Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Творческий проект «Волшебная вода»
Познание
Автор: Курзоватова Ирина Петровна   
21.06.2018 21:56

Творческий проект «Волшебная вода»Творческий проект «Волшебная вода»

Актуальность. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Активность ребёнка направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). В дошкольном образовательном учреждении осуществляется непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим, по формированию у них целостной картины миры. Такие занятия строятся в форме партнёрской деятельности взрослого с ребёнком, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу «педагог – ребёнок – родитель», он способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

 

Скачать конспект

Структура проекта

Тема проекта Неизведанное рядом

Название проекта

Тип проекта Исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой

Цель Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.

Задачи (по образовательным областям)

Физическое развитие Разучить подвижные игры, физминутки по теме «Вода».

Познавательное развитие Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей. Уточнить и обобщить сведенья детей о водоёмах, о водном транспорте.

Речевое развитие Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно- повествовательные), диалоги (вопросно-ответные), полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов).

Социально-коммуникативное развитие Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками,

закличками, загадками по теме «Вода».

Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее

место.

Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изо деятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща

Художественно-эстетическое развитие Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т.п. Разучить детские песенки о дожде, реке, море.

Выполнить индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме «Водоёмы»

Участники Дети, воспитатели, родители, педагог-психолог, социальные партнёры.

Сроки выполнения 05.04. 2018г-25. 05. 2018г

План подготовки и реализации проекта

Деятельность педагогов 1. Изучить уровень знаний детей о воде и её свойствах.

2. Составить план работы по реализации проекта.

3. Пополнить уголок экспериментирования материалами и оборудованием.

4. Разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме.

5. Разработать цикл занятий по изо деятельности для создания творческих работ по теме.

6. Разработать итоговое занятие с использованием опытно – экспериментальной деятельности.

7. Разработать и создать символы, обозначающие свойства и состояния воды.

8. Создать наглядный материал «Художественное слово о воде».

9. Организовать выставку детских творческих работ по теме.

10. Провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно- исследовательской деятельности дошкольников. Познакомить родителей с содержанием консультации «Как организовать опыты с водой дома». 11. Систематизировать методическую деятельность по разработке и реализации проекта и представить данный опыт коллегам в ДОУ.

12. Создать информационный материал:  Для родителей: памятки и консультации, стендовый доклад по организации познавательно- исследовательской деятельности детей.  Для педагогов и родителей: стендовый доклад (в содружестве с педагогом-психологом) по организации в ДОУ познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.  Для детей: презентации Power Point, интерактивные физминутки, мульти альбомы, слайд-шоу по теме.

Деятельность детей 1. Рассматривание иллюстраций, мульти альбомов, слайд-шоу по теме «Вода в природе».

2. Знакомство с содержанием презентации Power Point по теме «Что такое вода?».

3. Интерактивные игры.

4. Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками,

отгадывание загадок о воде.

5. Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей из цикла

«Звуки природы»: «Шум моря», «Прибой», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей».

6. Выполнение детских творческих работ по теме проекта

7. Наблюдения за явлениями, связанными с водой.

8. Опыты с водой.

Деятельность родителей 1. Знакомство с содержанием стендовой информации.

2. Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования.

3. Проведение опытов с детьми дома по теме «Чудесные превращения воды»

Практический результат Практические разработки материала по теме проекта, пополнение уголка по познавательно-

исследовательской деятельности.

Материал, оборудование 1. Дидактический: иллюстрации, аудиозаписи, мультиальбомы, слайд-шоу, интерактивные

игры, презентации Power Point, индивидуальные наборы материалов и инструментов для

изодеятельности детей.

2. Экспериментальный.

3. Технический: интерактивная доска, DVD-проигрыватель, телемонитор с USB-портом.

Форма презентации Итоговое комплексное занятие «Путешествие в царство воды».

Планируемый

результат

реализации

проекта Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни

Человека и всего живого на Земле. Понимают значение символов моделей, умеют их применять в

НОД. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности

для изучения воды и её свойств.

Перспективный план работы с детьми

Дата Содержание

  1. неделя 1. Беседа №1 «Вода вокруг нас».
  2. Беседа №3 «путешествие капельки».
  3. Наблюдение №1 – за водой.
  4. Наблюдение №2 – за испарением.
  5. Опыт №1 «Вода прозрачная».
  6. Опыт №2 «У воды нет цвета, вкуса и запаха».
  7. Опыт №3 «Вода жидкая».
  8. Просмотр слайд-шоу «Природные водоёмы».
  9. Просмотр презентации Power Point «Что такое вода».
  10. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Вода буль-буль».
  11. Рисование «Природные водоёмы: родник, ручей, озеро».
  12. Загадки о роднике, ручейке, озере.
  13. Подвижные игры «Пройди через речку по мостику», «Ручеёк».
  14. Пальчиковая игра «Рыбка в озере живёт».
  15. Физминутка «Дождик».
  16. Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Звонкий ручей».
  17. Чтение стихотворений «Дождик» (В. Минькова), «Сколько знаю я дождей» (А. Тараскин),

«Ручеёк» (Т. Жиброва).

18. Заклички, пословицы, поговорки.

2 неделя 1. Беседа №4 «Вода нужна всем».

