Конспект образовательной экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «В поисках сокровищ» |
Познание | |||
Автор: Опарина Гульнар Наильовна | |||
28.09.2019 20:04 | |||
Конспект образовательной экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «В поисках сокровищ» Составила: Опарина Гульнар Наильовна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №50 комбинированного вида» Советского района города Казани Пояснительная записка Элементы таинственности и сюрприза выбраны не случайно – их роль очень велика для создания мотивации детских видов деятельности, атмосферы психологического комфорта и активного речевого общения. Использование практического метода – работа с картой-схемой эффективно решат задачи развития мышления детей, речевой самостоятельности и активности. Тип занятия: опытно-экспериментальная деятельность.
Форма занятия: игра-путешествие. Цель занятия: расширить представление детей о свойствах воды. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды. Задачи:
Воспитатель заводит детей в зал. Навстречу выходит пират. Пират: Как же мне найти эти затонувшие сокровища. Вот задал задачку морской царь Нептун. Мне одному не справиться. О… дети! Может быть вы поможете? Дети: Да! Пират: Давайте знакомиться! Я пират. Но вы меня не бойтесь. Я не разбойник, а любитель приключений и путешествий. Пират: Мой сундук с золотом лежит на дне морском, в царстве царя Нептуна. Чтобы его забрать нужно, узнать много о воде. Поможете мне? Дети: Да, конечно! Пират: Ну, тогда мы должны отправиться в путешествие в подводное царство. Для этого нужно сказать волшебные слова. Повторяйте за мной: «Сейчас кругом я повернусь, на дне морском я окажусь». (Дети проговаривают волшебные слова, поворачиваясь вокруг себя). (Играет «волшебная» мелодия). Пират: А что вы видите? Ответы детей. Пират указывает на карту. Пират: Что это? Как вы думаете? Для чего нужна карта? Предположения детей. Пират: Куда же нам идти, как вы считаете? Дети указывают по карте дорогу. Пират: Нам нужно дойти до Соляного рифа. Дети и пират идут к Соляному рифу, изображая передвижение в воде. 1 остановка. Соляной риф. На столе стоят: 2 сосуда с водой (500мл), 1 — емкостью 1 л. На первом сосуде написано — соленая вода, на втором сосуде – пресная вода, третий сосуд – пустой; 1 яйцо, ложка. Пират: Смотрите морской царь приготовил нам первое испытание. Что находится в сосудах? Как вы думаете? Ответы детей. Пират: А для чего нам нужно яйцо? Предположения детей. Джек: А давайте яйцо опустим в воду. В какую воду мы опустим его сначала? Дети выбирают воду. Пират помогает одному ребенку аккуратно опустить яйцо в сосуд с водой при помощи ложки. Если яйцо опустят в сосуд с соленой водой, то оно всплывет. Если они опустят яйцо в сосуд с пресной водой, то яйцо опустится на дно. Джек: Что произошло, ребята? Как вы думаете, почему? Ответы детей. (Воспитатель подводит детей к выводу, что в соленой воде из-за содержания большого количества соли яйцо не тонет). Пират: А хотите, побалуемся? Если смешать соленую и пресную воду, что получится? Ответы детей. Проводится опыт. Положить яйцо на дно большого сосуда. Постепенно подливая по очереди воду из обеих банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное посередине раствора. После этого дети подходят к карте, сообщают свои выводы, а воспитатель заносит их в виде символов в мнемотаблицу. Пират: Нам нужно двигаться дальше. Куда указывает стрелка на карте? Дети указывают направление по стрелкам на карте и отправляются в путь. 2 остановка. Мыс чистой воды. Джек: Что у нас здесь? Дети перечисляют все предметы, которые видят на столе. Пират: Пить хочу! Берет колбу с грязной водой. Пытается пить. Дети не дают выпить эту воду, объясняя почему (она грязная, плохая, мертвая, не пригодная для питья). Пират: Какую воду можно пить? Ответы детей (чистую, ключевую, питьевую). Джек: Что мы можем сделать с этой водой, чтобы её можно было пить? Дети: Её можно очистить. Пират: А как? Ответы детей. Воспитатель показывает активированный уголь. Пират: Кто-нибудь знает, что это такое? Предположения детей. Пират: Это уголь, но необыкновенный, а специально очищенный. А называется он «активированный уголь». Для чего он нужен? Выслушиваются предположения детей. Пират: Где же его можно взять? Дети: В аптеке. Пират: Попробуем очистить воду этим углем? Давайте сделаем угольный фильтр. Пират показывает детям последовательность проведения опыта. Дети повторяют, используя собственные приборы. Опыт: взять чистую колбу. В неё опустить воронку, в которую кладется ватный диск, а сверху кладется активированный уголь. Аккуратно переливать грязную воду через воронку в чистую колбу. Благодаря ватному диску и активированному углю вся грязь останется на вате, а в колбу будет капать очищенная вода. Пират: Ребята, что у вас получилось? Ответы детей. Воспитатель подводит детей к выводу, что воду можно очистить, используя активированный уголь. Пират: Запомните, ребята, грязную воду использовать нельзя! Ее можно очистить, сделав такой фильтр. На карте выводы заносятся в мнемотаблицу, используя символы. Пират: Идём дальше? Куда? Дети указывают направление на карте. Пират читает на карте название. 3остановка. Остров волшебных кувшинок. Дети и Джек идут к конечной остановке, к «Острову волшебных кувшинок». Джек: Что же здесь нас ждёт? Дети перечисляют всё, что видят на столе. (Кувшинки розовые, белые, индивидуальные тарелочки с водой для каждого ребенка). Джек: Какие кувшинки для нас приготовил морской царь? А почему они закрытые? Как вы думаете? Ответы детей. Джек: Как вы думаете, что мы с вами сейчас должны сделать, чтобы наши кувшинки раскрылись, ожили? Ответы детей. Джек: Точно, вы правы. У вас есть свои маленькие водоемы, давайте их опустим туда. Дети опускают цветы в воду и кувшинки начинают распускаться. Джек: Это чудо! Что произошло? Ответы детей. Воспитатель подводит детей к выводу, что вода проникает везде, в том числе и в листья кувшинки, питает, заставляя их раскрываться. Джек: Какие же вы молодцы! Давайте заполним последнюю таблицу на карте царя Нептуна. Дети подходят к карте, заполняют вместе с воспитателем мнемотаблицу. Джек: Посмотрите, мы прошли весь путь. Много узнали нового о воде. Ну, а теперь вперед к золоту! В это время появляется сундучок с сокровищами. Дети находят его. Джек: Спасибо вам за помощь! Вам пора возвращаться в детский сад, а мне продолжать свое путешествие. А на память о себе, я подарю вам настоящий пиратский головной убор и золотые монеты. Джек вручает детям подарки Джек: Закроем глаза и скажем волшебные слова: «Сейчас кругом я повернусь и в садике я окажусь!» (Звучит волшебная музыка. Дети поворачиваются вокруг себя, проговаривая слова) Джек: Ну, вот мы и в саду, пойдемте я вас провожу к вашим друзьям в группу. Дети и воспитатель уходят.
|