Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Чудесные превращения»
Познание
Автор: Юсуфова Фаиза Тофиковна   
02.08.2019 09:08

Конспект по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Чудесные превращения»Конспект по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Чудесные превращения»

Цель:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.

Программные задачи:

  • Формировать знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства: притягивать металлические предметы; действие магнита через стекло, воду и картон.
  • Создать условия для того чтобы обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства; активизировать словарь детей.
  • Дать представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с газированным напитком «Кока-Кола»
  • Развивать любознательность, интерес к познавательной деятельности
  • Развивать мыслительные операции, умение сравнивать и анализировать, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  • Воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки общения и навыки сотрудничества.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально — коммуникативное развитие
  • Физическое развитие.

Ожидаемый результат:

  • дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения
  • научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности
  • смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.

Оборудование и материалы:

Набор магнитов каждому ребёнку, «волшебные рукавички», набор скрепок, фартуки, желтые и белые тарелки, железные крышки, железные шурупы, детали от железного конструктора, крышки пластмассовые, бумага, деревянные карандаши, лоскуты ткани, пластилин, резиновые шарики, листы картона с изображением лабиринта, стакан с водой, ИКТ, куриное яйцо, лупа, Кока-кола, драже «Ментос», таз.

Предварительная работа:

Использование магнита на доске для крепления пособий, рассматривание и обыгрывание магнита вне занятий, опыты с магнитом на участке во время прогулок, игра «Поймай рыбку».

Ход:

Организационный момент

Ребята, заходят в зал под музыку. (песня «Почемучек»)

(Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и построиться в круг)

-Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим свои улыбки. (здороваемся)

-Сейчас я вам… (прерывая воспитателя, неожиданно «влетает» Карлсон).

Мотивационно — ориентировочный этап

Появляется Карлсон (недовольный, ворчащий).

Карлсон: Здравствуйте, ребята! (грустно)

Воспитатель: Здравстуй, Карлсон! Почему ты такой грустный?

К: Беда у меня, пропеллер совсем не хочет работать, там какая- то железка застряла, я её отрываю, а она обратно прицепляется!

Воспитатель: Давай-ка посмотрим, что там у тебя такое.

Ой, Карлсон, да это же к пропеллеру магнит прилип, поэтому он и не работает. (воспитатель достаёт магнит из- под пропеллера)

Карлсон: Ура! Я снова могу летать! А к этому вашему ГИМНИТУ БЛИЗКО ПРИБЛИЖАТЬСЯ НЕ БУДУ!

Воспитатель: Камень называется не гимнит, магнит, он волшебный!

Карлсон: Почему этот камешек так называется, в чём заключается его волшебство?

Поисковый этап

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам исследовать камень магнит, все о нем узнать и ответить на все вопросы Карлсона. Давайте вместе рассмотрим камень, он совсем не похож на обычные камни. Я вам расскажу легенду, а вы мне скажете, что же это за особенность камня? (садимся на стулья, звучит музыка, воспитатель выкладывает на магнитной доске всех персонажей по тексту)

Легенда о появлении магнита

В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные и особенные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и показал их своим соседям, чем очень удивил и поразил их. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Воспитатель: Какая же особенность камней из легенды? (не признают никаких других материалов, кроме железа)

Воспитатель: Правильно, особенностью магнита является, что он притягивает металлические предметы.

Воспитатель: На один вопрос Карлсона мы уже ответили – этот камень называется магнит, узнали легенду о его открытии.

А чтобы ответить на второй вопрос нашего гостя «Почему камень называют волшебным?» предлагаю отправиться в лабораторию.

Карлсон: А что там делают в лабрабратории?

Дети: Проводят опыты

Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения, которые надо соблюдать в лаборатории:

  1. Внимательно слушать воспитателя.
  2. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
  3. Не забывать после каждого опыта сделать вывод.

