Творческий проект «Волшебная вода» |
Познание | |||
Автор: Курзоватова Ирина Петровна | |||
21.06.2018 21:56 | |||
Творческий проект «Волшебная вода» Актуальность. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Активность ребёнка направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). В дошкольном образовательном учреждении осуществляется непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим, по формированию у них целостной картины миры. Такие занятия строятся в форме партнёрской деятельности взрослого с ребёнком, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу «педагог – ребёнок – родитель», он способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Структура проекта Тема проекта Неизведанное рядом Название проекта Тип проекта Исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой Цель Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле. Задачи (по образовательным областям) Физическое развитие Разучить подвижные игры, физминутки по теме «Вода». Познавательное развитие Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей. Уточнить и обобщить сведенья детей о водоёмах, о водном транспорте. Речевое развитие Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно- повествовательные), диалоги (вопросно-ответные), полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов). Социально-коммуникативное развитие Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, закличками, загадками по теме «Вода». Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место. Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изо деятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща Художественно-эстетическое развитие Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т.п. Разучить детские песенки о дожде, реке, море. Выполнить индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме «Водоёмы» Участники Дети, воспитатели, родители, педагог-психолог, социальные партнёры. Сроки выполнения 05.04. 2018г-25. 05. 2018г План подготовки и реализации проекта Деятельность педагогов 1. Изучить уровень знаний детей о воде и её свойствах. 2. Составить план работы по реализации проекта. 3. Пополнить уголок экспериментирования материалами и оборудованием. 4. Разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме. 5. Разработать цикл занятий по изо деятельности для создания творческих работ по теме. 6. Разработать итоговое занятие с использованием опытно – экспериментальной деятельности. 7. Разработать и создать символы, обозначающие свойства и состояния воды. 8. Создать наглядный материал «Художественное слово о воде». 9. Организовать выставку детских творческих работ по теме. 10. Провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно- исследовательской деятельности дошкольников. Познакомить родителей с содержанием консультации «Как организовать опыты с водой дома». 11. Систематизировать методическую деятельность по разработке и реализации проекта и представить данный опыт коллегам в ДОУ. 12. Создать информационный материал: Для родителей: памятки и консультации, стендовый доклад по организации познавательно- исследовательской деятельности детей. Для педагогов и родителей: стендовый доклад (в содружестве с педагогом-психологом) по организации в ДОУ познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Для детей: презентации Power Point, интерактивные физминутки, мульти альбомы, слайд-шоу по теме. Деятельность детей 1. Рассматривание иллюстраций, мульти альбомов, слайд-шоу по теме «Вода в природе». 2. Знакомство с содержанием презентации Power Point по теме «Что такое вода?». 3. Интерактивные игры. 4. Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о воде. 5. Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Шум моря», «Прибой», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей». 6. Выполнение детских творческих работ по теме проекта 7. Наблюдения за явлениями, связанными с водой. 8. Опыты с водой. Деятельность родителей 1. Знакомство с содержанием стендовой информации. 2. Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования. 3. Проведение опытов с детьми дома по теме «Чудесные превращения воды» Практический результат Практические разработки материала по теме проекта, пополнение уголка по познавательно- исследовательской деятельности. Материал, оборудование 1. Дидактический: иллюстрации, аудиозаписи, мультиальбомы, слайд-шоу, интерактивные игры, презентации Power Point, индивидуальные наборы материалов и инструментов для изодеятельности детей. 2. Экспериментальный. 3. Технический: интерактивная доска, DVD-проигрыватель, телемонитор с USB-портом. Форма презентации Итоговое комплексное занятие «Путешествие в царство воды». Планируемый результат реализации проекта Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни Человека и всего живого на Земле. Понимают значение символов моделей, умеют их применять в НОД. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств. Перспективный план работы с детьми Дата Содержание
