«Бархатное семечко яблоньки садовой, Каплей шоколадной упало в чернозем» |
Познание | |||
Автор: Бардак Елена Григорьевна | |||
08.07.2019 19:03 | |||
«Бархатное семечко яблоньки садовой, Каплей шоколадной упало в чернозем» Вид проекта: познавательно – исследовательский. Участники: дети старшей «А» группы ОНР, педагоги, родители, Срок: 2 месяца Подготовила: воспитатель Бардак Елена Григорьевна ст. Староминская 2018 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» муниципального образования Староминский район Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый лёгкий и путь опыта — это путь самый горький. Пояснительная записка Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Поэтому забота о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждении и исправлении различных нарушений является актуальной. История нашего проекта началась с того, что во время второго завтрака некоторые дети отказались кушать яблоки. Когда я спросила причину, дети стали рассуждать о вкусовых качествах яблок. Таким образом, из беседы с детьми возникла актуальная проблема: дети не знают, почему у яблок разный вкус, цвет, форма, размер, детям интересно получить больше информации об этом фрукте. Откуда нам почерпнуть информацию? Дети предложили посмотреть в интернете, спросить у родителей, почитать книги. Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители воспитанников. Цель: создание условий для речевой, познавательно – исследовательской, трудовой деятельности детей в осенний период. Задачи:
Описание проекта Работа над проектом проходила через все виды деятельности и образовательные области. Механизмы реализации проекта:
Работу над проектом начали с просмотра программы «Садовый мир», по окончании программы, в ходе беседы, дети сделали вывод: что вкус, запах, цвет и вкус яблок зависит от его сорта и что у яблок есть название. Рассмотрели картину «Фруктовый сад», «погуляли» по саду (дыхательная гимнастика «Ароматное яблоко»). Цель: обогащать и активизировать словарь детей по теме «Фрукты», активизировать в речи детей глаголы, обозначающие действия. А какие яблоки любите вы? – спросила я у детей. Ребята стали с увлечением рассказывать, но называли только цвет, и вкусовые качества. Тогда я предложила нарисовать каждому свое яблоко. Дети нарисовали абсолютно разные яблоки, и когда я спросила у ребят: «А что вы можете рассказать о своем яблоке?» — у многих детей вопрос вызвал затруднения. Тогда я попросила детей вместе с родителями найти информацию о яблоках, которые любят дети. Так возникла идея совместно с родителями создать альбом «Мое любимое яблоко» с фотографиями, названием, информацией о яблоках, которые дети любят. Юра с мамой узнал из интернета и рассказал всем детям о том, что родина яблок – Казахстан. Распространяли первые яблоки медведи. Они выбирали самые вкусные и сочные плоды и разносили их семена. Яблоки очень полезны. Они содержат много витаминов С, В1, В2, Е, каротин, калий, кальций, железо. Создание альбома побудило ребят к составлению описательного рассказа с опорой на зрительную схему, выполненную детьми на тему «Яблочко наливное». Сначала я дала образец описания фрукта, используя схему: название яблока, форма, цвет, вкус, сорт, что из него можно приготовить. Например, Это яблоко называется «Джонатан», оно круглой формы, крупное, красного цвета, на вкус сочное и кисло – сладкое, это осенний сорт яблок, его можно добавить в начинку для пирога. В ходе игровой образовательной ситуации вызвали у детей большой интерес дидактические игры: «Угощенье» (повар из яблок приготовил разные блюда: сок, варенье, джем, компот, кисель, пироги, пирожки). Цель: формировать умение правильно употреблять прилагательные с существительными в роде и числе, способствовать обогащению словарного запаса. Игра «Какое» Цель: развивать умение согласовывать прилагательные с существительными. Настольно — печатная игра «Что сначала, что потом». Цель: формировать умение понимать простые причинно-следственные отношения, систематизировать полученные знания, развивать словарный запас детей, логическое мышление. Варя на выходных смотрела мультфильм «Белоснежка и семь гномов». «А какие еще сказки вы знаете, где встречается яблоко?» -спросила я Варю. Подумав, ребята назвали «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Гуси-лебеди». С ребятами мы решили прочитать и вспомнить их. При слушании художественного слова у детей непроизвольно было задействовано внимание. В процессе деятельности своевременно были использованы физминутка «В саду фруктовом яблоня» и пальчиковая гимнастика «Яблоки душистые». А отрывок: Оно соку спелого полно, выучили наизусть и рассказали родителям. И задумались ребята: «А какие семечки внутри яблока?» С детьми мы отправились в «лабораторию чудес». Внимательно рассмотрели яблочные семечки внутри разрезанного яблока. Здесь мы провели опыт «яблочные детки»: мы пробовали отделить верхний слой семечка – это его кожица коричневого цвета, сняв его, внутри мы увидели белое, мягкое ядрышко. «А семена как — будто «спрятались» — сказала Вика. И действительно, а зачем? Ребята затруднились в ответе, поэтому решили посмотреть информацию в энциклопедии и прочитали рассказ «Хитрости семян». Составили алгоритм выращивания яблони «От семечка до яблони». А способны ли эти семена прорасти? Между родителями возник спор: мама Вани категорично заявила, что не прорастет, а дедушка Арсения, садовод – любитель, сказал, что прорастет. Интерес у детей возрос. Мы решили выяснить и провести два опыта.
