Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль мини-музея естественно-научной направленности в развитии познавательной активности дошкольника
Познание
Автор: Прохорова Мария Алексеевна Софронова Инна Сергеевна   
31.12.2019 22:35

Роль мини-музея естественно-научной направленности в развитии познавательной активности дошкольникаРоль мини-музея естественно-научной направленности в развитии познавательной активности дошкольника

Раннее и дошкольное детство является наиболее интенсивным периодом умственного развития, ребенок активно познает окружающий мир. Именно в эти годы закладываются основы познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия, направленные на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем.

Познавательное развитие ребенка – это развитие способности самому получать и применять в своей жизнедеятельности знания об окружающем мире. Таким образом, для познавательного развития необходима активная познавательная деятельность самого ребенка, его самостоятельность. В основе такой деятельности лежит потребность дошкольника в новых впечатлениях, проявляющаяся сначала как любопытство, затем – как любознательность и, наконец, как устойчивый познавательный интерес. При этом важно обеспечить развитие познавательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме поисковой, исследовательской деятельности.

 

А.Н. Поддьяков своих исследованиях основной причиной возникновения познавательной активности считает – неопределенность, непонятность объекта, явления, отношений и т.д. Таким образом, функция исследовательского поведения – преодоление неопределенности путем поиска, экспериментирования и обработки полученной информации.

Мотивом, побуждающим дошкольника к познавательной активности, является познавательный интерес. Формирование познавательных интересов опирается на общую эмоциональную отзывчивость детей и их активность. Однако только в разнообразной деятельности познавательный интерес превращается в процесс познания и углубления содержания знаний.

К концу дошкольного возраста познавательный интерес приобретает осознанный характер, становится мотивом как учебной, так и самостоятельной познавательной деятельности.

По мере овладения детьми теми или иными умственными действиями, на уровне их словесного выражения, интерес с материализованных действий переключается на сами знания; включение детей в активный поиск знаний. Элементарный самостоятельный поиск ответа на поставленные задачи проводит к активизации умственной деятельности.

В системе дошкольного образования и воспитания в последнее время большую популярность приобретает музейная педагогика.

Музейная педагогика – отрасль педагогической науки, научно-практическая деятельность, построенная на ее основе, ориентирована на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.

Музейная педагогика в детском саду может осуществляться в нескольких направлениях: организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и музея; организация музейного пространства в детском саду через организацию постоянных и временных выставок, мини-музея. Мини-музеи в группах детского сада позволяют сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.

Мини-музей в детском саду – это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива, в процессе которого дошкольники знакомятся с феноменами окружающего мира, приобщаются к системе общечеловеческих ценностей, к истории и развивают художественный вкус. Работа в мини-музее направлена на установление многообразных связей ребенка с миром культуры и формирование картины мира в плоскости «человек как субъект культуры».

Деятельность детей в пространстве мини-музея достаточно разнообразна: это могут быть и интерактивные экскурсии, проводимые по маршрутным листам, это и игровая деятельность, которую можно развернуть в пространстве музея с его экспонатами: игры-экспериментирования, театрализованные игры, элементы сюжетных игр. Это и различные виды продуктивной деятельности: рисование, аппликация, конструирование; а также приобщение детей к литературе.

Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками и поделками, дети старших групп – проводить экскурсии для младших.

Каждый мини музей – это всегда проектная деятельность, всегда результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В практике детских садов чаще представлены мини-музеи художественно-эстетической и краеведческой направленности, в то время, как мини-музеи познавательной направленности проектируются реже. Однако по статистике, привлекательным для современных детей являются естественнонаучные, технические музеи, «действенные» по особенностям экспозиции и проводимым экскурсиям.

В современном понимании, содержание естественнонаучной направленности в образовании детей включает в себя формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов дошкольников в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, экологическое воспитание, приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и природопользования.

Организация мини-музея в образовательном процессе играет важную роль – включает в себя разные виды детской деятельности, а значит способствует всестороннему развитию дошкольников. Мини-музей включает деятельность, направленную на поиск информации, решению проблемных ситуаций, отражает тематику музея в разных видах деятельности, а значит дает возможность ребенку узнать о том или ином явлении с разных сторон – обогащает способы познания. Наиболее привлекательной и целесообразной будет естественнонаучная направленность мини-музея. Именно естествознание способствует формированию целостной картины мира.

В заключении можно сделать вывод о том, что мини-музей естественнонаучной направленности, безусловно, способствует развитию познавательной активности дошкольников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год