Квест-игра «Путешествие в мини-заповедник». |
Познание | |||
Автор: Алейникова Ирина Викторовна | |||
04.05.2020 19:51 | |||
Квест-игра «Путешествие в мини-заповедник». Возраст детей: 6-7 лет Программные задачи:
Расширять представления детей о поведении диких животных осенью. Понимать взаимосвязи между изменениями, происходящими в растительном и животном мире.
Закреплять правила поведения в природе.
Обогащение словаря: листопаднички, тур Активизация словаря: берлога, дупло, зайчата, лукошко, ульи, заповедник. Подготовка: нарисовать карту, разместить предметы-ориентиры по маршруту. Оборудование: стенд с картой мини-заповедника ДОУ и сменяющимися картинками природных объектов, карта маршрута, лукошко, шишки, орехи, грибы, игрушки, картинки с изображением мест обитания животных зимой, экологические знаки, картинка тура Северцева. Ход деятельности. Вводная часть. - Дети, я уверена, что вы любите путешествовать. Путешественники посещают дальние страны, холодный Север и жаркие пустыни, теплые моря и дремучие леса. В любом походе они знают, куда идти и как вернуться. Что помогает путешественникам найти дорогу? - Правильно, путешественники пользуются картой, на которой проложен маршрут. У меня сегодня тоже есть карта. Хотите отправиться в путешествие? - Посмотрите на карту, определите, куда мы пойдём сегодня? - Правильно, мы пойдём в мини-заповедник детского сада. Основная часть. Квест-игра: целевая прогулка, игры «Чудесное лукошко», «Кто, где живёт в лесу», игра-физминутка «Поймай грибок», познавательный рассказ. - Дети, свои особенности есть у каждого времени года. Это приметы. Какие приметы осени вы знаете? - Осенью происходят изменения в неживой природе, растительном и животном мире. А что происходит, мы можем узнать из путешествия в осенний лес. В нашем детском саду в этом году мы создали мини-заповедник, который расположен в центральной части дошкольного учреждения на фоне баннера с изображением гор и удивительной красоты самого большого озера Кавказского заповедника — озера Безмолвия. Вокруг альпийской горки проложена тропа. На территории природной зоны имеются 4 скворечника и имитация норы лисицы. Здесь специально высажены дикорастущие травянистые растения, кустарники и деревья. Для придания декоративности природная зона дополнена культурными растениями. Есть растения, занесенные в Красную книгу Краснодарского края. Животный мир представлен птицами, земноводными, пресмыкающимися, насекомыми и малыми скульптурными формами: лисица, филин, еж, заяц, бурундук, олень. - Мы с вами неоднократно приходили сюда на экскурсию, чтобы познакомиться с пред-ставителями растительного и животного мира. Какие растения, имеющиеся в нашем заповеднике занесены в Красную книгу Краснодарского края? (морозник кавказский, цикламен кавказский, подснежник Воронова, ландыш, пролеска, мускари голубой) - Растения, которые вы назвали, цветут ранней весной. Какие из названных растений можно найти осенью? (ландыш, цикламен) - Почему мы не видим подснежников, пролесок, мускари осенью? - Какие птицы прилетают на территорию детского сада? (воробьи, горлицы, синицы, сойки, скворцы, вороны, дятлы). - Какие птицы поселились в скворечниках весной и вывели птенцов? (скворцы, воробьи) - Рядом с мини-заповедником имеется стенд со сменяющимися кармашками. Приходя сюда, мы всегда выбираем картинки объектов, с которыми хотели бы познакомиться. Чтобы найти сегодняшнего героя, нам необходимо пройти по маршруту, отмеченному на карте. Сегодня мы познакомимся с необычным козлом — туром Северцева. - В самом начале нашего пути на тропинке мы видим экологические знаки ( «Не ловить животных, не уничтожать гнездовья»). Что обозначают эти знаки? Какие правила поведения в лесу вы знаете? - Что нарисовано на карте рядом со знаками? (лукошко) Давайте его найдём. - Это лукошко не простое, в нём лежат загадки, отгадайте их. Загадки: - Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке — летом. (Белка) - Зимой спит, летом — ульи ворошит. (Медведь) - Ребята, как вы думаете, кому из них пригодится это лукошко? Почему? - Кто делает запасы на зиму? А медведь разве не питается зимой? - Посмотрите на карту. Что находится дальше на нашем маршруте? (отмечают изображение шишек, желудей, орехов) - Давайте поиграем в игру «Чудесное лукошко». Я напомню вам правило: соберите всё, что пригодится белке зимой, и назовите, что собрали. Почему вы не положили