Исследовательский проект «Каменная сказка» |
Познание | |||
Автор: Круглова Татьяна Михайловна | |||
07.10.2018 20:56 | |||
Исследовательский проект «Каменная сказка» Автор: Смольяков Кирилл Старшая группа МБОУ «Лицей им. Г.Ф. Атякшева» Руководитель: Круглова Татьяна Михайловна Воспитатель дошкольных групп МБОУ «Лицей им. Г. Ф. Атякшева» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей им. Г. Ф. Атякшева» (дошкольные группы) Старшая группа № 4 Аннотация Цель моей работы: изучение разнообразия мира камней и минералов. В процессе исследования я выбрал следующие методы и приемы: сбор информации, просмотр передач, наблюдение, опыты.
Я пришел к выводам:
Конечным результатом работы стала собранная коллекция камней и минералов, а так же занимательный опыт по выращиванию камней в домашних условиях. Оглавление План исследований. Стр. 3 Описание работы. Стр. 5 Библиографический список. Стр. 9 Приложение «Каменная сказка» Смольяков Кирилл Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей им. Г. Ф. Атякшева» (дошкольные группы) Старшая группа № 4 План исследований Актуальность: Я выбрал эту тему потому, что я коллекционирую камни уже 3 года, мне очень интересно открывать свойства камней и минералов. Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Когда я рассматриваю камни, как будто отправляюсь в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где я живу. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку! Вот мне и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга, бывают ли съедобные камни, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям и можно ли вырастить камень самостоятельно? Цель исследования: изучение разнообразия мира камней и минералов. Гипотезы: Предположение 1: Допустим, что форма кристалла напрямую зависит от внутреннего строения. Предположение 2: Если кристаллы существуют в природе, то о них есть упоминание литературе. В моей работе применялись следующие методы исследования: изучение литературы и интернет — информации, наблюдение, просмотр документальных фильмов. План исследования:
Предполагаемый результат:
«Каменная сказка» Смольяков Кирилл Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей им. Г. Ф. Атякшева» (дошкольные группы) Старшая группа № 4 Описание работы Я выбрал эту тему потому, что я коллекционирую камни уже 3 года, мне очень интересно открывать свойства камней и минералов. Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Когда я рассматриваю камни, как будто отправляюсь в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где я живу. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку! Вот мне и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга, бывают ли съедобные камни, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям и можно ли вырастить камень самостоятельно? Что такое камень? С чего же начинается история камня? Академик А. Е. Ферсман говорил, что история камня начинается с отдаленнейших эпох существования человека. А разве до появления человека камень не существовал на Земле? Существовал. И это подтверждает геология. Камню столько же лет, сколько нашей Земле. Он является составной частью Земли и особенно ее верхней части – земной коры. Камень неотделим от Земли и участвует в ее геологической истории[1]. Камень это природный материал и горная порода, использующийся во многих областях промышленности, в том числе в строительстве. Самые распространённые виды минералов и горных пород в виде строительных и отделочных камней:
Природный камень является одним из древнейших материалов, используемых людьми для строительства домов, мостов или облицовки фасадов. Благодаря красоте, прочности и долговечности природный камень может стать украшением дворцов, храмов, усадеб или обычных домов. В современном строительстве чаще всего натуральные камни используют при внешней и внутренней облицовке зданий. Для внутренней облицовки используют специальные мраморные или гранитные обои. Сочетание мозаичных рисунков и узорчатых структур придают внешнему виду красоту и богатство. Природный камень износостоек, морозоустойчив и почти не впитывает влагу[4]. Вывод. Я выяснил, что камень это природный материал и горная пород. Самые распространённые виды минералов и горны пород в виде строительных и отделочных камней. Природный камень износостоек, морозоустойчив и почти не впитывает влагу. Камень используется во многих областях промышленности, в том числе в строительстве. История возникновения минералов Минералы появились на самой ранней стадии развития Земли как планеты. Они самые первые свидетели геологической истории Земли. Современное определение звучит так: минерал – это твердое тело природного неорганического происхождения, имеющее кристаллическое строение То есть минералы – это кристаллы (или кристаллики), их можно пощупать, измерить, взвесить или хотя бы увидеть, пусть даже в лупу