«Ручеёк» (Т. Жиброва). 18. Заклички, пословицы, поговорки. 2 неделя 1. Беседа №4 «Вода нужна всем». 2. Беседа №5 «Волшебница вода». 3. Беседа №6 «Берегите воду». 4. Наблюдение №3 – за растениями. 5. Наблюдение №4 – за снегом. 6. Опыт №4 «Вода не имеет формы». 7. Опыт №5 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются». 8. Опыт №6 «Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах». 9. Просмотр мультфильма «На воде» (Союзмультфильм). 10. Просмотр мультфильма «Берегите воду» 11. Просмотр слайд-шоу «Водопады». 12. Рисование «Природные водоёмы: болото, река, водопад». 13. Загадки о болоте, реке, водоёме. 14. Подвижная игра «Болото: с кочки на кочку». 15. Пальчиковая игра «Вышел дождик погулять». 16. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Дождь в ладошках». 17. Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы: шум водопада». 18. Лепка «Озеро с камышами». 19. Чтение стихотворений «Что случилось с рекой» (Б. Заходер), «Капля дождевая» (Т. Маршалова), «Капелька» (Г. Люшнин). 20. Заклички, пословицы, поговорки 3 неделя 1. Беседа №7 «Дождь». 2. Беседа №8 «Туман». 3. Беседа №9 «Град и снег». 4. Наблюдение №5 – за таянием льда, снега. 5. Наблюдение №6 – за сосульками. 6. Опыт №7 «Вода бывает тёплой, холодной и горячей». 7. Опыт №8 «Пар – это тоже вода». 8. Опыт №9 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле». 9. Просмотр слайд-шоу «Подводный мир океана». 10. Просмотр обучающего мультфильма «Азбука безопасности – за бортом». 11. Рисование «Природные водоёмы: море, океан». 12. Загадки о море, океане. 13. Подвижная игра «Снежиночки-пушиночки». 14. Пальчиковая игра «Ветер на море». 15. Физминутка «Снеговик». 16. Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Шум океана», «Шум моря», «Прибой». 17. Просмотр презентации Power Point «Что такое вода». 18. Просмотр видеоматериала «Загадки о воде». 19. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Синяя вода». 20. Чтение стихотворений «Алёшка и снежок» (Е. Андреева), «Трудолюбивая вода» (В. Иванова), «Кто не умывается» (П. Синявский). 21. Заклички, пословицы, поговорки. 4 неделя 1. Беседа №10 «Роса». 2. Беседа №11 «Водоёмы». 3. Беседа №12 «Водный транспорт». 4. Наблюдение №7 – за облаками. 5. Наблюдение №8 – за осенним дождём. 6. Опыт №10 «Лёд – легче воды». 7. Опыт №11 «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно». 8. Опыт №12 «В солёной воде предметы не тонут». 9. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Облака – белогривые лошадки». 10. Просмотр слайд-шоу «Искусственные водоёмы». 11. Просмотр обучающего мультфильма «Безопасность на воде летом». 12. Рисование «Искусственные водоёмы: фонтан, бассейн, аквариум». 13. Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане. 14. Подвижная игра «Дождик». 15. Пальчиковая игра «Капитан». 16. Просмотр мультиальбома «Водоёмы» (с использованием детских творческих работ). 17. Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Спокойная музыка и морской прибой», «Дельфины», «Пение птиц и звуки моря». 18. Аппликация «Рыбки в аквариуме». 19. Чтение стихотворений «Речка зимой» (В. Фетисов), «Моряк» (Е. Стеквашова) 20. Заклички, пословицы, поговорки. 21. Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в царство воды» Работа с родителями
Ожидаемый результат Развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала Литература
педагогическое общество России, 2003. 4. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013. 5. Запорожец А.В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /Под ред. А.В. Запорожец, А. И. Леонтьева – М.: Педагогика, 1995г. 6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2004. Проект находится в стадии работы. Мне интересно работать по проекту, видя заинтересованность детей и их родителей. Конечно, подготовка к работе по проекту требует много времени, но в дальнейшем это себя оправдает. Детям более интересно «образовываться» в самостоятельной деятельности, им интересны фронтальные наблюдения и экспериментирования. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Это отрадно видеть у своих детей, Ваши курсы вдохновили меня на дальнейшую работу в этом направлении. Спасибо!
|