КОНСПЕКТ НОД по ознакомлению с окружающим «Юные исследователи» |
Познание | |||
Автор: Дубова Татьяна Геннадьевна | |||
13.02.2016 15:57 | |||
КОНСПЕКТ НОД по ознакомлению с окружающим «Юные исследователи» (старший возраст) Цель: развивать современное экологическое мышление и формировать познавательный интерес у воспитанников через опытническую деятельность с водой. Задачи:
3. Формировать правильное и бережное отношение к использованию воды человеком. 4. Закреплять знания детей о правилах приготовления чая, используя алгоритм действия. 5. Обогащать и активизировать словарный запас детей глаголами — налил, вылил, кипеть, шипеть, булькать; прилагательными — кипящая, прозрачная. Предварительная работа:
Материал:
Карточки:
Капельки из цветного картона. Ход занятия Дети стоят в кругу. В. Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, подарим хорошее настроение. Сегодня у нас будет с вами интересное занятие, я приготовила для вас загадки. Если мы все их разгадаем, то решим кроссворд и узнаем зашифрованное слово.
Какое слово получилось? Д. Вода. В. Хорошо. А вот сейчас послушайте: (Воспитатель включает аудиозапись с шумом моря, дождя, льющейся воды). Что вы слышали? Д. Шум воды, моря, дождя. В. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? Д. О воде. В. Итак, мы отправляемся в путешествие в страну Водоландию. Давайте вспомним, для чего нужна вода человеку? Дети подбирают карточки с изображениями значимости воды и выстраивают их на наборном полотне. Рассказывают. Получают капельку. В. Положите свою капельку в группе там, где мы используем воду. В. А сейчас подумайте, что бы случилось, если бы вода вдруг исчезла? Д. Погибло бы всё живое. В. Хорошо. А скажите мне, чтобы быть здоровым и не болеть, какая должна быть вода? Д. Чистая, прозрачная. В. Давайте вспомним, какие свойства воды мы уже знаем. 1. Вода жидкая и не имеет формы. Кто может доказать? На столе сосуды разной формы. Ребёнок наливает воду о и объясняет свои действия. Что ты сделал? Д. Я налил воду в стакан, вылил в банку, налил в тарелку. В. Посмотрите внимательно, какую форму приобрела вода? Д. Разную. Она стала такой, куда её налили (банка – цилиндр, тарелка – круг, стакан – треугольник). В. Значит, какую форму имеет вода? Д. Вода не имеет формы, а принимает форму того сосуда, куда её налили, потому что вода жидкая. В. Отметим это на мольберте. Дети располагают на мольберте карточку с геометрическими фигурами, повторяющими форму сосудов. 2. Вода прозрачная (проблемная ситуация «Спрячь игрушку») В: 1,2, 3, 4, 5 будем в прятки мы играть ……… (в сосуд с прозрачной водой прячет игрушку), В: Где спряталась игрушка? (В банке) В: Почему вы ее быстро нашли? (потому что? вода прозрачная) Дети располагают на мольберте карточку с прозрачной капелькой В: Вы хотите узнать новые свойства воды? Первый эксперимент. На столе пять стаканов. В стаканах вода: простая, с лимоном, с чесноком, с сахаром, с солью. В. Как вы думаете, в каком стаканчике у нас вода? Как мы можем это определить? Д. Попробовать на вкус, понюхать. В. Если каждый из вас возьмет любой стаканчик, сможете ли вы определить по запаху вода ли там? Ответы детей. В. А у простой воды есть запах? Как вы думаете? Д. Простая вода не пахнет, потому что у неё нет запаха. В. Посмотрите, у нас пять стаканчиков с жидкостью, а по запаху – только два (запах лимона, чеснока). А как вы думаете, что же в остальных стаканчиках, простая вода? Попробуйте. Что вы чувствуете? Ответы детей. В. Итак, какой делаем вывод? Д. Только в одном стаканчике находится чистая вода, потому что у нее нет запаха и вкуса. Карточку со свойствам воды дети ставят на полотно. Второй эксперимент. В. Ой, ребята, а у меня для вас есть сюрприз. Воспитатель вносит лёд. В. Как вы думаете, что это? Из чего сделаны эти формы? Наверное, это стеклышки или бусы или вкусные леденцы? Как проверить? Д. Посмотреть, взять в руки. Воспитатель предлагает детям положить кусочек льда на ладонь. В. Ой, ребята, что вы чувствуете? Что происходит? Д. Тает, холодно. В. Почему тает лёд на ладошке? Д. Потому что тепло. В. Как вы думаете, откуда получился лёд? Д. Вода замёрзла. В. Значит, лёд – это что? Д. Если положить лёд в тёплое место, он растает и останется лужица воды, значит лёд – это замерзшая вода. Вывод дети фиксируют на полотне. В. А как вы думаете, нужен ли лёд человеку? Д. Да. В. Игра с мячом «А где человек может использовать лёд?» Ответы детей (играть в хоккей, кататься на коньках, хранить продукты и др.) Третий эксперимент. В нашей сказочной стране Водоландии вода может не только превращаться в лёд, но ещё и кипеть, шипеть, булькать и быть невидимкой. Кто догадался, когда это бывает? Д. Когда она стоит на плите, в кастрюле, в чайнике. В. Правильно, а если мы с вами нагреем воду и посмотрим, что же произойдёт. Но сначала повторим правила безопасного поведения.
В. Посмотрите, из носика чайника что-то выходит. Д. Дым. В. Это не дым, а пар. При кипении вода испаряется, и пар вырывается наружу. Как вы думаете, откуда появился пар? Д. Из чайника. В. А что мы наливаем в чайник? Д. Воду. В. Какую воду? Что с ней происходит, когда мы ее нагреваем? Как вы думаете? (вода кипит, шипит, булькает). Из носика чайника выходит пар. Значит, пар – это вода? Попробуем доказать. Я возьму зеркальце и подержу его над паром. Что происходит? Д. Образовались капельки воды. В. Почему они там появились, ведь оно было сухое? Д. Они собрались вместе. В. Значит, пар – это вода? Д. Да. В. Подберите карточки для этого опыта. Работа по карточкам. В. Ребята, а кто скажет, когда мы используем кипящую воду? Д. Когда завариваем чай. В. А как вы думаете, холодной водой можно заварить чай? Давайте проверим. Кто может показать, что получится? В. Итак, получился чай из холодной воды? Д. Нет. В. Почему? Какая должна быть вода для того, чтобы заварить чай? Д. Горячая. В. Пока заваривается наш чай, мы посмотрим видеофильм и вместе вспомним свойства воды (просмотр видеофильма «Для чего нужна вода») В. Ребята, я хочу вам сказать, что чистой, прозрачной воды на Земле становится очень мало. Чтобы все мы были здоровы, не болели, мы должны беречь нашу воду, не загрязнять её, чтобы она всегда была прозрачной и чистой.
|