Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности в старшей группе «Вода – источник жизни» |
Познание | |||
Автор: Желтая Елена Николаевна | |||
07.06.2017 22:51 | |||
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности в старшей группе «Вода – источник жизни» КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Г.О. ПОДОЛЬСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЧЕБУРАШКА» Подготовила воспитатель Желтая Елена Николаевна МБДОУ ЦРР –д/с № 17 «Чебурашка» апреля 2017г. Цель: Развитие познавательного интереса и познавательных действий в различных видах деятельности через экспериментирование с водой. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа. Опыты с водой. Беседы о назначении и применении воды: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде», «Почему воду нужно беречь». Наблюдения на прогулке, в природе. Дидактическая игра «Кому нужна вода». Познавательная игра «Где, какая вода бывает». Знакомство с круговоротом воды в природе. Активизация словаря: экологи, регион, лаборатория, опыт, исследование, прозрачная, поверхностное натяжение воды, фильтровать воду, фильтр, воронка, ватный диск, жидкость, окружающая среда. Оборудование: Физическая карта России, иллюстрации о воде, карты-схемы для опытов, оборудование для опыта 1,2, 3 и Опыта «Как очистить воду?», воронки, ватные диски, стакан с грязной водой, пустой стакан, правила поведения в лаборатории салфетки. Ход образовательной деятельности. Воспитатель: — Здравствуйте, ребята! - Я рада видеть всех здоровыми, весёлыми! - Собрались все дети в круг. Я — твой друг и ты — мой друг. Крепко за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся. Ребята, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Воспитатель: — На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? – Правильно, Россия. - Ребята, мы с вами уже путешествовали по нашей стране, подойдем к карте и вспомним, какую большую территорию занимает наша страна. (Воспитатель показывает территорию страны) - Посмотрите на карту, какого цвета больше? Почему? Потому, что на Земле самое главное богатство — это вода. Жизнь есть только там, где есть вода! А вода – это ручейки, реки, озера, моря и океаны. - Какие цвета есть еще на карте? Что они обозначают? (Зеленый – леса, луга. Желто-коричневый – это горы, пески. Белый – снег, лед) - Ребята, сегодня я хочу предложить вам организовать игру «Слет юных экологов». Кто такие экологи? Чем они занимаются? Для игры вы должны выбрать регион нашей страны, от куда вы прибыли и одеть символические галстуки. - Теперь, мы с вами не просто девочки и мальчики, мы — экологи которые представляют северный, центральный и южный регионы нашей страны. (Дети присаживаются по командам) Воспитатель: Дорогие коллеги экологи, сегодня мы с вами обсудим проблему воды в нашей стране. Что вы знаете о воде? - Вода является основой жизни на Земле. Первостепенная роль воды в жизни всех существ, и человека в том числе, связана с тем, что она фактически является той средой, в которой и протекают все жизненные процессы жизнедеятельности. -Какие свойства воды вы знаете? - Сегодня на слете мы наглядно покажем некоторые свойства воды. (Каждая команда выбирает карточку с опытом и по ней собирают нужное оборудование для проведения этого опыта. Опыт проводит один ребенок) Опыт 1. Прозрачность воды. Задача: ознакомить с прозрачностью воды как свойством. Оборудование: 2 стакана (1-й с водой, 2-й с молоком), картина, мелкие камни) Нужно положить в стаканы камни. Определить, где видны камни, а где нет. Затем посмотреть сквозь воду и молоко на картину. Определить, сквозь какую жидкость можно увидеть картину. Результат. В воде видны камни и картинка. Вывод. Вода прозрачная, так как в ней и через нее видны предметы. Опыт 2. Вода не имеет формы. Задача: показать детям отсутствие формы у воды. Оборудование: емкость для воды различной формы. Нужно налить воду в разные емкости. Определить, что происходит с водой. Результат. Вода принимает форму предмета, а на подносе растекается, как лужа. Вывод. Вода не имеет формы. Опыт 3. Поверхностное натяжение воды. Оборудование: неглубокая тарелка, сушеный укроп, вода, жидкость для мытья посуды. Нужно насыпать немного молотого перца на поверхность воды. Крупинки будут плавать на поверхности сверху. Определить, что происходит если просто капнуть в центр посуды капельку моющего средства. Результат: когда капнуть в центр посуды капельку моющего средства крупинки перца начинают расплываться к стенкам тарелки. Вывод: опыт показал, что моющее средство разрушает поверхностное натяжение воды. Физкультминутка. Очень всем нужна вода (шагают) Вместе на носочки встали (подтянулись) Воспитатель: — Ребята, представьте если вместо моющего средства будет нефть, которая очень быстро покрывает поверхность воды плотным слоем нефтяной пленки, которая препятствует доступу воздуха и света. Из-за этого погибают рыбы и другие обитатели водоемов. -Чем опасна грязная вода для растений? (Наблюдение растения пьют воду) -Чем опасна грязная вода для животных и человека? - Коллеги, как вы считаете, откуда берется в природе такая грязная вода? (Дети рассказывают по своим рисункам) - И так, подошло время перейти к практической части нашего слета. — Как нужно вести себя в лаборатории? Сейчас мы пройдем в нашу лабораторию и проведем исследования: «Как очистить воду?» Опыт. «Как очистить воду?» Оборудование: «Речная» вода – мутная, загрязненная мелом, песком, глиной. ватные диски, воронка и стаканчик. - Ребята, когда очищают воду, то это значит – её фильтруют. Значит, мы с вами сейчас что будем делать? (Фильтровать воду). Воду фильтруют с помощью фильтров. В качестве фильтров вы сегодня можете использовать: ватные диски. У вас они лежат на столах. На столах у вас баночки с грязной водой, воронки и стаканчики, куда будете сливать воду через фильтр. Положим ватный диск в воронку. Налейте в банку смесь воды с песком через приготовленный вами фильтр. Определить, что происходит с водой. Результат. Фильтр задерживает песчинки. Вывод. Очистить воду помогает фильтр. Воспитатель: - Куда денем воду, с которой мы сегодня экспериментировали? Водой, которую мы использовали в экспериментах, мы польем растения в группе и на клумбе, потому что она у нас чистая и профильтрованная. - Юные экологи, сегодня мы с вами научились фильтровать воду в лабораторных условиях. Но этим способом трудно очистить воду в реке или в море. Очистить такую воду можно только с помощью больших специальных фильтров. (Показывает картинки) Вода, которая поступает к нам в квартиры тоже фильтрованная, но ее очищают не такие фильтры; как изготовили мы, а большие и сложные. Вода нам нужна везде, без нее мы не можем прожить ни дня. - Как нужно относиться к воде? (Дети называют правила поведения на водоемах.) Дети: Бережно. Нужно закрывать кран, когда вымыл руки. Охранять — не бросать мусор, когда на природе, то помнить правила поведения. Воспитатель: Какие свойства воды, коллеги, вы сегодня вспомнили и чему научились? Дети: Вода — это жидкость. Вода не имеет цвета и формы. Вода имеет поверхностное натяжение. Воду можно очистить с помощью фильтра. Воспитатель: Вода — одно из самых удивительных веществ на планете, воду надо беречь и охранять. Наш слет подошел к завершению. Главный вывод (воспитатель вместе с детьми): каждый человек в ответе перед будущим за состояние воды в природе, потому что «Вода — источник жизни». Если не думать о последствиях своей деятельности, то можно нанести ей невосполнимый ущерб, или вовсе погубить, а значит – и жизнь на Земле. Спасибо всем участникам! Берегите окружающую среду!
|