Конспект занятия «Прогулка по Ботаническому саду» (интерактивная) |
Познание | |||
Автор: Веселкова Татьяна Алексеевна, Веденеева Галина Евгеньевна | |||
26.11.2019 17:33 | |||
Конспект занятия «Прогулка по Ботаническому саду» (интерактивная) Автор-составитель: старший воспитатель Т.А. Веселкова, Г. Е. Веденеева Цель: формирование представлений о малой Родине. Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Оборудование: презентация с видами Самарского Ботанического сада, аудио запись:
Листья различных деревьев Предварительная работа: беседа о малой Родине, рассматривание альбомов с достопримечательностями Самары Предполагаемые результаты: систематизация знаний о достопримечательностях и исторических объектах родного города Ход образовательной деятельности: Здравствуйте ребята. Станем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте! " друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем "Привет! " и "Добрый день! "; Какой замечательный сегодня день! Как ваше настроение? Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. Звучит автобусный гудок (запись). -Ребята вы слышите? Это наш волшебный АвтоБус зовет нас прокатиться? Хотите поехать на экскурсию? Так давайте же скорее занимать свои места в АвтоБусе…Подождите минуточку. Чтобы окружающие люди считали нас вежливыми и воспитанными, нужно соблюдать определенные правила поведения, по другому они называются этикет. Давайте же вспомним, как нужно вести себя в общественном транспорте? -Прежде чем войти в транспорт нужно дать дорогу выходящим пассажирам. - Заходя в транспорт, не расталкиваем всех локтями, пропускаем вперед пожилых людей, малышей и женщин. -Не останавливаемся у входа, проходим на середину. - Не спешим скорее занять место, уступаем пожилым и малышам. -Ребята, а можно в транспорте есть и пить? -Находясь в транспорте, не следует громко смеяться или разговаривать. - Не следует пачкать сиденье и одежду окружающих. - Готовится к выходу следует заранее. Не расталкивать локтями окружающих, заранее спрашивать не выходят ли впереди стоящие, или вежливо просить их отодвинуться. Все верно, молодцы. А сейчас я приглашаю вас занять свои места в нашем волшебном автобусе. Интересно куда же сегодня он повезет нас, в какой точке Самары мы окажемся? Звучит песня «Мы едем-едем-едем». Ребята, мы, кажется, приехали, и я знаю это место. Спасибо тебе АвтоБус! Дети выходят из автобуса, садятся на коврик-полянку. Именно здесь, в этом уголке Самары мы сможем с вами познакомиться с самым старинным садом страны. (На интерактивной доске фото входа в ботанический сад). - Это Ботанический сад! Ботанический сад Самары является государственным памятником природы, который находится в ведении Самарского государственного университета. Располагается сад на территории Октябрьского района. Что же такое ботанический сад? Ребята, на земле очень много разных деревьев, цветов, кустов, но растут они каждый, там, где природа создала условия для их роста. Ботанический сад – это, то место-сад, где собраны разнообразные растения со всей России, есть даже экзотические. - Ребята, а что такое экзотические растения? (ответы детей) Правильно, это такие растения, которые в нашей области, а то и во всей стране не растут из-за неподходящего климата. Давайте зайдем в сад (фото сада). «Друг за другом мы идём и ничуть не устаём. Поднимаем ножки На лесной дорожке. Левой раз, правой раз Посмотрите вы на нас». (Дети маршируют с продвижением вперёд) А вот и полянка. Присядем и отдохнём… (Дети садятся на ковёр). Посмотрите, ребята как красиво, как много деревьев в саду (Подборка фото из сада с видами деревьев). Послушайте загадку: Стоит Алёнка – платок зелёный. Тонкий стан белый сарафан. (Берёза.) Берёза считается символом России. - Как нам узнать березу среди других деревьев? -Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.) -Какого цвета ветки? Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.) Какого цвета они были летом? (Зеленые.) Все верно, ребята. Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски дерево дышит). Гибкие тонкие веточки. