«Встреча с Санкт-Петербургом» как форма краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста. |
Познание | |||
Автор: Злобина Валентина Васильевна | |||
08.01.2020 19:12 | |||
«Встреча с Санкт-Петербургом» как форма краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста. «Встреча с Санкт-Петербургом» — основная форма совместной деятельности воспитателя и детей, представляющая последним возможность увидеть объекты культурного наследия Санкт-Петербурга, узнать о них, сформировать отношение к ним и выразить его в творческой деятельности – рисовании, речевом творчестве и др. «Встреча с Санкт-Петербургом» для детей дошкольного возраста организуется преимущественно в виртуальном пространстве с использованием компьютерной презентации. Требования к мультимедийным презентациям краеведческого содержания.
«Встреча с Санкт-Петербургом» имеет трехчастную форму.
- Начало встречи обеспечивается первоначальную заинтересованность детей в проблеме, вызывает интеллектуальные эмоции (удивление, предвкушение). - Основная часть встречи посвящена разгадыванию смыслов архитектурных сооружений и городской символики, построению «диалога» с ними. - Завершение встречи направлено на формулирование итогового вывода, создание мотивации к дальнейшему познанию. Виды «Встреч…» для детей старшего дошкольного возраста:
Встреча-сказка (история). Основой встречи-сказки и истории является рассказывание детям дидактической сказки или истории её обсуждения. Встречу-сказку целесообразно использовать для первоначального ознакомления детей с объектом культурного наследия Санкт-Петербурга. Встречу-путешествие целесообразно использовать, когда у детей уже имеются первоначальные представления об архитектурном ансамбле, которые необходимо углубить; когда нужно познакомить детей с несколькими объектами. Встреча-путешествие предполагает перемещение детей по одному или нескольким архитектурным ансамблям города в виртуальном пространстве. Встреча-экскурсия-итоговая встреча по теме. Это организованное в виртуальном пространстве целенаправленное передвижение от одного знакомого объекта к другому, позволяющее ребенку перейти от восприятия объекта по частям к восприятию в целом, обобщить и углубить представления, поделиться ими с другими. Поэтому встреча-экскурсия может проводиться для детей другой группы и родителей. Организация совместной деятельности воспитателя и детей на подготовительном этапе к «Встрече с Санкт-Петербургом» Подготовительный этап направлен на накопление у детей представлений и познавательных умений, необходимых для восприятия материала. поиска ассоциаций, понимания содержания слайдов. Цели организации совместной деятельности:
Подготовительный этап предполагает использование разнообразных образовательных ситуаций. Просмотр фрагментов фильмов, мультипликационных фильмов и балетов помогает проиллюстрировать события, связанные с жизнью города, вызывает у детей эмоциональное отношение к происходящему в городе. Использование продуктивной деятельности и игра-экспериментирование позволяют детям установить связи между созданием и использованием предмета для детской деятельности и его использованием в городской среде. Например, изготовление из бумаги флюгеров, игра с ним на прогулке готовит детей к пониманию такого символа города, как флюгер. Рассматривание репродукций художественных картин (слайдов) готовит ребенка к освоению образовательного содержания. Чтение и рассказывание позволяет накопить у детей опыт необходимый для дальнейшего восприятия образовательного содержания. Методы организации «Встречи с Санкт-Петербургом» для детей дошкольного возраста. Первая группа методов направлена на мотивацию познавательной деятельности детей, погружение в содержание «Встречи…». Метод стимулирования занимательным содержанием – необычной историей, сказкой. Метод эмоционального погружения в содержание «Встречи…» эмоционально настраивает детей на освоение содержания за счет использования художественных средств, визуальных и звуковых эффектов. Метод создания ситуации игрового моделирования. Игровое моделирование направлено на решение какой-либо проблемы в воображаемой ситуации, моделирующий реальную. Этот метод позволяет ребенку стать активным участником решения познавательной задачи, вызывая деятельное участие за счет проживания игровой ситуации. Метод игрового проживания ситуации предполагает принятие детьми роли какого-либо персонажа или неодушевленного объекта и помогает «прожить» ситуацию. Вторая группа методов направлена на организацию познавательной деятельности детей в процессе «Встречи с Санкт-Петербургом». Своеобразие данной группы методов состоит в их направленности не только на процесс культуроосвоения, но на культуросозидание и творчество детей. Это обусловлено тем, что развитие детского интереса происходит при максимальной активности самого ребенка. Метод наглядных ассоциаций связан с поиском сходства между разными предметами или объектами (явлениями), обеспечивает запоминание материала. Игровые методы. К ним относятся: игра-путешествие, образные этюды и пластические игры, игры-фантазии. Данные методы максимально соответствуют природе ребенка дошкольного возраста, позволяя осваивать образовательное содержание на основе ведущего вида деятельности-игры. Детское экспериментирование как метод краеведческого образования помогает детям практически осуществить действия, связанные с образами персонажей скульптуры, понять их смысл, разобраться с происхождением тех или иных символов, атрибутов античных героев в художественной среде города. Разгадывание архитектурных загадок-как метод, который может быть использован, когда у детей уже накоплен опыт рассматривания архитектурных объектов, их деталей, установление ассоциаций между скульптурными элементами и реальными предметами. Третья группа методов – это методы закрепления материала «Встречи с Санкт-Петербургом». Формулирование итогового вывода. Основное требование к формулированию итога встречи – краткость и обобщенность. Вывод имеет «открытый» конец, что соответствует принципу «развивающейся интриги» и показывает, как могут быть использованы полученные знания в дальнейшем. Формулирование эстетического суждения направлено на усиление эстетического отклика ребенка по поводу осваиваемого содержания, позволяет усилить эмоциональное впечатление от содержания «Встречи…». Организация совместной деятельности воспитателя и детей на этапе закрепления материала. Для закрепления материала используются разные виды совместной деятельности воспитателя и детей, среди которых: проектная деятельность, коллекционирование и создание мини-музея, чтение художественной литературы, заучивание наизусть стихотворений, рассматривание иллюстраций, репродукций, конструирование и рисование. Цели организации совместной деятельности:
Результатом образовательного путешествия становится коллективное обсуждение детских открытий, обмен рисунками, фотографиями. В результате приобретаемые детьми представления отличаются друг от друга, различны могут быть и детские эмоции, что имеет ценность для развития интереса.
|