Почва – богатство нашей Земли |
Познание | |||
Автор: Дымова Надежда Николаевна | |||
18.02.2019 01:01 | |||
Почва – богатство нашей Земли Программное содержание: Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Предварительная работа: экспериментирование с водой, воздухом, песком, глиной, проведение опытов доказательств, работа по схеме моделей «признаки живого», строение растений, функцию корней, чтение художественной литературы, рассматривание картин, посадка и наблюдения за посадками семян, составления макета земной коры, дид. игра: «Семена» Словарная работа: учёные-исследователи, лаборатория, лупа, плодородная почва. Оборудование и материалы: стаканчики с землей, с водой, ложечки, салфетки, лупы – по количеству детей, схемы- модель признаки живого, модель строения земной коры, макет строения почвы, музыкальная установка «звуки природы». Ход деятельности: Организационный момент. Дети входят в помещение, здороваются с гостями. Воспитатель предлагает детям встать в круг. — Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.) Мы все за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Мы готовы поиграть – Много нового узнать. А что мы будем с вами сегодня изучать, вы узнаете, отгадав загадку: Самый верхний слой земельный, В нём растут трава, деревья, Плодородием обладает, Как её все называют? Ответ детей. (Земля, почва.) Ребята, прослушав загадку, как вы догадались, что это почва? Ответы детей: (верхний слой земельный, растёт трава, плодородием обладает). Правильно. Почва- это верхний слой земли, в котором развиваются корни растений. А какие секреты хранит в себе почва, вот в этом мы с вами и будем разбираться. Давайте вспомним, как образовалась почва? Рассказ воспитателя: (музыкальное сопровождение) Когда-то давным-давно почва не покрывала нашу землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину. Ветер же приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали слой перегноя, делая нашу почву плодородной. Плодородие- это главное свойство нашей почвы, потому что в ней находится всё необходимое для жизни растений. А что необходимо для жизни растений. Ответы детей. Чтобы узнать, есть ли это всё в почве и что делает нашу почву плодородной мы с вами узнаем, проведя опыты. Для этого предлагаю вам стать учёными-исследователями, чтобы изучить состав и свойства почвы. Основная часть. Воспитатель. - Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять свои рабочие места (дети проходят к столам оборудованием для проведения опытов). Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы.
Опыт№1 Необходимо выяснить из чего состоит почва, то есть что в ней находится. Возьмём почву и добавим в стакан с водой, размешаем. Возьмите лупы и внимательно рассмотрите, что там находится. Ответы детей Вывод: В состав почвы входят листочки, корешки, песок, глина. Опыт№2 Ребята, а как вы думаете через корни растений могут листочки и корешки попасть в стебелёк? Нет. А вот как они попадают в корни растений, я вам сейчас и расскажу этот секрет почвы. В тёплое время года почва кормит и поит растения; а когда приходит холодное время года деревья сбрасывают листья и плоды многие из них уже покрыты коричневыми пятнами (это пятна гнили) укрывая ими свою кормилицу землю, вот тут и начинается превращение листьев, корешков, плодов в перегной под воздействием дождей и деятельности невидимых обитателей (грибов и бактерий), тем самым делая нашу почву питательной, и с водой питательные вещества попадают в стебелёк растений, и где больше такого перегноя там земля и плодороднее. Как говорит народная пословица: «Из земли пришли в землю и уйдут» Давайте возьмём мешочек с землёй и почувствуем какой запах имеет почва. Ответы детей (пахнет сухими листьями и гнилью). Правильно именно так пахнет перегной. Вывод: В почве есть перегной; значит там есть питательные вещества для растений. Давайте немножко отдохнём и порадуемся солнышку. Физкультминутка: «Солнышко» Утром солнышко проснулось, Потянулось, потянулось, Свои лучики раскрыло, Оглядело всё вокруг, Слева друг и справа друг, День с улыбки начинайте, Всем здоровья пожелайте. Опыт№3 Показать, что в почве есть воздух. Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, Что образуется. Пузырьки – это значит, что в почве есть воздух. Вывод: В почве есть воздух. Опыт№4 Нам нужно выяснить есть ли в почве влага. Возьмите салфетку и стаканчик с почвой, ложечкой возьмём немного почвы и завернём в салфетку. Какой стала салфетка? Ответы детей. (грязной и влажной). Теперь возьмём стакан с водой и немного добавим воды в почву. Куда спряталась вода? Она впиталась в почву. Какой вывод мы с вами можем сделать? Вывод: Почва впитывает и удерживает влагу. Пальчиковая гимнастика «Капля». Как вы думаете, почва только растениям нужна? Ответы детей. Видите, как важна для нас почва. Поэтому мудрый народ придумал, пословицы: Земля- кормилица наша. Рыбам вода, птицам воздух, растениям и человеку земля. Кто почву лелеет, того земля жалеет. Как вы понимаете значение слова «лелеет» Ответы детей. (Оберегает, заботиться). Как мы можем это сделать? Ответы детей. Рефлексивно-оценочный этап: После опытов проводится анализ обследования почвы и подводится итог с помощью схем. Итак, как вы можете описать почву, которая нам всем необходима? (Предполагаемые ответы детей: наша почва темного цвета, в ней содержатся камни, глина, песок, чернозем, полезные примеси, она средней сыпучести, пропускает воздух и удерживает влагу, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля.) Молодцы ребята! Вы замечательные исследователи, все хорошо работали, вот и вам матушка земля приготовила сладкие подарки.
|