Конспект Непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Воздух — невидимка» |
Познание | |||
Автор: Битютская Наталья Анатольевна | |||
13.11.2017 03:02 | |||
Конспект Непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Воздух — невидимка» Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №122 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга Составитель: Битютская Н.А. Воспитатель ГБДОУ №122 Невского района СПб Санкт-Петербург 2017г Цель: Расширить представление детей о воздухе, его свойствах и обнаружении. Образовательные задачи: Познавательное развитие:
Речевое развитие: Стимулирование мыслительной и речевой активности. Социально-коммуникативное развитие:
Художественно-эстетическое развитие: Развитие способности видеть красоту в простых вещах. Физическое развитие: Развитие двигательной активности. Активизация словаря:
Предварительная работа:
Материалы и оборудование: Весы подвесные; 2 одинаковых воздушных шара; стакан с водой, трубочки для коктейля, пустые прозрачные бутылочки, тазики с водой, целлофановые пакеты, острые палочки, веера по количеству детей; мыльные пузыри на пол подгруппы; карточки – обозначения свойства воздуха; игрушка лягушонок; воздушные шары в связке. Методы и приемы: Игровой, наглядный, проблемная ситуация, художественное слово. Ход деятельности: Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычная беседа. Помните, мы с вами говорили о живой и не живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе? А что относится к не живой природе? А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить. Он нам нужен, чтоб дышать, (Воздух) Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе? Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас. (Из-за дверей доносятся звуки) Лягушонок: Ой, помогите, спасите, лечу! Воспитатель: Кто это там кричит (открывает двери? (В комнату на воздушных шариках залетает лягушонок). Здравствуй лягушонок! Как ты к нам попал? Лягушонок: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться? Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе. Лягушонок: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет? Воспитатель: Погоди лягушонок. Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас. Лягушонок: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался? Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем лягушонку, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые (дети переходят за столы). Опыт №1 «Как поймать воздух». Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Лягушонок: Я уверен, что там ничего нет! Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Воспитатель подносит пакет к лягушонку). Лягушонок: Я его не вижу, но чувствую. Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный». Опыт №2 (с пустой бутылкой) Воспитатель: Ребята, перед вами стоят пустые прозрачные бутылочки. Как вы думаете, есть в них воздух? Лягушонок: Это же всем понятно, что в бутылочках ничего нет. Воспитатель: Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и бутылочки. Пустую бутылочку опустите в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Правильно, это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Лягушонок: Ребята, я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Я сидел в пруду и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело. Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты мне подсказал еще один интересный опыт с воздухом. Опыт № 3 «Воздух легче воды» Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется? Лягушонок: А почему пузырьки поднимаются на поверхность? Воспитатель: Потому, что воздух легче воды. Давайте поставим на мольберт еще одну карточку — обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды». Ребята, лягушонок! У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Воспитатель достает мыльные пузыри). Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Сначала одни дети будут их надувать, другие ловить, а потом наоборот. Физкультминутка «Мыльные пузыри». А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия! Как вы думаете, воздух имеет вес? Лягушонок: Конечно, нет! Воспитатель: Хотите проверить? Опыт №4 «Имеет ли воздух вес?» (Воспитатель берет в руки воздушный шар.) Что у меня в руках? Почему он так называется? Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара. Эти весы можно сделать самим из веревочки и палочки (показывает весы). С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха. Ставим на мольберт новую карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух имеет вес». Лягушонок: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята? Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет? Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха» Лягушонок: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами Воспитатель: Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов. Лягушонок: Он еще и двигаться умеет? Воспитатель: Скажи лягушонок, как ты сегодня оказался у нас в гостях? Лягушонок: Меня ветер принес. Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер? Ветер – это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта). А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? Опыт №5 «Движение воздуха» Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали? А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы! Итак, делаем вывод, что воздух — движется и ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха. Ребята, а нам с вами нужен воздух? Зачем? А давайте проверим. Закройте плотно рот и зажмите нос двумя пальцами. Легко дышать без воздуха? Ребята, скажите, а каким бывает воздух? А что такое воздух? А как вы думаете ребята, кому еще нужен воздух? А что мы должны делать, чтобы воздух был всегда чистым? Лягушонок: Значит, если бы не было растений, мы не могли бы дышать? Воспитатель: Правильно лягушонок! Дети, какой можно сделать вывод? Нужно сажать больше растений и не загрязнять воздух выхлопными газами. Нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Где спрятался воздух» Итог: Давайте вспомним по карточкам-обозначениям все, о чем мы говорили:
Воспитатель: Ребята для чего мы проводили опыты и эксперименты? Лягушонок: Спасибо вам ребята… Теперь я самый умный лягушонок на свете! Воспитатель: Приходи к нам обязательно еще.
|