в лукошко игрушки? А вы хотите подарить это лукошко белке? Для этого нам надо узнать, где она живёт? - Посмотрите на карту, что находится дальше на нашем маршруте (отмечают изображение домика) Словесная игра «Кто, где живёт в лесу?». Я буду показывать картинку, а вы должны назвать, где живёт это животное. (Ёжик — гнездо из листьев, волк — логово, лиса — нора, заяц — под кустом, медведь — берлога, белка — дупло, птицы — гнездо, скворечник). - Как готовятся к холодам лесные обитатели? - Найти один из ответов нам поможет карта (отмечают грибную полянку) - Грибов на полянке видимо-невидимо. Какие грибы вы знаете? Все ли грибы съедобные? Дети, давайте вы превратитесь в грибы. Раз, два, три, превратились мы в грибы. - Давайте поиграем в игру «Поймай грибок». Вы знаете эту игру? Я познакомлю вас с правилами. Одна пара детей будет грибниками, они держатся за руки. Остальные дети — «грибы» располагаются вокруг них по кругу и приседают, выполняя движения в соответ-ствии со словами. В конце «грибники» ловят «грибы» в лукошки — захватывают руками. Начинаем игру. Меж еловых мягких лап Дождик кап, кап, кап. Стучат кончиками пальцев о пол Где сучок давно засох, Серый мох, мох, мох. Трут ладони друг о друга Г де листок к листку прилип Вырос гриб, гриб, гриб. Медленно встают Кто нашёл его, друзья? Это я, я, я! (Отвечают дети) После слов дети-грибы разбегаются, а грибники их догоняют, ловят. - Дети, грибы нужны и людям и животным леса: белкам, ежам, оленям. Но в нашем запо-веднике грибы не растут. Почему мы не выращиваем грибы в детском саду? - Правильно, в детском саду нельзя выращивать грибы, потому что в городе из-за эколо-гических проблем даже съедобные грибы могут причинить вред. В лесу грибы пригодятся разным животным и один из них — тур Северцева, который занесен в Красную книгу Краснодарского края. Посмотрите на карту, на тропинке по маршруту изображен козлик. Дети в нашем крае есть место, в котором среди лесов и гор живут разные животные, место это охраняется и называется заповедником. Здесь живут лисы и волки, зайцы и белки, кабаны и медведи, олени и лоси. Еще в Кавказском заповеднике живёт удивительный козлик, который называется тур Северцева, в честь ученого описавшего животное. Живёт тур высоко в горах, похож на козлика, у него серая шерсть, крепкие загнутые рожки, стройные ноги с копытцами. Когда тура настигает хищник или охотник, он может уйти от врагов за счет необыкновенных особенностей строения тела. Все дело в том, что копытца тура заканчиваются углублениями, действующими как присоски. Он легко может взбираться по самым крутым склонам. Рога у тура настолько крепкие, что спасаясь от врагов, он может прыгать зигзагообразно, отталкиваясь поочерёдно рогами и копытами от скал, поэтому быстро преодолевает расстояние от вершины до склона горы. - Дети, почему некоторые животные занесены в Красную книгу? - Как вы думаете, где в нашем крае можно встретить тура Северцева? - Посмотрите на карту, дальше на нашем пути нарисован цветок — календула. В нашем мини-заповеднике растут разные растения, многие из которых посажены нами. Вы уже знаете, что растения могут предсказывать погоду. - Как называются растения, предсказывающие погоду? - Какие растения-барометры вы знаете? - Какую же погоду предсказывают календула и мальва? - Дети, весной изменения погоды нам предсказывают одуванчик и фиалка, летом — клевер и вьюнок, осенью — календула и мальва. Осенью большинство растений отцветают, появляются плоды. Животные готовятся к зиме. У животных и птиц весной подрастает потомство. Однако, у некоторых животных детеныши появляются осенью. У зайцев зайчата появляются ранней весной и в середине осени. Весенних зайчат называют «настовички», а осенних — «листопаднички». - Как вы думаете, почему зайчата получили такие названия? - Правильно, потому что весной они появляются, когда тает снег — наст, а осенью в период листопада. Заключительная часть. - Посмотрите, в конце маршрута на карте нарисован зайчонок, значит, наше путешествие подошло к концу. Давайте посмотрим на карту и еще раз вспомним, с какими природными объектами мы сегодня познакомились. - Что вам особенно понравилось и запомнилось? - Давайте, вернувшись в группу, нарисуем сегодняшних героев. Это могут быть зайчата- листопаднички, гордый тур, цветочная или грибная полянки. Рядом нужно будет нарисовать картинку о правиле поведения в природе. -
|