Проект по включению воспитанников старшей группы в исследовательскую деятельность «Мир вокруг нас» |
Познание | |||||||||||||||
Автор: Нуцалова Джавахиль Расуловна | |||||||||||||||
16.04.2020 13:00 | |||||||||||||||
Проект по включению воспитанников старшей группы в исследовательскую деятельность «Мир вокруг нас» Воспитатель МАДОУ «Колокольчик» Нуцалова Д.Р. Проблемная ситуация проекта: В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образование дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.
На сегодняшний день в дошкольном образовании в соответствии с требованиями с ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства — экспериментирования. В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытию, жажда познания. Познавательно — исследовательская деятельность в детском саду позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества, Актуальность Дети по природе своей любопытны и деятельны. Важно помочь ребёнку удовлетворить его любопытство, объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне. Необходимо, максимально используя пытливость детского ума, направить ребёнка к познанию мира, развитию творческих способностей. Ребёнок должен освоить азы экспериментирования:
Детское экспериментирование позволяет включать дошкольников в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаруживать новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Именно детское экспериментирование предоставляет дошкольникам возможность приобретать знания самостоятельно. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений об окружающем мире. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира. Дошкольное образование призвано обеспечить развитие исследовательской активности и инициативы дошкольника, заложить механизмы саморазвития и самореализации. Детское экспериментирование – одно из эффективных средств развития исследовательской активности и инициативы дошкольника. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественно – научного явления, обобщить результаты, полученные действенным путем, сопоставить их, классифицировать, сделать выводы. Ценность познавательно – исследовательской деятельности заключается в том, что у ребенка развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору пути ее решения. Таким образом, стимулируется развитие творческого потенциала дошкольника, его эмоциональных, интеллектуальных и волевых качеств. Цель проекта: развитие познавательных интересов, углублять представления о живой и не живой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отставать свое мнение, обобщать результаты опытов. Задачи проекта:
Вид проекта: познавательно – исследовательский, групповой. Тип проекта: исследовательско — творческий. Участники проекта: педагоги; дети; родители (законные представители). Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно — эстетическое развитие», «Физическое развитие». Виды детской деятельности, используемые в проекте: познавательно — исследовательская, игровая, коммуникативная, художественно — эстетическая, чтение художественной и научной литературы. Сроки реализации проекта: краткосрочный декабрь 2017 по март 2018 года. Новизна проекта: На сегодняшний день в дошкольном образовании в соответствии с требованиями с ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства — экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. В условиях современного дошкольного учреждения одной из существенных задач является оптимизация педагогической работы, направленной на развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования. Формы взаимодействия: с детьми:
Ресурсное обеспечение: оборудование для проведение опытов и экспериментов, настольно – печатные, дидактические игры, технические средства обучения. Предполагаемые результаты проекта: для детей:
для педагогов:
для родителей:
Продукты проектной деятельности: видеофильм «Познаем мир, общаемся», фотоальбомы проведения опытов в домашних условиях, альбомы рисунков опытов и экспериментов, высокий уровень организации опытов и экспериментов самими детьми. Презентация проекта: на городском методическом объединении, сайте ДОО, в печати, на интернет – ресурсах, творческом отчете ДОО. При реализации проекта учитывали принципы:
Этапы проекта: 1 этап. Предварительный этап:
2 этап: Основной этап проекта.
Образовательная деятельность по реализации проекта планировалась в соответствии с принципами ФГОС ДО, т.е. учитывались индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, применялась интеграция образовательных областей:
Формы сотрудничества с родителями: v информационно – аналитические беседы; консультации; памятки. v наглядно-информационные папка-передвижка; выставка детского творчества; презентация. v Познавательные совместная работа по перспективному плану проекта. III этап –заключительный v Презентация проекта; v Пополнение коллекций «Ткани», «Такая разная бумага»; v Фотоотчёт « Юные следопыты»; v Создание картотеки опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста; v Выставка рисунков «Нетрадиционная техника рисования. Рисование мыльными пузырями»; v Работа с родителями «Выставка камней»; v Консультация «Организация экспериментирования в домашних условиях»; v Создание картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста; v Открытое мероприятие «Юные следопыты»; v Рекомендация для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях»; v Родительское собрание: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности»; v Защита детско - родительских проектов на празднике «Фейерверк проектов». Оценка результативности проекта: В результате реализации проекта по познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста получены следующие результаты: v способность видеть многообразие окружающего мира; v овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает, его личностный рост; v овладение способностью, выявлять особенности и устанавливать сходство и различие между предметами; v умение выдвигать предложения, анализировать, соотносить известные и неизвестные данные, обобщать полученные результаты. v Упорядочены и систематизированы знания об окружающем. v Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность формирует у дошкольников положительный социальный опыт проявления инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, помогает в решении задачи воспитания творческой личности. Заключение Данный проект по познавательно – исследовательской деятельности поможет сформировать умение ребенка делать логические выводы, выделять причинно – следственные связи, главные и второстепенные признаки в предметах и явлениях в природе. Чем больше у ребенка будет задействована чувственная сфера, тем грамотнее, ярче и точнее развита речь, что является важным при поступлении в школу. В ходе реализации проекта родители (законные представители), дети, педагоги были в тесном контакте. Родители были заинтересованы проектом, помогали в создании развивающей предметно – пространственной среды группы по познавательно – исследовательской деятельности, создали условия для экспериментирования в домашних условиях. Подводя итоги проекта можно резюмировать, что детское экспериментирование – одно из эффективных средств развития исследовательской активности и инициативы дошкольника. Список используемой литературы:
|