Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект по включению воспитанников старшей группы в исследовательскую деятельность «Мир вокруг нас»
Познание
Автор: Нуцалова Джавахиль Расуловна   
16.04.2020 13:00

Проект по включению воспитанников старшей группы в исследовательскую деятельность «Мир вокруг нас»Проект по включению воспитанников старшей группы в исследовательскую деятельность «Мир вокруг нас»

Воспитатель МАДОУ «Колокольчик» Нуцалова Д.Р.

Проблемная ситуация проекта:

В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности.

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образование дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

 

На сегодняшний день в дошкольном образовании в соответствии с требованиями с ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства — экспериментирования.

В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытию, жажда познания. Познавательно — исследовательская деятельность в детском саду позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества,

Актуальность

Дети по природе своей любопытны и деятельны. Важно помочь ребёнку удовлетворить его любопытство, объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне. Необходимо, максимально используя пытливость детского ума, направить ребёнка к познанию мира, развитию творческих способностей. Ребёнок должен освоить азы экспериментирования:

  • ближе познакомится с природными веществами и их свойствами;
  • научиться обследовать, анализировать и сравнивать различные предметы, явления;
  • научиться задавать вопросы высказывать свои предложения и догадки;
  • научиться самостоятельно, делать выводы, искать ответы на вопросы.

Детское экспериментирование позволяет включать дошкольников в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаруживать новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Именно детское экспериментирование предоставляет дошкольникам возможность приобретать знания самостоятельно. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений об окружающем мире. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира.

Дошкольное образование призвано обеспечить развитие исследовательской активности и инициативы дошкольника, заложить механизмы саморазвития и самореализации. Детское экспериментирование – одно из эффективных средств развития исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественно – научного явления, обобщить результаты, полученные действенным путем, сопоставить их, классифицировать, сделать выводы.

Ценность познавательно – исследовательской деятельности заключается в том, что у ребенка развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору пути ее решения. Таким образом, стимулируется развитие творческого потенциала дошкольника, его эмоциональных, интеллектуальных и волевых качеств.

Цель проекта: развитие познавательных интересов, углублять представления о живой и не живой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отставать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Задачи проекта:

  • Расширять представление детей об окружающем мире.
  • Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками.
  • Развивать память, внимание, мышление, воображение, речь.
  • Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи между свойствами материала и способами ее использования.
  • Развивать у детей умственные способности через развитие мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение).
  • Способствовать формированию познавательного интереса.
  • Развивать умение делать вывод.
  • Привлекать родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса к познавательно — исследовательской деятельности детей, в процессе совместной деятельности детского сада и семьи.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, групповой.

Тип проекта: исследовательско — творческий.

Участники проекта: педагоги; дети; родители (законные представители).

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно — эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности, используемые в проекте: познавательно — исследовательская, игровая, коммуникативная, художественно — эстетическая, чтение художественной и научной литературы.

Сроки реализации проекта: краткосрочный декабрь 2017 по март 2018 года.

Новизна проекта: На сегодняшний день в дошкольном образовании в соответствии с требованиями с ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства — экспериментирования.

Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

В условиях современного дошкольного учреждения одной из существенных задач является оптимизация педагогической работы, направленной на развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования.

Формы взаимодействия:

с детьми:

  • непосредственно образовательная деятельность, продуктивная деятельность, игровая деятельность;
  • наблюдения;
  • эксперименты.
  • с родителями:
  • консультации, открытые занятия, мастер – классы, оформление фотоальбомов.

Ресурсное обеспечение: оборудование для проведение опытов и экспериментов, настольно – печатные, дидактические игры, технические средства обучения.

Предполагаемые результаты проекта:

для детей:

  • Развитию познавательных интересов детей.
  • Расширению опыта ориентировки в окружающем мире
  • Развитию любознательности и познавательной активности.
  • Формированию познавательных способностей.
  • Развитию воображения и творческой активности.
  • Формированию первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
  • Развитию воспитания, внимания, памяти, наблюдательности.
  • Развитию способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умению устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

для педагогов:

  • Повышению уровня профессионального мастерства.
  • Созданию условий для познавательного развития дошкольников.
  • Разработка дидактического практического материала для проведения опытов.
  • Подборка рассказов, сказок, стихов, загадок, иллюстраций по теме.

