Технология детского экспериментирования как средство развития любознательности дошкольников. |
Познание | |||
Автор: Банщикова Марина Владимировна | |||
28.03.2020 22:39 | |||
Технология детского экспериментирования как средство развития любознательности дошкольников. Экспериментирование – это метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать. Данный вид деятельности основан на поисковой активности, под которой подразумевается о поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определённого прогноза его результатов, но при постоянном учёте степени его эффективности. Поисковую активность также называют исследовательской активностью – естественное состояние каждого ребенка, направленное на познание мира. Эксперименты – увлекательные занятия, развивающие любопытство, любознательность, творческое мышление, инициативность и самостоятельность, целью которых является преобразование вещей и процессов. В процессе экспериментирования задействованы все органы чувств ребенка, что обеспечивает лучшее усвоение, понимание, осмысливание и запоминание информации. Активное участие ребенка в образовательном процессе способствует более быстрому и интенсивному развитию его познавательной активности и способностей.
Экспериментирование обладает большими воспитательными и развивающими возможностями, в процессе которого у детей могут сформировать реальные представление обо всех сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и его средой обитания. Каждый ребенок по своей природе исследователь, поэтому данный метод очень любим и интересен дошкольникам. С помощью опытов детям удается по-новому открыть окружающий мир, через опыт личных переживаний, ощущений, через действия. Н.Н. Поддъяков, говоря об экспериментировании, считает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития. В детском экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, на получение результатов творчества, на поиск новых форм взаимодействия с другими людьми. Детское экспериментирование является стержнем любого вида творчества. В нем наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференциации интеграционных процессов. Деятельность экспериментирования является всеобщим способом функционирования психики. Детское экспериментирование определяют как исследовательскую, активно преобразующую деятельность дошкольников, в которой познаются свойства и качества предметов и объектов, осуществляется их преобразование. В процессе экспериментирования изменяется сам ребенок и его отношение к миру (О. М. Дъяченко, Н.Е. Веракса). По мнению М.И. Лисиной детская экспериментальная деятельность – успешный путь знакомства с окружающим миром, эффективный способ развития интеллектуальных процессов. Опыты, которые проводят дети, дают возможность объединить в себе все виды экспериментальной деятельности. Инициатива по организации экспериментов делится между педагогом и детьми. Экспериментальную деятельность можно разделить на два этапа:
При проведении экспериментов необходимо соблюдать правила безопасности, осваивать действия рекомендуется в следующей последовательности: − Действие показывает педагог, − Затем поручается выполнить действие кому-то из детей, при этом необходимо, чтобы это ребенок не умышленно допустил ошибку, что повлечет за собой концентрацию внимания на ошибке, − Воспитатель может осознанно совершить ошибку, чтобы это заметили дети, − Ребенок, который не допустит ошибку, повторяет действие, − И только потом, для возможности контроля каждого ребенка, действие осуществляется вместе и медленно. Исследователи выделяют следующие виды экспериментов в ДО: демонстрационное наблюдение – один объект наблюдения, который находится у воспитателя, который демонстрирует его детям. Эксперимент проводит воспитатель, дети являются только наблюдателями. Дети сами хотят стать участниками эксперимента, поэтому такой метод эффективен только когда есть опасность для них. Другим видом является – фронтальное наблюдение – когда есть несколько объектов, и они находятся в руках детей. Для развития любознательности педагоги используют следующие виды экспериментов: по характеру объектов выделяют опыты с растениями, животными, с объектами не живой природы; по количеству детей – 10 человек; по месту проведения – в групповой, на площадке, у водоема; по причине их проведения – запланированные, случайные; по характеру включения в педагогический процесс – эпизодические, систематические; по месту в цикле – первичные, вторичные, заключительные, итоговые; по характеру мыслительных операций – констатирующие; по способу применения в аудитории – демонстрационные, фронтальные. Требования к экспериментам меняются в зависимости от характера наблюдений: случайные — подготовки не требуют; запланированные начинаются с выбора объектов, постановки задач. Педагоги должны всегда поощрять детей, которые ищут собственные решения задачи, различные ходы, чтобы провести и закончить эксперимент, решить задачу, но не выпускать из поля зрения тех детей, которые работают медленно, им нужно помочь и дать время. После окончания эксперимента дети должны самостоятельно приводить в порядок рабочее место. Таким образом, экспериментирование является важным средством развития любознательности ребенка. Эксперименты привлекают детей с самого рождения, они все хотят быть маленькими исследователями. Поэтому педагоги в работе с детьми стали активно использовать экспериментирование. Для того чтобы заинтересовать детей, сформировать определенные знания и представления во время экспериментов педагог должен тщательно подготовиться и правильно организовать деятельность детей.
|