2. Беседа №5 «Волшебница вода».

3. Беседа №6 «Берегите воду».

4. Наблюдение №3 – за растениями.

5. Наблюдение №4 – за снегом.

6. Опыт №4 «Вода не имеет формы».

7. Опыт №5 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются».

8. Опыт №6 «Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах».

9. Просмотр мультфильма «На воде» (Союзмультфильм).

10. Просмотр мультфильма «Берегите воду»

11. Просмотр слайд-шоу «Водопады».

12. Рисование «Природные водоёмы: болото, река, водопад».

13. Загадки о болоте, реке, водоёме.

14. Подвижная игра «Болото: с кочки на кочку».

15. Пальчиковая игра «Вышел дождик погулять».

16. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Дождь в ладошках».

17. Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы: шум водопада».

18. Лепка «Озеро с камышами».

19. Чтение стихотворений «Что случилось с рекой» (Б. Заходер), «Капля дождевая» (Т.

Маршалова), «Капелька» (Г. Люшнин).

20. Заклички, пословицы, поговорки

3 неделя 1. Беседа №7 «Дождь».

2. Беседа №8 «Туман».

3. Беседа №9 «Град и снег».

4. Наблюдение №5 – за таянием льда, снега.

5. Наблюдение №6 – за сосульками.

6. Опыт №7 «Вода бывает тёплой, холодной и горячей».

7. Опыт №8 «Пар – это тоже вода».

8. Опыт №9 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле».

9. Просмотр слайд-шоу «Подводный мир океана».

10. Просмотр обучающего мультфильма «Азбука безопасности – за бортом».

11. Рисование «Природные водоёмы: море, океан».

12. Загадки о море, океане.

13. Подвижная игра «Снежиночки-пушиночки».

14. Пальчиковая игра «Ветер на море».

15. Физминутка «Снеговик».

16. Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Шум океана», «Шум моря»,

«Прибой».

17. Просмотр презентации Power Point «Что такое вода».

18. Просмотр видеоматериала «Загадки о воде».

19. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Синяя вода».

20. Чтение стихотворений «Алёшка и снежок» (Е. Андреева), «Трудолюбивая вода» (В. Иванова),

«Кто не умывается» (П. Синявский).

21. Заклички, пословицы, поговорки.

4 неделя 1. Беседа №10 «Роса».

2. Беседа №11 «Водоёмы».

3. Беседа №12 «Водный транспорт».

4. Наблюдение №7 – за облаками.

5. Наблюдение №8 – за осенним дождём.

6. Опыт №10 «Лёд – легче воды».

7. Опыт №11 «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно».

8. Опыт №12 «В солёной воде предметы не тонут».

9. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Облака – белогривые лошадки».

10. Просмотр слайд-шоу «Искусственные водоёмы».

11. Просмотр обучающего мультфильма «Безопасность на воде летом».

12. Рисование «Искусственные водоёмы: фонтан, бассейн, аквариум».

13. Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане.

14. Подвижная игра «Дождик».

15. Пальчиковая игра «Капитан».

16. Просмотр мультиальбома «Водоёмы» (с использованием детских творческих работ).

17. Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Спокойная музыка и морской

прибой», «Дельфины», «Пение птиц и звуки моря».

18. Аппликация «Рыбки в аквариуме».

19. Чтение стихотворений «Речка зимой» (В. Фетисов), «Моряк» (Е. Стеквашова)

20. Заклички, пословицы, поговорки.

21. Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в царство воды»

Работа с родителями

  1. неделя 1. Анкетирование родителей на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».
  2. Совместная с воспитателями работа по созданию познавательно-развивающей среды в группе.
  3. Организация опытов детей с водой дома с фотосессий
  4. неделя 1. Знакомство с содержанием памятки «Советы родителям по развитию познавательно- исследовательской деятельности дошкольников».
  5. Чтение детям дома рекомендованной художественной литературы по теме проекта.
  6. Обработка фотоматериалов «Опыты с водой».
  7. неделя 1. Знакомство с содержанием стендового доклада «Психолого-педагогические условия формирования познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».
  8. Выполнение творческой работы с детьми дома по теме проекта.
  9. неделя 1. Просмотр с детьми рекомендованных фото и видеоматериалов по теме проекта. 2. Заучивание стихотворений наизусть дома с детьми по теме проекта.
  10. Посещение выставки детских творческих работ «Водоёмы».

Ожидаемый результат

Развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых

навыков исследовательского

поведения и обработки полученного

материала

Литература

  1. Журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2003.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание», №6, 2007.
  3. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст: М –

педагогическое общество России, 2003.

4. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного

возраста: Детство-Пресс, 2013.

5. Запорожец А.В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /Под ред. А.В. Запорожец, А. И.

Леонтьева – М.: Педагогика, 1995г.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ под ред.

Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2004.

Проект находится в стадии работы. Мне интересно работать по проекту, видя заинтересованность детей и их родителей. Конечно, подготовка к работе по проекту требует много времени, но в дальнейшем это себя оправдает. Детям более интересно «образовываться» в самостоятельной деятельности, им интересны фронтальные наблюдения и экспериментирования. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Это отрадно видеть у своих детей, Ваши курсы вдохновили меня на дальнейшую работу в этом направлении. Спасибо!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год