для родителей:

  • Помощь родителей в подборе наглядной информации.
  • Предложить родителям провести исследовательскую деятельность дома с детьми.
  • Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта.

Продукты проектной деятельности: видеофильм «Познаем мир, общаемся», фотоальбомы проведения опытов в домашних условиях, альбомы рисунков опытов и экспериментов, высокий уровень организации опытов и экспериментов самими детьми.

Презентация проекта: на городском методическом объединении, сайте ДОО, в печати, на интернет – ресурсах, творческом отчете ДОО.

При реализации проекта учитывали принципы:

  • личностно – ориентированный принцип;
  • принцип учета индивидуальных особенностей детей;
  • принцип системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми;
  • принцип интегративности, научной обоснованности и практической применимости.

Этапы проекта:

1 этап. Предварительный этап:

  • Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Составление плана, выбор форм работы.
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, детской художественной литературы.
  • Разработка циклов НОД.
  • Подбор оборудования и материалов для оснащения центра экспериментальной деятельности.
  • Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности. Анкетирование для родителей.

2 этап: Основной этап проекта.

  • Реализация плана образовательной работы;
  • Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Образовательная деятельность по реализации проекта планировалась в соответствии с принципами ФГОС ДО, т.е. учитывались индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, применялась интеграция образовательных областей:

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Беседы

v «Волшебная вода»

v « Свойства воздуха»

v «Зачем нужны человеку камни?

v «Свойства ткани»

v «Роль снега и льда в жизни растений и животных»

v «Из чего делают книги?»

v «Почему говорят «Как с гуся вода»

Просмотр презентаций

v «Природное происхождение магнита»

v «История изготовления стекла»

v «В гостях у хозяйки Медной горы»

Опыты и эксперименты

v «Какие предметы могут плавать?»

v «Таинственные картинки»

v «Все увидим, все узнаем»

v «Солнечные зайчики»

v «Ткань бывает разная»

v «Бумага-какая она?»

v «Свойства древесины»

v «Цветной песок»

v «Исчезающая монета»

v «Свечка в банке»

v «Давление воды»

v «Воздух повсюду»

Наблюдения

v «Таяние снега»

v «Глинистая и песчаная почва»

Конструирование

v «Рыболов»

v «Коробочка из бумаги»

НОД:

v «Удивительный камень – магнит»

v « Свойство бумаги»

v «Волшебница-вода»

v «Зачем человеку камни нужны…»

v «Что лучше: бумага или ткань»

v «Дерево умеет плавать»

Речевое развитие

Чтение художественной литературы

v «Путешествие Капельки»  (круговорот воды)

v Рассказ М. Дружинина «Супер - железяка».

Легенда о магните

v  Б. Житков «На льдине»

v П.Бажов «Малахитовая шкатулка»

v «Как Аленка разбила зеркало»

v «Мамина работа».

v Детская энциклопедия «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра  

v «Строители»

v «Мы – лаборанты

Дидактические игры:

v «Воздух, земля, вода»

v «Что для чего»

v «Что бывает из бумаги»

v «Притягивает – не притягивает»

v «Из чего сделано»

Настольно-печатные игры

v Лото «Растения, животные»

v «Магнитная мозаика»

v «Зоологическое лото»

v Игра – драматизация:

v Магнитный театр «Маша и медведь»

v Теневой театр «Золотая рыбка»

Трудовая деятельность:

v Полив и рыхление комнатных растений

v Посадка лука

v Уборка своего рабочего места после проведения опытов

Беседа по ОБЖ:

v «Правилабезопасности при проведении опытов»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

v «Сова» (из листьев)

v «Воробушек» (из перьев и бумаги)

v «Украсим кукле платье»

v «Да, здравствует полотенце пушистое»

v «Девочка в зимней одежде»

Рисование:

v Рисование солью

v Рисование мыльными пузырями

v «Рыбки плавают в аквариуме»

v «Украсим посуду узором»

Лепка из соленого теста

v «Ежик» (соленое тесто)

v «Рыбка» (соленое тесто)

v «Строим теремок»

Оригами

v «Кораблик»

v «Тюльпан»

Хороводные игры:

v «Снегири»

v «Воробей»

v Музыкальная игра «Помогатор»

Физическое развитие

Подвижные игры:

v «Два Мороза»

v «Шишки, жёлуди, орехи».