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным. Живет берёза более 100 лет. Про берёзу есть много стихотворений. Послушайте одно из них, Стихотворение это написал Александр Прокофьев: Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную. В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, с зелёными серёжками. - А у меня для вас ещё одна загадка. Вот колючка-недотрога! Лучше ты ее не трогай. Ой, остры иголочки У зеленой… (елочки) (на экране фото с елью) Первыми тремя высаженными растениями в нашем Ботаническом саду стали голубые ели, специально привезенные из Северной Америки. Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты хвоинками- иголочками. Острые хвоинки у ели живут 7 лет, а затем опадают, но не все сразу, а небольшими партиями, в это время подрастают новые. В конце осени все деревья остаются без листьев, а ель кажется именно по этому вечнозеленой. Цветет ель весной, а плоды ее…… (шишки). Живет это дерево несколько сотен лет. Давайте с вами погуляем еще по парку и полюбуемся разнообразием деревьев. «Друг за другом мы идём и ничуть не устаём. Поднимаем ножки На лесной дорожке. Левой раз, правой раз Посмотрите вы на нас». А вот и полянка. Присядем и отдохнём… (Дети садятся на ковёр на экране подборка фото из сада с различными видами деревьев). - Называйте деревья, которые узнали… Молодцы ребят, много деревьев назвали. Послушайте, что это (звучит аудио запись шума шелеста листьев)? Это шелест листьев. Как вы думаете, почему они шелестят? (Ответы детей.) Ветер играет с листьями: срывает их с деревьев и кружит в воздухе. Поиграем с листьями? Я буду показывать вам листочки, а вы называть с какого они дерева. Проводится дидактическая игра «Чей лист». Воспитатель показывает лист с дерева: - С какого дерева лист? (березы) -Лист с березы какой? (березовый) В нашем Ботаническом саду есть не только деревья, но и много кустарников. - А чем отличаются кустарники от деревьев? (ответы детей) Все верно у кустарника нет ствола, ветки растут прямо из земли. Кустарники гораздо ниже деревьев. Давайте с вами пройдем дальше по парку. «Друг за другом мы идём и ничуть не устаём. Поднимаем ножки На лесной дорожке. Левой раз, правой раз Посмотрите вы на нас». А вот и полянка. Присядем и отдохнём… (Дети садятся на ковёр на экране подборка фото из сада с изображением пруда). Ребята, в Самарском Ботаническом саду также располагаются два пруда. А кто это там плавает? Дидактическая игра «Сосчитай сколько» - Посчитайте, сколько уточек плавает на первом пруду? - Сколько на втором? - На каком пруду больше уточек? - На сколько? Все верно, молодцы ребят. В Ботаническом саду так же много растений. Есть участок исчезающих видов растений, именно там находится более 130 экземпляров, которые занесены в Красную книгу РФ. - Ребята, а вы знаете, какие животные и растения занесены в красную книгу? - Почему их туда занесли? Сотрудники занимаются изучением возможности воспроизведения вымирающих видов в искусственных условиях, чтобы в дальнейшем высадить их в естественную среду. Посмотрите, а это Оранжерея Ботанического сада (фото оранжереи Ботанического сада). - Как вы думаете, что такое «оранжерея» (ответы детей). Оранжерея – это застеклённое помещение для выращивания и содержания растений в определённых условиях. Сейчас оранжерея Ботанического сада является единственной на территории Среднего Поволжья. Тут проходят научные эксперименты и ведутся наблюдения за большим количеством видов растений. Здесь обитают только теплолюбивые растения, которые не могут расти на улице из-за слишком холодного климата. Именно здесь растут и плодоносят экзотические растения: авокадо, цитрусовые, гранаты, инжир, кофе и огромное количество прочих плодовых. - Ребята, понравилось вам в Ботаническом саду? Ботанический сад — украшение города. Хочется, чтобы с каждым годом он становился все краше и краше, радуя нас удивительными творениями природы. А нам пора возвращаться. Занимайте, пожалуйста, свои места в волшебном АвтоБусе. (Звучит музыка мы едим-едим-едим в далекие края). Вот мы и дома, путешествие наше прошло замечательно. А вам понравилось? Что больше всего вам запомнилось? Рефлексия «Дерево творчества» Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к дереву:
- листья – было скучно. Литература: Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребёнок в детском саду. – 2003. № 3. – С.4 Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Т.2. – М.: ТЦ Сфера, 2003. *
|