из бумаги, одежда — из ткани, ножки у столов – из металла, игрушки – из дерева, резины и пластмассы.) Основная часть. - Сегодня я хочу вас познакомить с удивительным материалом – ПЛАСТМАССОЙ. Мы прочитаем о ней в книге, проведем опыты, зададим вопросы специалисту, узнаем о ее свойствах, а так же где и как человек применяет пластмассу в быту. А все, что вы узнаете о пластмассе на занятии, будете отмечать у себя на листах бумаги с помощью пиктограмм. Воспитатель предлагает рассмотреть альбом «Методы исследования». - Я открываю наш альбом – подсказку и что мы видим? Воспитатель показывает детям страницу с изображение метода «Подумать» (изображение мальчика). - Мальчик нам предлагает подумать. - Ребята, вы уже знаете о том, что все материалы можно разделить на 2 большие группы. Назовите их. (Ответы детей) - Материалы, которые создала природа – естественные, и материалы, которые создал человек — искусственные. Воспитатель предлагает рассмотреть предметы, разложенные на столе. - Перед вами предметы из разного материала. Подумайте и разложите их на две группы. (натуральные: солома, дерево, кожа, мех, камень, глина, песок; искусственные: стекло, резина, металл, магнит, поролон, синтетическая ткань). Воспитатель показывает предмет из пластмассы. - Ребята, подумайте и скажите, к какой группе вы бы отнесли предметы из пластмассы? (Ответы детей). - Правильно, это искусственный материал, пластмассу изобрели ученые — химики. Воспитатель показывает детям вторую страницу альбома с изображением метода «Прочитать в книге» (изображен мальчик с книгой). - А мы открываем вторую страничку нашего альбома и видим: «Прочитайте в книге» Воспитатель читает текст о пластмассе из методического пособия к «Программе предшкольного образования»: «Удивительные превращения. Детям о секретах вещества» (стр. 56) Воспитатель демонстрирует мелкие частицы пластмассы и металлическую форму. - Посмотрите, ребята, вот такие мелкие частицы пластмассы – заготовки, расплавляют и затем заливают в различные формы, которые необходимо приобрести пластмассе – так получается любой предмет из пластмассы. При расплавлении пластмассы выделяются вредные пары, поэтому в домашних условиях заниматься плавкой пластмассы запрещено и опасно – можно получить отравление организма. Воспитатель показывает детям следующую страницу альбома с изображением метода «Опыты» (изображение мальчика с колбой) - Итак, третья страница нашего альбома – очень интересная и увлекательная – опыты. Настало время опытов и экспериментов. На столах у детей разложено все необходимое для проведения следующих опытов. - Ребята я вам предлагаю провести опыты с пластмассой. После каждого опыта воспитатель предлагает зафиксировать результат — зарисовать пиктограмму у себя на листе бумаги. 1-й опыт: Для первого опыта вам потребуется пластмассовая линейка и стеклянный пузырек. Возьмите пластмассовую линейку, слегка перегните ее пополам, а затем отпустите. Затем попробуйте тоже проделать со стеклянным пузырьком. Дети проделывают все действия. - Линейка приняла первоначальную форму. Какой можно сделать вывод, что пластмасса (Ответы детей) - Можно сделать вывод – пластмасса мягкий и упругий материал. - Вы смогли перегнуть стеклянный пузырек (Ответы детей) - Какой можно сделать вывод, что стекло (Ответы детей) - Можем сказать, что стекло – твердый материал, а пластмасса мягкий. 2-й опыт: - Второй опыт тоже достаточно прост. Зажмите в кулачок одной руки стеклянный предмет, а в другой пластмассовый. Дети проделывают все действия - Что вы ощущаете? Какой предмет холодит руку? (Ответы детей) - Что можно сказать о свойствах этих материалов? Стекло, какое? (холодное), а пластмасса? (теплая) 3-й опыт: -Положите на одну руку пластмассовый предмет, а на другую стеклянный — взвесьте их. О каком свойстве предметов мы можем сказать сейчас? (тяжесть) - Что, по вашему мнению, тяжелее? (стекло тяжелее) - Чтобы научно доказать этот факт, взвесим пластмассовый и стеклянные предметы на весах. Воспитатель приглашает ребенка для проведения опыта по взвешиванию предметов. - Какой вывод можно сделать из этого опыта? (стекло тяжелее, чем пластмасса) 4-й опыт: - У меня на столе стеклянный и пластмассовый стаканы. Что произойдет, если их уронить на пол? (стеклянный стакан разобьется) - Какой вывод можно сделать? (Стекло бьющееся, непрочное, хрупкое) - Что произойдет с пластмассовым предметом, если его уронить на пол? (Ответы детей). Воспитатель роняет пластмассовый стакан на пол. - Какой вывод можно сделать из этого опыта? (Стекло бьющееся, непрочное, хрупкое, а пластмасса – прочная, небьющаяся) - Как вы думаете, какую посуду лучше взять в поход и почему? (Ответы детей) 5-й опыт: Для проведения следующего опыта воспитатель предлагает подойти 2 ребят к ней. - Ребята, но у стекла и пластмассы есть и одинаковые свойства, какие вы сейчас определите из следующего опыта. Воспитатель предлагает детям налить воду в предложенные стаканы – пластмассовый и стеклянный. - Посмотрите ребята, протекают ли стаканы? (Ответы детей) - Значит, какое общее свойство у стекла и пластмассы? (Они не пропускают воду — водонепроницаемые). - Ребята, а сейчас я вам предлагаю рассмотреть зарисованные вами пиктограммы по опытам, и вспомнить о каких же свойствах стекла и пластмассы мы узнали. Дети просматривают пиктограммы и перечисляют свойства пластмассы и стекла. Воспитатель делает вывод по проведенным опытам и ответам детей.