Это оказалось непросто. Сначала мы с ребятами промыли семена в воде комнатной температуры и замочили на 3 дня, при этом каждый день меняли воду и промывали семена. Дети увидели изменение цвета воды, она становилась коричневой, семена набухали. На 4 день мы познакомились с новым термином и провели стратификацию — длительное выдерживание семян растений при определённой температуре для ускорения их прорастания. Для этого мы с ребятами подготовили контейнер, на дно положили ватные диски, пропитали их стимулятором роста «Эпин», выложили семена, закрыли крышкой, подписали и поставили в холодильник на 1 месяц. Решили с ребятами через 1 неделю посмотреть на состояние семян, выяснить: надо ли добавить воды или нет. Семена в горшке дети решили иногда поливать стимулятором роста. Что получится, посмотрим. Во время игровой образовательной деятельности играли в подвижные игры «Собери урожай», «Приготовь компот» на свежем воздухе доставляют детям большое удовольствие, повышают их эмоциональный настрой. С удовольствием играли в сюжетно – ролевые игры: «В магазине», «Испеку пирог». Цель: формировать умение у детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, подбирать предметы и атрибуты для игры; способствовать развитию детской фантазии, творческого воображения и мышления; развивать умение у детей играть вместе со сверстниками. Рассматривание картин: «Розовый натюрморт», «Яблоки», «Фрукты на синей скатерти» и нетрадиционное рисование на тему: «Цветущий яблоневый сад» методом «тычка» и «выдувания» способствовало формированию у детей чувства прекрасного. Лепка на тему «Заготовим яблоки на зиму», способствовало развитию мелкой моторики, зрительного восприятия расширению словарного запаса относительными прилагательными. А выставка поделок на тему: «Поспели яблоки в саду» еще больше сплотила детей и родителей, способствовала созданию в группе комфортной, эмоционально – спокойной обстановке. Итоги проекта Представление танца «Яблочко» явилось завершением проектной деятельности. Дети исполнили для мам свой красивый танец, который способствовал пробуждению творческих способностей детей и дал возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у детей повысилась самооценка. Каждый ребенок поверил в то, что способен чего – то добиться, и сделать это очень здорово и красиво. Результаты проектной деятельности: В результате нашего проекта удалось:
Оценка результатов В ходе проекта. Работая над проектом, был обобщен и обогащен опыт детей по речевому развитию путем применения научных методов и приемов, обогатился и пополнился словарный запас. Собран материал о яблоках, который систематизирован и обобщен. Если к началу работы над проектом дети называли только цвет и вкусовые качества яблок, то по окончанию работы называли родину яблок, несколько названий, сорт; составляли описательные рассказы, алгоритм «От семечка к дереву». У детей проявляется интерес к познанию мира природы. Задачи проекта выполнены в полном объеме, цель проекта достигнута. Итак, речевая активность позволяет дошкольникам понять разнообразие окружающего мира, быть активным и полноправным участником в разнообразных видах деятельности. К.Д. Ушинский сказал: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребёнок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение; приладить загадку дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребёнка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные». Используемая литература
|