Детское художественное экспериментирование, как средство развития творческих способностей дошкольников |
Познание | |||
Автор: Миронова Лилия Ридвановна | |||
11.03.2019 10:06 | |||
Детское художественное экспериментирование, как средство развития творческих способностей дошкольников «Детское экспериментирование- истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства без особой помощи взрослого и даже вопреки его запретам». Пожалуйста, обратите внимание на ключевые понятия темы:
Развитие детских творческих способностей – один из важных вопросов современной педагогики, он определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческого осмысления окружающего мира, самостоятельности и активности в познании. Знания в нашей жизни являются непостоянной переменной, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объёме. Следовательно, простое накопление знаний не может быть целью деятельности, а значит, перед сегодняшними дошкольниками растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами — это качества, которые основываются на базе детского творчества.
Самым доступным вариантом для проявления творчества в детском возрасте является художественно-продуктивная деятельность. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры. Дети рисуют карандашами, красками, восковыми мелками, лепят из пластилина глины, соленого теста, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным и эффективным способом освоения окружающего мира. Но еще более мощный развивающий потенциал получает данное направление в сочетании изобразительной деятельности и художественного экспериментирования. Технологию детского художественного экспериментирования часто путают с изодеятельностью на основе применения нетрадиционных техник. Действительно, есть определенное сходство: сочетание разных изобразительных техник и приемов в одной работе (как традиционных, так и нетрадиционных), богатое разнообразие материалов, инструментов, способов для передачи образа. Но, все же имеется существенное отличие: - совместное обсуждение, в ходе которого дети придут к самостоятельному «открытию». Впервые об элементах этой технологии я узнала насколько лет назад, когда мне на глаза попалась статья про организацию работы в одном из детских садов г. Ярославля. Одна из основных идей их программы — индивидуализация опыта. Один из моментов показался мне интересен: для изображения детям предлагается конкретный несложный образ (например: яблоко), в процессе обследования они выявляют его свойства: цвет, форма, запах, величину и т.п., а процессе передачи образа руководствуются собственными предпочтениями: каждый выбирает приемлемый для себя способ (рисование, лепка, аппликация). Немного позже познакомилась с работами Лыковой Ирины Александровны, которая считается основателем таких направлений как, художественно-творческое экспериментирование и детский дизайн. Она же является автором программы «Цветные ладошки» и многочисленных методических пособий. Данное направление меня заинтересовало, я решила, что буду применять его в работе. Определила цель и задачи собственной деятельности: Цель: использование элементов художественного экспериментирования для развития творческих способностей дошкольников в процессе художественно-продуктивной деятельности. Задачи:
Практическую реализацию поставленных задач начала с создания предметно-пространственной развивающей среды. В этот процесс активно включились мои воспитанники и их родители. В результате в группе был создан и оснащен мини-центр «Творческая лаборатория». Далее разработала методическое сопровождение процесса: подобрала необходимые пособия, составила календарно-тематическое планирование регламентированной деятельности по художественно-эстетическому развитию на основе программы «Цветные ладошки», подобрала диагностический инструментарий. В процессе разработки НОД придерживаюсь алгоритма организации ситуаций проблемного взаимодействия взрослого и детей на основе детского художественного экспериментирования: 1. Вводная часть. В её содержание включаю:
Следующим шагом формулирую проблемно-поисковую ситуацию на основе проблемных вопросов (Куда-то исчезли все карандаши и кисти? Чем же мы будем теперь рисовать?). Иногда использую прием показа вариативных образцов, выполненных в разных художественных техниках (Как получилось пушистое облако? Как можно придать объём листочку?) и т. д. 2. Основная часть – совместное обсуждение проблемы, поиск решения, организация художественного экспериментирования. На этом этапе использую различные виды художественного экспериментирования.
3. Заключительная часть. Подводя итог, обсуждаем, что получилось легко, а в чем были затруднения, отмечаем наиболее удачные решения. Повторяем основное правило экспериментирования: неудачное решение – это тоже положительный опыт. На этом же этапе мы организуем выставку готовых работ. Организация деятельности в данном направлении способствовала проявлению и развитию у детей устойчивых интересов к разным видам художественной деятельности, формированию таких качеств, как, богатое воображение, гибкость и нестандартность мышления, творческая активность и самостоятельность, умение видеть то, чего не замечают другие, созидательное отношение к окружающему миру. Для оценки творческого потенциала использовала экспресс-метод, составленный Джозефом С. Рензулли и Робертом К. Хартманом. Положительная динамика в развитии творческих способностей подтверждает эффективность технологии художественного экспериментирования. Реализация данной технологии на практике, творческое осмысление её содержания, приемов и методов, а также наблюдение за воспитанниками в процессе деятельности позволили мне сформулировать определенные выводы:
|