- Стекло – твердое, холодное, тяжелое, хрупкое. - Оба материала водонепроницаемы. Воспитатель предлагает всем детям выйти в центр группы и поиграть. Игра: «Превратись в жидкое, твердое или газообразное состояние». - Я вам называю разные предметы, а вы с помощью движений и перемещений по группе показываете, в каком состоянии они находятся. Например: твердое – дети стоят плотно друг к другу (ложка, стол, часы, книга) жидкое – выстраиваются в цепь (молоко, сок, дождь, река) газообразное – разлетаются, кружатся (пар, воздух, кислород) Дети возвращаются за столы. - Возвращаемся к нашему альбому и следующая страница «Спросим у специалиста». Воспитатель показывает детям следующую страницу альбома с изображением метода «Спросим у специалиста» (изображение мальчика в мантии). - Сегодня на занятие я пригласила нашего эколога, чтобы вы получили ответы на интересующие вас вопросы о пластмассе. (Дети задают вопросы экологу) Например: - Что произойдет с предметом из пластмассы, если его закопать в землю? - Из любой ли пластмассовой посуды можно есть? Специалист отвечает на все заданные детьми вопросы. - Пролистнем еще одну страничку альбома-подсказки — «Наблюдение». Воспитатель показывает детям следующую страницу альбома с изображением метода «Наблюдении» (изображение мальчика с лупой) - Для наблюдения я приготовила два горшка с землей и проросшие семена тыквы. Воспитатель демонстрирует детям горшки и семена. Затем показывает полиэтиленовый пакет. - Посмотрите, ребята, что это? (Ответы детей) - Как вы думаете, из чего он сделан, из какого материала? (Ответы детей) - Он тоже сделан из пластмассы. Многие люди применяют полиэтилен для устройств теплиц и парников в садах. Как вы думаете, почему в теплицах растения растут быстрее? (Ответы детей). - Полиэтиленовый пакет прозрачный – пропускает свет, плотный – не пропускает холодный воздух, прочный – поэтому этот материал применяют для покрытия парников и быстрого выращивания растений. Воспитатель, проговаривая свойства полиэтилена, демонстрирует его преимущества – прозрачность, плотность. - Чтобы убедится в том, что полиэтилен так необходим людям в сельском хозяйстве, проведем наблюдение: посадим в горшки проросшие семена тыквы. Один горшок накроем полиэтиленовым пакетом, а второй оставим открытым. Поставим на окно. Пройдет время, и мы увидим, помог ли полиэтилен быстрее прорасти семени. Воспитатель приглашает 2 ребят посадить семена и один из горшков накрыть полиэтиленом. - Следующая и последняя страничка нашего альбома «Игра». Воспитатель показывает детям следующую страницу альбома с изображением метода «Игра» (изображение девочки с мячом) и предлагает всем детям подойти к ней. - Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру: «Определи на ощупь». Воспитатель берет коробку с предметами из различно материала. - У меня в коробке предметы из различного материала, вы должны не глядя, на ощупь определить, что это за материал, и по какому свойству вы определил, что это именно этот материал. Воспитатель предлагает поиграть каждому ребенку – назвать материал на ощупь. Заключительная часть. - Ребята вот и подошло к концу наше исследовательское занятие. Посмотрите, вы заполнили весь свой лист пиктограммами, отмечая каждое свойство пластмассы. Ну а теперь подведем итоги – расскажем все, что вы узнали о пластмассе, и поможет вам ваша схема – подсказка. Каждый ребенок, рассматривая свою пиктограмму, называет одно из свойств пластмассы. -На следующих занятиях мы изучим свойства других материалов, сравним их со свойствами пластмассы и определим, почему же человек в настоящее время использует все больше пластмассовых предметов.
|