Конспект занятия по окружающему миру «Чудесные материалы» |
Познание | |||
Автор: Захарова Лидия Александровна | |||
19.01.2018 22:37 | |||
Конспект занятия по окружающему миру «Чудесные материалы» Задачи:
Материалы: 2 коробки с деревянными и металлическими предметами, конверт с письмом. Символы: глаза, уха, носа, руки, металлическая палочка, гвоздики 10 шт, молоточек, металлические пластины 8 шт, деревянные брусочки 8 шт, спички 8 шт, весы, клубок, стаканы с водой, краски, кисточки по количеству детей. Ход: Ребята заходят в группу, на столе стоят две коробки, красивые с бантиками. На них лежит конверт с письмом.
В: Читает письмо. «Здравствуйте ребята из группы «Незнайка». Мы, Карандаш и Гвоздик поспорили о том, кто из нас крепче, прочнее, нужнее. Разрешите наш спор. И напишите нам ответ. А предметы, которые мы вам отправили, находятся в коробках. В: Ребята поможем нашим друзьям? (да). Но они нам еще загадали загадки. Попробуйте, отгадайте их. (присядьте на стульчики)
В: Из чего он сделан? Значит он какой? Д: Из дерева, деревянный. В: Какие еще предметы сделаны из дерева? (дети перечисляют). Эти предметы кому нужны? (человеку). А для чего они нужны? А что было бы, если бы не было дерева?
В: Из чего он сделан? Значит, какой он? Д: Из железа или из металла, железный или металлический. В: Какие еще предметы сделаны из металла? (дети перечисляют). А эти предметы кому нужны? (человеку). Для чего они нужны? А что было бы, если бы не было железа? В: Значит и в коробках они нам прислали деревянные и металлические предметы. Давайте решать их спор. В: Как нам узнать в какой коробке деревянные предметы, а в какой металлические предметы? Д: Можно посмотреть, понюхать, потрогать, определить по звуку. В: Давайте попробуем понюхать (вывешивает символ носа). Д: Не пахнет. (Или пахнет деревом и железом). В: Давайте попробуем определить по звуку (вывешивают символ уха). Воспитатель предлагает ребенку постучать металлической палочкой по деревянным предметам. Здесь, какой звук? Д: Здесь мы слышим глухой звук. В: Воспитатель предлагает ребенку постучать палочкой по металлическим предметам. Здесь, какой звук? Д: Здесь мы слышим звонкий звук. В: Давайте попробуем определить предметы на ощупь (вывешивает символ руки). Пожалуйста, потрогайте и определите, где что лежит. Д: В коробке с красным бантиком лежат предметы из дерева, а в коробке с синим бантиком предметы из металла. В: А теперь давайте посмотрим (вывешивает символ глаза). Воспитатель предлагает детям достать предметы из коробок. Ребята, скажите, а легко ли сделать все эти предметы? Д: Нет, их сделать трудно. В: А почему? (ответы детей). Да, надо приложить усилие. Знаете почему? Т.к. в твердых предметах, какие живут ММЧ? Д: Очень крепкие, дружные, сильные, они крепко держаться за руки (вывешиваем символ твердого МЧ) В: А вы хотите узнать, чем предметы из дерева отличаются от предметов из металла? (Да). У вас на столах лежат пластины из металла и бруски из дерева. Посмотрите на них, потрогайте и скажите, чем отличаются? А теперь скажите, чем они похожи? Д: Они разные по цвету, металл гладкий, дерево шероховатое, метал холодный, дерево теплое и т. д. Похожи: они твердые, не пропускают свет и т.д. В: А сможем, мы вбить гвоздь в металлическую пластину? (ответы детей). Воспитатель вбивает гвоздь. В металлическую пластину гвоздь не забьешь. А почему? (ответы детей). Конечно, он очень твердый. А сможем мы вбить гвоздь в дерево, оно ведь тоже твердое? (ответы детей). А почему в дерево вбился гвоздь? (ответы детей). Оказывается дерево мягче металла, но мы этого не ощущаем. Благодаря опыту, мы это определили. Значит, в металле МЧ тесно прижались друг к другу, и не пропускают никого. Давайте смоделируем этот процесс (воспитатель рисует схему построения МЧ) Д: Дети изображают человечков металла, которые взялись за руки и прижались друг к другу, один ребенок изображает гвоздик, который пытается разбить МЧ. В: А человечки дерева, тоже крепкие, но они не так тесно прижались, за руки держаться, но при усилии их можно разъединить. Давайте смоделируем этот процесс с помощью МЧ. (воспитатель рисует схему построения МЧ) Д: Дети изображают человечков дерева, которые взялись за руки, но ребенок «гвоздик» при небольшом усилии разъединяет руки детей. В: Вывод: Металл тверже дерева. В: Ребята, а что легче сломать деревянную спичку или гвоздик? Д: Спички легко сломать, а гвоздики не сломаются, их можно согнуть. В: Давайте проверим. В: Почему мы спички сломали, а гвоздики нет? (ответы детей). В: Гвоздики сделаны из металла, он прочный, человечки крепко держаться, согнуть можно только инструментом. А деревянная спичка хрупкая, ее легко сломать, в такой палочке человечков мало, и держаться они не крепко. В: Вывод: металл прочнее дерева. В: А что произойдет, если мы капнем воду на металл и дерево? Д: Дерево впитает воду. А металл нет. В: Давайте проверим (дети капают цветную воду на деревянные и металлические предметы). Верно, металл не впитывает воду, а дерево впитывает. Вот сколько разных свойств металла и дерева сегодня мы обнаружили. А теперь немножко отдохнем. Встали в круг, поиграем в игру «Наоборот». Будем плести паутинку. Я вам буду называть одно качество предмета, а вы называете противоположное:
Или игра «Из всех предметов, запомни только это». Дети рассматривают на экране, только те предметы, которые сделаны из дерева. Затем экран закрывают, дети называют предметы. Затем запоминают из металла. В: Теперь ребята, мы сможем дать ответ нашим героям. О чем они спорили? Д: Кто из них самый прочный, крепкий и необходим человеку. В: Давайте сделаем вывод. Д: Дерево очень необходимо человеку, т.к из него можно сделать много полезных предметов. Но оно не очень прочное, крепкое. А металл, тоже необходим человеку, но он прочный и крепкий. Теперь мы наш ответ им отправим и помирим их.
|