или микроскоп. само понятие «минерал» возникло относительно недавно. Ежегодно открывается 40-60 новых минералов. Полезные камни Каменный уголь. Каменный уголь – это осадочная порода, которая образуется в результате разложения остатков растительности (папоротников, хвощей, семенных растений). Основными видами угля по классификации являются: уголь антрацит, бурый уголь, каменный уголь. Добыча угля ведётся открытым (карьерным) и закрытым (шахтным) способом. Уголь применяется для отопительных, энегретических, сельскохозяйственных (в виде удобрений) и других отраслях промышленности. Мел. Кто из нас не знает мела? Минеральный мел – свидетель эпох, миновавших десятки миллионов лет назад. Останки существ (малюсков), скопившиеся в донных отложениях многометровыми пластами, и превратились, в хорошо нам знакомый, мел. Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 различных минералов. Авантюрин – уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, ясность ума. Аметист – снимает головную боль, бессонницу Сердолик – укрепляет зубы Янтарь – стимулирует нервную систему Природа насчитывает огромное количество цветных, полудрагоценных и драгоценных камней, приблизительно около 160 видов, которые привлекали к себе людей магическими свойствами, лечебными воздействиями и красотой камней. Как вырастить минерал дома? Я очень долгое время собирал свою коллекцию камней и минералов, но потом задумался, а можно ли вырастить их самостоятельно? И вот, что у меня получилось. Практическая часть Опыт № 1 «Выращивание кристалла поваренной соли» Цель: Вырастить кристалл поваренной соли на шерстяной нитке Оборудование: соль, банка, ложка, шерстяная нить. Описание опыта: нагреть воду, сделать крепкий раствор соли (размешивая добавлять соль до тех пор, пока соль не перестанет растворяться, такой раствор называется, «насыщенный»). Опустить нитку, зафиксировать и поставить остывать при комнатной температуре. При этом учитывать, чтобы раствор не находился на сквозняке и не было прямых солнечных лучей. Вывод: на нити выросли маленькие кристаллы соли, рост кристаллов происходит очень медленно. За то в результате опыта я увидел, кристалл поваренной соли имеет кубическую форму. (Приложение рис. 1) Опыт № 2 «Выращивание кристалла из медного купороса» (Приложение рис. 2) Цель: вырастить кристалл из медного купороса на ниточке с «затравкой» на конце. ( «Затравка» — маленький кристаллик медного купороса, на котором предстоит расти будущему экспонату) Оборудование: медный купорос, банка, ложка, нить, кусочек ткани для фильтрования, стеклянная воронка. Описание опыта: Для того чтобы вырастить кристалл медного купороса на кончике нитки, необходимо сделать «затравку». Для затравки: Нагреть воду, сделать насыщенный раствор медного купороса. Для того чтобы избавиться от дополнительных примесей, процедить раствор и оставить на сутки. При этом что бы раствор не находился на сквозняке и не было прямых солнечных лучей. Через сутки на дне банки образуется, так называемая «затравка», мелкие крупинки медного купороса. (Приложение рис. 5) Выбрали два кусочка медного купороса, один отдельный ровный, а второй состоящий из нескольких кусочков. Подвешиваем их на нитях в насыщенный раствор медного купороса, фиксируем и ждем… Еженедельно добавляем насыщенный раствор медного купороса. Вывод: за сутки в банке с раствором медного купороса образуются мелкие кристаллики, насыщенного синего цвета. За неделю размеры кристаллов значительно увеличиваются. Опыт №3 «Выращивание цинкового ежика» (Приложение рис. 3) Цель: вырастить кристалл из цинка Оборудование: гранулы цинка, мерный стакан, стеклянная палочка, чашка петри, уксус, вода. Описание опыта: В мерный стакан налить уксусную кислоту, добавить воду (комнатной температуры), добавить 3 грамма хлорида олова, перемешать и вылить раствор в чашку петри, добавить гранулы цинка. Вывод: цинковые ежики начинают расти прямо на глазах, но только долго они не живут, иглы у ежа очень хрупкие и скоро ин начнет погибать. Заключение Проведя свое исследование, я установил, что: из камней, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы; известно около 3500 видов минералов; процесс образования минералов происходит глубоко в недрах Земли; единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль; минералы широко применяются в строительстве и промышленности; искать минералы для коллекции можно везде! На основе полученных мной данных можно сделать вывод, что наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее, мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые. Мне очень интересны минералы и камни и я буду продолжать собирать коллекцию минералов. Библиографический список
Интернет – ресурсы: Приложение к учебно-исследовательской работе Рисунок 1 Кристаллы поваренной соли Рисунок 2 Затравка медного купороса Рисунок 3 Выращивание цинкового ежика
|