Воспитатель: А еще в лаборатории используют специальную одежду. Это может быть халат или фартук. У нас тоже есть фартуки. Пожалуйста, повяжите себе фартуки и пройдите в нашу лабораторию на свои рабочие места.

(дети рассаживаются за столы)

Практический этап

Опыт 1

Воспитатель: У вас на подносах лежат разные предметы вперемешку. Нужно по очереди подносить магнит к предметам. Те предметы, которые притянутся к магниту, положите в жёлтую тарелку, которые не притянутся к магниту, оставьте на подносе (звучит музыка, дети самостоятельно выполняют задание).

Воспитатель: Даша, расскажи, что ты делала? (Я провела магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к магниту.) А вы, ребята, проверяйте (железная крышка, железный шуруп, скрепка, деталь от железного конструктора). Спасибо, молодец!

Воспитатель: Андрей, назови, пожалуйста, предметы, которые остались на подносе, их магнит не притягивает. (деревянный карандаш, бумага, пластмассовая крышка, лоскуты ткани, пластилин, резиновый шарик, рукавичка).

Карлсон: Ребята, смотрите какая красивая рукавичка! А почему одна? (одевает)

Воспитатель: Карлсон, а у меня есть и вторая рукавичка. Вот, примерь!

(Карлсон одевает две рукавички, в одной из которой лежит магнит и случайно проводит над тарелочкой со скрепками одной рукавичкой, где нет магнита, а затем второй, где есть магнит. К рукавичке с магнитом притянулись все предметы).

- Как вы думаете, ребята, почему предметы прилипли к рукавичке?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, какой делаем вывод? (что магнит притягивает только металлические предметы)

Опыт 2

(Карлсон стряхивает предметы, и они падают в стакан с водой)

Карлсон: Ой, что же я натворил? Как же теперь достать скрепки из стакана и не замочить рук?

Дети: С помощью магнита.

Воспитатель: Карлсон, не переживай, сейчас с помощью магнита мы вытащим все скрепки!

(воспитатель вызывает одного ребенка, который достает скрепки с помощью магнита и выкладывает их на картон с рисунком)

Вывод: Магнитная сила действует даже через воду и стекло.

Карлсон: Ребята, а что это за интересный рисунок на картоне. Смотрите дорога и домик.

Воспитатель: Так это домик для скрепок. Карлсон, а давай с помощью магнита попробуем загнать все скрепки в домик.

Опыт 3

Воспитатель: Ребята, а теперь попробуйте вы. Возьмите лист картона.

- Что изображено на вашем картоне? (лабиринт со стрелками)

- Сверху на картон положите скрепки, а снизу двигайте магнит. Двигайте скрепки по направлению стрелок.

- Что происходит со скрепками? (они двигаются).

- Почему же скрепки двигаются? Скрепки железные. На них через картон действует магнит.

Вывод: Магнит может притягивать железные предметы даже через картон. Вот какой он сильный.

Динамическая пауза «Волшебный камень»

Воспитатель: Я предлагаю вам немного поиграть.

(Воспитатель предлагает образовать круг и сообщает детям, что Карлсон будет в роли магнита. Он будет называть любые предметы. Если это железные предметы –дети подбегают к Карлсону и возвращаются на место, если нет – становятся к нему спиной.)

Воспитатель: Вот мы и выяснили, почему магнит называют волшебным.

Нам осталось выяснить, для чего нужен магнит и где его используют?

(Приглашает детей на стулья для просмотра презентации)

ИКТ: Слайд №1 «Применение магнита в медицине»

Магниты используются во многих медицинских приборах.

Слайд №2 При лечении сложных переломов костей очень часто используются магниты.

Слайд №3 Из природного камня магнита изготавливают ювелирные изделия: браслеты, серьги, бусы, которые благотворно влияют на организм.

Слайд№4 «Применение магнита в быту»

В аудиосистемах, музыкальных центрах применяют магнит.

Слайд№5 В наушниках и электрических гитарах магниты помогают создать мощный звук.

