Конспект по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Чудесные превращения» |
Познание | |||
Автор: Юсуфова Фаиза Тофиковна | |||
02.08.2019 09:08 | |||
Конспект по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Чудесные превращения» Цель:
Программные задачи:
Интеграция образовательных областей:
Ожидаемый результат:
Оборудование и материалы: Набор магнитов каждому ребёнку, «волшебные рукавички», набор скрепок, фартуки, желтые и белые тарелки, железные крышки, железные шурупы, детали от железного конструктора, крышки пластмассовые, бумага, деревянные карандаши, лоскуты ткани, пластилин, резиновые шарики, листы картона с изображением лабиринта, стакан с водой, ИКТ, куриное яйцо, лупа, Кока-кола, драже «Ментос», таз. Предварительная работа: Использование магнита на доске для крепления пособий, рассматривание и обыгрывание магнита вне занятий, опыты с магнитом на участке во время прогулок, игра «Поймай рыбку». Ход: Организационный момент Ребята, заходят в зал под музыку. (песня «Почемучек») (Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и построиться в круг) -Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим свои улыбки. (здороваемся) -Сейчас я вам… (прерывая воспитателя, неожиданно «влетает» Карлсон). Мотивационно — ориентировочный этап Появляется Карлсон (недовольный, ворчащий). Карлсон: Здравствуйте, ребята! (грустно) Воспитатель: Здравстуй, Карлсон! Почему ты такой грустный? К: Беда у меня, пропеллер совсем не хочет работать, там какая- то железка застряла, я её отрываю, а она обратно прицепляется! Воспитатель: Давай-ка посмотрим, что там у тебя такое. Ой, Карлсон, да это же к пропеллеру магнит прилип, поэтому он и не работает. (воспитатель достаёт магнит из- под пропеллера) Карлсон: Ура! Я снова могу летать! А к этому вашему ГИМНИТУ БЛИЗКО ПРИБЛИЖАТЬСЯ НЕ БУДУ! Воспитатель: Камень называется не гимнит, магнит, он волшебный! Карлсон: Почему этот камешек так называется, в чём заключается его волшебство? Поисковый этап Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам исследовать камень магнит, все о нем узнать и ответить на все вопросы Карлсона. Давайте вместе рассмотрим камень, он совсем не похож на обычные камни. Я вам расскажу легенду, а вы мне скажете, что же это за особенность камня? (садимся на стулья, звучит музыка, воспитатель выкладывает на магнитной доске всех персонажей по тексту) Легенда о появлении магнита В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные и особенные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и показал их своим соседям, чем очень удивил и поразил их. От имени пастуха и появилось название «магнит». Воспитатель: Какая же особенность камней из легенды? (не признают никаких других материалов, кроме железа) Воспитатель: Правильно, особенностью магнита является, что он притягивает металлические предметы. Воспитатель: На один вопрос Карлсона мы уже ответили – этот камень называется магнит, узнали легенду о его открытии. А чтобы ответить на второй вопрос нашего гостя «Почему камень называют волшебным?» предлагаю отправиться в лабораторию. Карлсон: А что там делают в лабрабратории? Дети: Проводят опыты Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения, которые надо соблюдать в лаборатории:
Воспитатель: А еще в лаборатории используют специальную одежду. Это может быть халат или фартук. У нас тоже есть фартуки. Пожалуйста, повяжите себе фартуки и пройдите в нашу лабораторию на свои рабочие места. (дети рассаживаются за столы) Практический этап Опыт 1 Воспитатель: У вас на подносах лежат разные предметы вперемешку. Нужно по очереди подносить магнит к предметам. Те предметы, которые притянутся к магниту, положите в жёлтую тарелку, которые не притянутся к магниту, оставьте на подносе (звучит музыка, дети самостоятельно выполняют задание). Воспитатель: Даша, расскажи, что ты делала? (Я провела магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к магниту.) А вы, ребята, проверяйте (железная крышка, железный шуруп, скрепка, деталь от железного конструктора). Спасибо, молодец! Воспитатель: Андрей, назови, пожалуйста, предметы, которые остались на подносе, их магнит не притягивает. (деревянный карандаш, бумага, пластмассовая крышка, лоскуты ткани, пластилин, резиновый шарик, рукавичка). Карлсон: Ребята, смотрите какая красивая рукавичка! А почему одна? (одевает) Воспитатель: Карлсон, а у меня есть и вторая рукавичка. Вот, примерь! (Карлсон одевает две рукавички, в одной из которой лежит магнит и случайно проводит над тарелочкой со скрепками одной рукавичкой, где нет магнита, а затем второй, где есть магнит. К рукавичке с магнитом притянулись все предметы). - Как вы думаете, ребята, почему предметы прилипли к рукавичке? Ответы детей. Воспитатель: Ребята, какой делаем вывод? (что магнит притягивает только металлические предметы) Опыт 2 (Карлсон стряхивает предметы, и они падают в стакан с водой) Карлсон: Ой, что же я натворил? Как же теперь достать скрепки из стакана и не замочить рук? Дети: С помощью магнита. Воспитатель: Карлсон, не переживай, сейчас с помощью магнита мы вытащим все скрепки! (воспитатель вызывает одного