Игры народов Севера

v «Ловля оленей»

v «Оленья упряжка»,

v «Льдинки и ветер»

Физкультминутки:

v «Мы с магнитами играли»

v «Стоит гора – старушка»

v «Ветер дует нам в лицо»

v «Здравствуй вольный ветерок»

Дыхательная гимнастика

v «Насосик» (методика Стрельниковой)

v «Ветер-ветерок»

Пальчиковая гимнастика:

v «Дождик»

v «Осенние листья»

v «Снежок»

v «Овощи»

Зрительная гимнастика:

v «Ветер»

v «Цветы»

v «Дождик»

v «Петушок»

Формы сотрудничества с родителями:

v информационно – аналитические

беседы;

консультации;

памятки.

v наглядно-информационные

папка-передвижка;

выставка детского творчества;

презентация.

v Познавательные

совместная работа по перспективному плану проекта.

III этап –заключительный

v Презентация проекта;

v Пополнение коллекций «Ткани», «Такая разная бумага»;

v Фотоотчёт « Юные следопыты»;

v Создание картотеки опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста;

v Выставка рисунков «Нетрадиционная техника рисования. Рисование мыльными пузырями»;

v Работа с родителями «Выставка камней»;

v Консультация «Организация экспериментирования в домашних условиях»;

v Создание картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста;

v Открытое мероприятие «Юные следопыты»;

v Рекомендация для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях»;

v Родительское собрание: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности»;

v Защита детско - родительских проектов на празднике «Фейерверк проектов». 

Оценка результативности проекта:

В результате реализации проекта по познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста получены следующие результаты:

v способность видеть многообразие окружающего мира;

v овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает, его личностный рост;

v овладение способностью, выявлять особенности и устанавливать сходство и различие между предметами;

v умение выдвигать предложения, анализировать, соотносить известные и неизвестные данные, обобщать полученные результаты.

v Упорядочены и систематизированы знания об окружающем.

v Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность формирует у дошкольников положительный социальный опыт проявления инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, помогает в решении задачи воспитания творческой личности.

Заключение

Данный проект по познавательно – исследовательской деятельности поможет сформировать умение ребенка делать логические выводы, выделять причинно – следственные связи, главные и второстепенные признаки в предметах и явлениях в природе. Чем больше у ребенка будет задействована чувственная сфера, тем грамотнее, ярче и точнее развита речь, что является важным при поступлении в школу. В ходе реализации проекта родители (законные представители), дети, педагоги   были в тесном контакте. Родители были заинтересованы проектом, помогали в создании развивающей предметно – пространственной среды группы по познавательно – исследовательской деятельности, создали условия для экспериментирования в домашних условиях.

Подводя итоги проекта можно резюмировать, что детское экспериментирование – одно из эффективных средств развития исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Список используемой литературы:

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. - ТЦ Учитель ,2004г.
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. -ТЦ Учитель, 2004г.
  3. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  4. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб. Акцидент, 2004г.
  5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  6. Добро пожаловать в экологию! / Сост. О.А. Воронкевич. - «Детство-Пресс», 2004.
  7. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.// Мир растений. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  8. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.// Человек. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  9. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
  10. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – «Детство – Пресс» 2008г.
  11. Елисеева Т.А. Экспериментальная деятельность детей в детском саду.// Воспитатель. – 2009. No9.
  12. Порткина С.А. Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников.// Воспитатель. – 2010. No3.
  13. Использование интернет ресурсов.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год