Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО. |
Познание | |||
Автор: Морозова Ирина Викторовна | |||
14.10.2019 20:03 | |||
Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО. Морозова И.В. Воспитатель, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Белоярский детский сад «Огонёк», Республика Хакасия Аннотация Элементарная поисково-исследовательская деятельность как форма ознакомления детей с природой обеспечивает наиболее высокую степень активности и самостоятельности детей. Она позволяет сформировать у детей представления о явлениях природы, выявить причины и взаимосвязи. Поисково-исследовательская деятельность проводится в определенной системе. Она начинается с анализа природного явления в связи с теми вопросами, которые возникают у детей в их разнообразной деятельности (игровой, трудовой и др.). В результате формируется познавательная задача, — как правило, проблемная. Она требует установления причин явлений, связей и отношений между явлениями природы. Затем выдвигаются предположения о причинах того или иного явления или результата.
Следующим этапом поисково-исследовательской деятельности является обсуждение высказанных детьми предположений и выбор способов их проверки. Проверка предположений является важнейшим этапом поисковой деятельности. Заканчивается поисково-исследовательская деятельность формулированием выводов. Для усвоения объема знаний определенного основной программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, необходима организация активной познавательной и практической деятельности детей. Формируя систему знаний о природе, педагог отбирает из программы то содержание знаний, которое можно освоить методом поисково-исследовательской деятельности. Педагог организует жизненные ситуации, направляя детей на выделение познавательных задач. В ходе анализа предлагаемых ситуаций у детей возникает необходимость соотнести имеющиеся знания с тем, что они непосредственно воспринимают. Поисково-исследовательская деятельность и начинается с осознавания того, что известно, а что нет. Осознание проблемной ситуации заканчивается постановкой познавательной задачи: «Что происходит и почему так происходит?». Например, играя на берегу реки, дети могут обнаружить, что вода быстро просачивается через песок, поэтому соорудить «бассейн» будет трудно. Это их огорчает. Воспитатель используе т эту ситуацию для того, чтобы поставить перед детьми познавательную задачу: «Почему вода не задерживается в песке? Что нужно сделать, чтобы соорудить бассейн?». В результате анализа проблемной жизненной ситуации и осознания познавательной задачи при участии педагога выдвигаются предположения о возможных причинах наблюдаемых явлений. Ни одно высказывание не должно остаться без внимания, все предположения детей должны быть обсуждены. Предположения, высказанные детьми, часто бывают противоречивыми. Воспитатель сталкивает противоречивые суждения, предлагает проверить, чье правильнее. Если дети не высказывают предположений, воспитатель побуждает их к этому или сам высказывает необходимые предположения. Возникший у детей в ходе анализа и оценки предположений интерес используется воспитателем для перехода к следующему этапу поисково-исследовательской деятельности – отбору способов проверки и к самой проверке. Различные способы проверки предположений предлагает воспитатель, но он может использовать для проверки и способы, предложенные детьми. Кратковременные наблюдения используются для установления свойств, качеств различных объектов природы, для их распознавания. Например, при определении необходимости поливки растений и доказательства своих суждений дети отыскивают признаки состояния растений, позволяющие сделать вывод о сухости или влажности почвы, ее плотности, цвете, об изменении состояния листьев. Длительные сравнительные наблюдения, опыты, моделирование или демонстрация готовых моделей (например, поведения насекомых) могут быть использованы для решения познавательных задач на установление причин природных явлений, связей и отношений. Демонстрация моделей может быть использована для установления механизмов маскировки животных. Наблюдая гусениц бабочки-капустницы, дети замечают, что их трудно различить на листьях капусты. Воспитатель предлагает подумать, почему так происходит, затем объясняет это явление. При наличии у детей богатого опыта, сформированного через наглядно-практические методы ознакомления с природой, воспитатель может использовать для проверки предположения и решения познавательных задач эвристические беседы. Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных природных явлений с помощью рассуждений. Воспитатель руководит ходом рассуждения и направляет мысль детей, при этом не опровергает ответы детей, предлагает опираться на собственный опыт детей. Педагог имеет возможность, организуя поисково-исследовательскую деятельность, помогает детям усваивать не только общие закономерности природных явлений, но и видеть их конкретные проявления. Заключительным этапом поисковой деятельности является формулирование выводов на основании анализа полученных результатов наблюдений, опытов, моделирования. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель. Он не должен торопиться делать вывод сам. Необходимо выслушивать все высказывания детей, задавать дополнительные вопросы, которые могут им дать направление мысли. Если дети делают неправильные или недостаточно четкие выводы, воспитатель помогает им осознать возникшие противоречия, добивается точных и конкретных выводов. Этому помогают дополнительные наблюдения, опыты или эвристические рассуждения. Важно, чтобы каждое ошибочное предположение о причинах наблюдаемых явлений природы было опровергнуто, чтобы дети были подведены к правильному пониманию существа того или иного явления. Развернутая поисково-исследовательская деятельность используется при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста. Но использование ее отдельных компонентов – поисковых действий – можно и нужно начинать с младшего дошкольного возраста. Ознакомление детей с природой с помощью поисково-исследовательской деятельности имеет большое развивающее значение. Систематическое использование приемов поисково-исследовательской деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Под руководством взрослого, а затем и самостоятельно дети начинают выделять познавательные задачи в любой деятельности, связанной с природой. Активно высказывают предположения, используют для их проверки ранее усвоенные способы (наблюдения, опыты, эвристические рассуждения), формулируют выводы. Под влиянием поисково-исследовательской деятельности у детей развиваются элементы творческого самостоятельного мышления. Радость самостоятельных открытий развивает и укрепляет интерес к природе. Учитывая значение поисково-исследовательской деятельности для развития детей, необходимо постоянно создавать условия для ее организации.
|