ребенка, который достает скрепки с помощью магнита и выкладывает их на картон с рисунком) Вывод: Магнитная сила действует даже через воду и стекло. Карлсон: Ребята, а что это за интересный рисунок на картоне. Смотрите дорога и домик. Воспитатель: Так это домик для скрепок. Карлсон, а давай с помощью магнита попробуем загнать все скрепки в домик. Опыт 3 Воспитатель: Ребята, а теперь попробуйте вы. Возьмите лист картона. - Что изображено на вашем картоне? (лабиринт со стрелками) - Сверху на картон положите скрепки, а снизу двигайте магнит. Двигайте скрепки по направлению стрелок. - Что происходит со скрепками? (они двигаются). - Почему же скрепки двигаются? Скрепки железные. На них через картон действует магнит. Вывод: Магнит может притягивать железные предметы даже через картон. Вот какой он сильный. Динамическая пауза «Волшебный камень» Воспитатель: Я предлагаю вам немного поиграть. (Воспитатель предлагает образовать круг и сообщает детям, что Карлсон будет в роли магнита. Он будет называть любые предметы. Если это железные предметы –дети подбегают к Карлсону и возвращаются на место, если нет – становятся к нему спиной.) Воспитатель: Вот мы и выяснили, почему магнит называют волшебным. Нам осталось выяснить, для чего нужен магнит и где его используют? (Приглашает детей на стулья для просмотра презентации) ИКТ: Слайд №1 «Применение магнита в медицине» Магниты используются во многих медицинских приборах. Слайд №2 При лечении сложных переломов костей очень часто используются магниты. Слайд №3 Из природного камня магнита изготавливают ювелирные изделия: браслеты, серьги, бусы, которые благотворно влияют на организм. Слайд№4 «Применение магнита в быту» В аудиосистемах, музыкальных центрах применяют магнит. Слайд№5 В наушниках и электрических гитарах магниты помогают создать мощный звук. Слайд№6 Двери наших холодильников также имеют внутри магниты, чтобы они лучше прилипали. Именно магниты не дают дверцам холодильника открыться и плотно прижимают дверцы к самому холодильнику. Слайд№7 Магниты применяют в металлоискателях. Военные ищут в земле спрятанные мины и снаряды. Слайд№8 В нашей группе мы используем магниты в различных игрушках, конструкторах и оборудовании. Воспитатель: Вот мы с вами и ответили на все вопросы Карлсона: как называется этот «волшебный камень», почему его называют волшебным и для чего он нужен. Карлсон: Спасибо вам, ребята, за помощь. Я всем своим друзьям расскажу про волшебный камень – магнит. И помогу Малышу иголку отыскать, он её уж 2 недели найти не может. Вы – настоящие Всезнайки! Карлсон: За вашу помощь я угощаю вас Кока — колой и конфетками «Ментос»! Это мой любимые напиток и конфетки! Воспитатель: Спасибо большое, Карлсон! Но этот напиток нашим детям пить нельзя. Он очень вредный, особенно для зубов. Карлсон: Почему? Воспитатель: А почему, давайте ответим на этот вопрос с помощью опыта? Опыт 4 (Воспитатель показывает яйцо в стакане с Кока-колой) Ребята, вспомните, на прошлом занятии мы с вами для опыта взяли скорлупу куриного яйца. По своему составу она схожа с нашими зубами. За прочность яичной скорлупы, а также наших зубов и костей отвечает вещество – кальций. В стакан налили «Кока-Колу» и опустили туда яйцо. Карлсон, посмотри, что произошло с яйцом? Скорлупа, погруженная в напиток, потемнела, окрасилась в коричневый цвет, появились неровности и шероховатости, она стала хрупкой. Карлсон: (смотрит и проверяет) И правда скорлупа потемнела и стала шероховатой! (удивляется) Воспитатель: Какой делаем вывод? Зубы, так же, как и яичная скорлупа, могут темнеть и портиться. Опыт 5 Воспитатель: А вот, Карлсон, еще один опыт, который мы покажем специально для тебя. Смотрите, я беру бутылку с напитком «Кока-Кола», открываю ее и кладу под крышку твои любимые конфетки «Ментос». Что произошло? ( «Кока-кола» высоким пенным фонтаном брызнула в разные стороны). Карлсон: Ой! Ой! Ой! Воспитатель: С некоторыми продуктами газированный напиток «Кока-Кола» несовместим и вступает в химическую реакцию, похожую на маленький взрыв. Только представьте, что этот взрыв может произойти в вашем желудке! А еще в «Кока-Коле» очень много сахара, что тоже не полезно. От употребления большого количества сахара, люди очень сильно поправляются. Карлсон: Как я? Воспитатель: Да! Карлсон: Да, теперь я понял, как вреден этот напиток, в состав которого входят вещества, которые разъедают наш желудок, вредит нашему организму. Воспитатель: У нас в детском саду ребята каждый день употребляют только натуральные соки, в которых много витаминов. И мы тебя угощаем таким соком. Карлсон: Спасибо, ребята! Я очень рад, что так много полезного узнал сегодня. Всё! Перехожу на правильное питание и веду здоровый образ жизни. Пока! Воспитатель: До свидания, Карлсон! Рефлексивно-оценочный этап -Воспитатель: Что сегодня узнали в нашей лаборатории? ВЫВОДЫ: (опорные схемы)
- Что запомнилось больше? - Что вам понравилось больше всего? - Молодцы, ребята! Теперь своими знаниями вы поделитесь с другими ребятами, расскажете дома родителям. Наши опыты в лаборатории закончены. Фартуки вешаем на места. Давайте попрощаемся с гостями и скажем им: «Спасибо!»
|