Слайд№6 Двери наших холодильников также имеют внутри магниты, чтобы они лучше прилипали. Именно магниты не дают дверцам холодильника открыться и плотно прижимают дверцы к самому холодильнику.

Слайд№7 Магниты применяют в металлоискателях. Военные ищут в земле спрятанные мины и снаряды.

Слайд№8 В нашей группе мы используем магниты в различных игрушках, конструкторах и оборудовании.

Воспитатель: Вот мы с вами и ответили на все вопросы Карлсона: как называется этот «волшебный камень», почему его называют волшебным и для чего он нужен.

Карлсон: Спасибо вам, ребята, за помощь. Я всем своим друзьям расскажу про волшебный камень – магнит. И помогу Малышу иголку отыскать, он её уж 2 недели найти не может.

Вы – настоящие Всезнайки!

Карлсон: За вашу помощь я угощаю вас Кока — колой и конфетками «Ментос»! Это мой любимые напиток и конфетки!

Воспитатель: Спасибо большое, Карлсон! Но этот напиток нашим детям пить нельзя. Он очень вредный, особенно для зубов.

Карлсон: Почему?

Воспитатель: А почему, давайте ответим на этот вопрос с помощью опыта?

Опыт 4

(Воспитатель показывает яйцо в стакане с Кока-колой)

Ребята, вспомните, на прошлом занятии мы с вами для опыта взяли скорлупу куриного яйца. По своему составу она схожа с нашими зубами. За прочность яичной скорлупы, а также наших зубов и костей отвечает вещество – кальций. В стакан налили «Кока-Колу» и опустили туда яйцо.

Карлсон, посмотри, что произошло с яйцом? Скорлупа, погруженная в напиток, потемнела, окрасилась в коричневый цвет, появились неровности и шероховатости, она стала хрупкой.

Карлсон: (смотрит и проверяет) И правда скорлупа потемнела и стала шероховатой! (удивляется)

Воспитатель: Какой делаем вывод? Зубы, так же, как и яичная скорлупа, могут темнеть и портиться.

Опыт 5

Воспитатель: А вот, Карлсон, еще один опыт, который мы покажем специально для тебя. Смотрите, я беру бутылку с напитком «Кока-Кола», открываю ее и кладу под крышку твои любимые конфетки «Ментос». Что произошло? ( «Кока-кола» высоким пенным фонтаном брызнула в разные стороны).

Карлсон: Ой! Ой! Ой!

Воспитатель: С некоторыми продуктами газированный напиток «Кока-Кола» несовместим и вступает в химическую реакцию, похожую на маленький взрыв. Только представьте, что этот взрыв может произойти в вашем желудке!

А еще в «Кока-Коле» очень много сахара, что тоже не полезно. От употребления большого количества сахара, люди очень сильно поправляются.

Карлсон: Как я?

Воспитатель: Да!

Карлсон: Да, теперь я понял, как вреден этот напиток, в состав которого входят вещества, которые разъедают наш желудок, вредит нашему организму.

Воспитатель: У нас в детском саду ребята каждый день употребляют только натуральные соки, в которых много витаминов. И мы тебя угощаем таким соком.

Карлсон: Спасибо, ребята! Я очень рад, что так много полезного узнал сегодня. Всё! Перехожу на правильное питание и веду здоровый образ жизни. Пока!

Воспитатель: До свидания, Карлсон!

Рефлексивно-оценочный этап

-Воспитатель: Что сегодня узнали в нашей лаборатории?

ВЫВОДЫ: (опорные схемы)

  1. Магнит притягивает только металлические предметы.
  2. Магнит действует через стекло, воду и картон.
  3. Магнит применяется в быту, в медицине.

- Что запомнилось больше?

- Что вам понравилось больше всего?

- Молодцы, ребята! Теперь своими знаниями вы поделитесь с другими ребятами, расскажете дома родителям.

Наши опыты в лаборатории закончены. Фартуки вешаем на места. Давайте попрощаемся с гостями и скажем им: «Спасибо!»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год