Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «В мире наук» |
Познание | |||
Автор: Петрова Олеся Валериевна | |||
01.12.2019 23:04 | |||
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «В мире наук» по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: формирование у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа:
Методы и приёмы:
Материал и оборудование: вода, одноразовые стаканчики разного размера, лед, краски гуашь (синяя, желтая), камень, ватные палочки, салфетки, специальная одежда,. Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия. Исследователи, бесцветная, прозрачная. Ход непосредственно образовательной деятельности: Организационный момент: Утреннее приветствие. «Дружные ребята» В нашей группе яркое Солнышко сияет! (Идём по кругу, держась за руки) Здесь ребята дружные, Это каждый знает! Ты – мой друг, и я – твой друг, (Ладонь направляется на друга, потом к себе) Как прекрасен мир вокруг! (Развели руки в стороны) Мы друг другу улыбнёмся, (Улыбаемся друг другу) Дружно за руки возьмёмся! (Дети садятся в рефлексивный круг) Воспитатель: Ребята, когда мы сегодня работали в уголке природы вы ничего не заметили? Предпологаемые ответы детей: Заметили, что цветы завяли Ещё вчера мне подарили цветы и они были такие красивые так, почему же они завяли как вы думаете? Предпологаемые ответы детей: они завяли, потому что не было воды. Да действительно цветы завяли потому что я забыла в вазу налить воды. Скажите, а для чего нужна вода? (ответы детей.) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. А где мы можем это сделать? Предполагаемые ответы детей: Опыты проводят в лаборатории Воспитатель: Кто работает в лаборатории? Предполагаемые ответы детей: В лаборатории работают ученые, исследователи. Воспитатель: Чем они занимаются? Предполагаемые ответы детей: Ученые – это люди, изучающие наш мир и его устройство. Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них. Воспитатель: А вы бы хотели стать учёными, исследователями? Предполагаемые ответы детей: Да Наденьте фартуки и проходите в лабораторию. (Воспитатель надевает халат) Воспитатель: Но прежде, чем мы приступим к опытам давайте вспомним, как нужно вести себя в лаборатории. А подскажут нам знаки. Предполагаемые ответы детей:
Воспитатель: Спасибо! Да ребята ещё нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я называю. И как настоящие ученые все свои результата мы будем фиксировать в таблице изследования. Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха» Воспитатель: Вода – это жидкость. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). А вы дома пили воду? Какая она на вкус? Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим камешек в наш стакан с водой. Мы видим этот камешек? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место. Вывод детей: Вода — жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса. Опыт №2 «Вода растворитель» Воспитатель: Посмотрите у вас на столах есть стаканы с водой и сахар. Мы с вами опустим кусочек сахара в стакан с водой и хорошо перемешаем пластмассовой ложкой. Что произошло с сахаром? Где в жизни мы можем это наблюдать? (Когда добавляем сахар в чай) Вывод: Вода – это растворитель твердых веществ. Опыт №3 «Вода имеет твёрдое свойство» Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой. Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство. №4 Воспитатель. Посмотрите, у меня на столе лежат кубик и шарик. Какой формы эти предметы? Дети. Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую. Воспитатель. Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется. Воспитатель. А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в чашечку, блюдце, стакан. Самостоятельная работа детей. Воспитатель. Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в стакан? Какую форму она принимает? Дети. Форму стакана. Воспитатель. А что с ней произошло, когда мы её налили в чашку, блюдце? Воспитатель. Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой её наливали – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? Вывод: Вода не имеет собственной формы. Она принимает форму того предмета, в которой её наливают. Опыт №5 «Вода имеет плывучесть» - Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А где легче всего плавать? (Дети: в море). А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит), абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом. В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине. Вывод: в соленой воде плывучесть легче. Опыт №6 «Палитра красок» - А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятиях ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети: синий). Проверим! (дети при помощи ватной палочки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый). Вывод: Вода легко приобретает цвет илиокрашивается. Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг. Физкультминутка «Ручеёк». Жил да был ручеёк, (волнообразные движения рук.) Зажурчал и потёк. (Ходьба по кругу) В тучку превратился (Рисуют в воздухе круг) Капелькой спустился (Присели.) Вот и кругооборот (Покружились вокруг себя) Наблюдательный поймёт (Руки в стороны). Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию. Опыт №7 «Парообразная вода — пар» Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается вода, затем добавляется небольшое количество марганца и соды, и получается пар). Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей) На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, что это? (Это электрический чайник). Давайте с его помощью попробуем нагреть воду. (Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.) Воспитатель. Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит? Дети. Она кипит, булькает, бурлит. Воспитатель. А какая кипящая вода? Можно ей ожечься? Дети. Да, она очень горячая. Вывод: вода может быть в парообразном состоянии. Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать, одну очень интересную историю о «Круговороте воды в природе». Берется кастрюля с горячей водой и накрывается крышкой. Когда открывается, то появляются капельки и детям объясняется круговорот воды в природе. (Мультфильм) Итог НОД. Воспитатель: мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях (каких): жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении. Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Давайте расскажем об удивительных свойствах воды. Воспитатель: Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим. Воспитатель: Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.
|