Мастер класс для педагогов «Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности детей дошкольного возраста» |
Познание | |||
Автор: Иващенко Марина Ивановна, Бирюкова Мария Николаевна | |||
26.02.2020 07:01 | |||
Мастер класс для педагогов «Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности детей дошкольного возраста» Подготовили воспитатели: Иващенко Марина Ивановна Бирюкова Мария Николаевна Цель: повысить теоретические и практические умения у педагогов в опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста. Задачи:
Методы и приемы: Репродуктивный, практический Оборудование: Пищевые красители, пищевая сода, лимонная кислота, мыльный раствор, посуда, для проведения опытов, бумажные цветы, сырые и варёные яйца, мандарины, свечка, молоко, ватные палочки.
Предварительная работа: Подготовка оборудования, обработка специальной литературы по данной теме. I часть
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется. Главные достоинства метода экспериментирования в детском саду:
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Основная задача педагога поддержать и развить в ребенке интерес к экспериментированию, создавать необходимые для этого условия. Эксперименты классифицируются по разным принципам:
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно-пространственную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим эксперимент должен отвечать следующим условиям.
Последовательность детского экспериментирования.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме того, дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий – тяжёлый), а также фразеологизмами ( «лошадь в яблоках»). II Практическая часть. А теперь я хочу пригласить вас в сказку. Сказка называется, а как она называется вы должны отгадать: Вы знаете девушку эту, Она в старой сказке воспета. Работала, скромно жила, Не видела ясного солнышка, Вокруг — только грязь и зола. А звали красавицу … (Золушка.) Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка». В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправились на королевский бал, оставив Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее много заданий. Мачеха приказала приготовить вкусный завтрак, для него Золушке нужны сырые яйца (Золушка берет корзинку с яйцам, но что это?) Сестры перемешали сырые и вареные яйца вместе. Я думаю, мы поможем Золушке? Опыт № 1. «Сырые, вареные яйца». Материалы: 2 яйца (сырое и вареное) Ход опыта: определить какое из двух яиц вареное, а какое – сырое. В вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно и крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом. Золушка хотела помыть мандарины к завтраку Опыт № 2. «Мандарины и вода». Материалы: мандарин с кожурой, мандарин без кожуры, таз с водой. Ход опыта: один мандарин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если постараться, утопить его не получится. Очистим второй мандарин и положим его в воду. Мандарин утонул, а второй плавает! В мандариновой кожуре есть пузырьки воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет. Золушка приготовила завтрак, но не смогла потушить свечу на кухне. Опыт № 3. «Свечка в банке» Материалы: зажженная свечка, баночка. Ход опыта: как можно погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая её? Зажигаем свечу, накрываем её банкой, наблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет. Вывод: для горения нужен кислород. Когда доступ кислорода к огню затруднён, огонь гаснет. Золушка пошла за водой на речку и увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Опыт № 4. «Пузырьки» Материалы: Стакан с газированной водой, виноградинка Ход опыта: Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». А когда Золушка пришла с речки то увидела, что любимые цветы мачехи засохли. Их надо срочно спасать. Опыт № 5. «Засохшие цветы» Материалы: бумажные цветы, таз с водой Ход опыта: бумажные цветы (полоски бумаги, скрепленные степлером, лепестки закручены во внутрь цветка) выкладываются в тарелку с водой. Объяснить: Бумага производится из целлюлозы, которая составляет основу растений. Бумага вбирает в себя воду и расширяется, поэтому лепестки "раскрываются" Золушка услышала громкие звуки и поняла, что был королевский салют. Ей очень хотелось увидеть салют, но дворец был далеко, и она могла слышать только выстрелы салюта. И тогда она решила устроить у себя маленький разноцветный салют. Опыт № 6. «Салют» Материалы: Цветной раствор мыла, сода, лимонная кислота Ход опыта: в цветной раствор мыла, соды добавляем катализатор – лимонную кислоту, получаем пенный салют. Объяснение: Когда сода смешивается с лимонной кислотой, появляются пузырьки, происходит химическая реакция. Золушке так понравился салют и она решила нарисовать его. Опыт № 7. «Цветные узоры на молоке» Материалы: Молоко, пищевые красители, ватная палочка, мыльный раствор Ход опыта: молоко разлить по тарелкам, добавить краску, затем обмакнуть палочку в мыльный раствор и опустить в молоко, краски начнут двигаться. Объяснение: молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители Вывод: Опытно — экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Как говорил А.С. Пушкин: «И опыт – сын ошибок трудных, и гений парадоксов друг», а Ральф У. Эмерсон сказал «Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Удачи в ваших экспериментах! Используемая литература: Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2005. -192 с. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 80 с. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. — М.: АРКТИ, 64 с.
|