«Такое разное электричество!» |
Познание | |||
Автор: Гайнутдинова Ольга Борисовна | |||
18.12.2015 11:18 | |||
«Такое разное электричество!» Цель: расширить представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Словарная работа: электричество, электроприборы Материалы к занятию: Ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация к занятию, магнитная доска. Оборудование для опытов: Опыт 1 — пластмассовые расчески по количеству детей, зеркала. Опыт 2 — воздушные шары — 2 шт., шерстяная ткань, вода в пульверизаторе. Опыт 3 — бумажные снежинки по количеству детей, шарики пластмассовые, кусочки шерстяной ткани на каждого ребенка. Методические приёмы: игровой и наглядный методы, художественное слово, экспериментирование. Ход Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Чтобы у всех было хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Сегодня я хочу познакомить вас с моим другом. Его зовут Карлсон (смотрю на часы). Он уже должен был прийти, но что-то опаздывает. (Звонок). Карлсон: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуй, Карлсон. Воспитатель: Карлсон, ты почему опаздываешь, что с тобой? Почему ты не причесан? Карлсон: Я так спешил к вам прийти, так хотел с вами поиграть, но не смог, потому что никак не соберусь. Когда я начал расчесываться, мои волосы меня перестали слушаться. И чем больше я их причесываю, тем непослушнее они становятся. Ребята, помогите мне понять, почему так происходит? Воспитатель: Как вы думаете, почему Карлсон никак не может красиво причесаться? Дети: Наверное, волосы запутались, может быть, грязные и пр. Воспитатель: Чтобы выяснить это, я приглашаю вас в Умную комнату. а чтобы попасть в эту комнату надо закрыть глаза и сосчитать до десяти. Закрываем глаза, считаем! (Дети выполняют). Воспитатель: Давайте вспомним, для чего мы с вами здесь? Дети: чтобы помочь Карлсону разобраться, почему у него торчат волосы в разные стороны. Воспитатель: Чтобы понять это, давайте проведем эксперимент. На столах для каждого из вас лежат зеркало и расческа. Опыт №1 Воспитатель: возьмите каждый зеркало в руки, посмотритесь в него и поднесите расческу к волосам. Что происходит с волосами? Дети: ничего. Воспитатель: а теперь несколько раз расчешите волосы, приподнимите вверх расческу и снова посмотритесь в зеркало. Что вы видите? Дети: волосы поднялись и липнут к расческе. Воспитатель: как вы думаете, почему? Воспитатель: расческа наэлектризовалась и на ней образовалось электричество: неопасное, тихое, незаметное Таня, Саша скажи, что образовалось? Как оно образовалось? Воспитатель: запомните — наэлектризованные предметы притягиваются. Воспитатель: Вы знаете, как можно избавиться от такого электричества? Дети: поменять расческу, намочить расческу, волосы... Воспитатель: Я вам немного помогу или нам сказка подскажет правы или нет о двух братьях воздушных шарах. (Опыт № 2) Я расскажу вам сказку: Жили-были два дружных брата — два воздушных шара. Рядом с ними по соседству жила злая и завистливая Шерстяная тряпочка. Она завидовала дружбе двух братьев, и все время пыталась их поссорить. Она рассказывала им друг про друга разные небылицы, и, подлизываясь к ним, потирала их круглые бока, заряжая их электричеством. И когда братья встречались друг с другом, они отталкивались друг от друга. Но Капельке, которая с ними дружила, это не нравилось. И она решила помочь своим друзьям. И когда они опять стали ссориться, она рассердилась и побрызгала на них своими капельками. Капельки попали на шарики и прогнали электричество, и они опять стали дружными и старались не подпускать к себе Шерстяную тряпочку. Заряженные предметы могут и притягиваться и отталкиваться. (Во время рассказывания произвожу все действия в соответствии с текстом). Воспитатель: Ребята, так как Капелька помогла шарикам? Дети: Она побрызгала на шарики своими каплями и прогнала электричество. Воспитатель: Попробуйте это проверить на себе. Сначала сухой расческой расчешите волосы, а когда они будут наэлектризованы, намочите чуть- чуть расческу и снова расчешитесь. Что случилось с волосами? Дети: они больше не липнут к расческе. Воспитатель: тихое, безопасное электричество можно снять водой. Воспитатель: Теперь вы можете дать совет Карлсону, что надо сделать, чтобы была красивая прическа, как прогнать электричество? Дети, обращаясь к Карлсону: надо намочить расческу или волосы. Карлсон Спасибо. Полечу, попробую пока. Воспитатель: Молодцы, теперь немного отдохнем. Смотрим на экран и повторяем движения. Физкультминутка (под песню «Доброта»). Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть с безопасным электричеством самостоятельно. (Опыт № 3) На тарелочках лежат кусочки кусочки шерстяной ткани, шарики, бумажные снежинки… Как вы думаете, что надо сделать, чтобы наши снежинки полетели? Дети экспериментируют. Воспитатель: что произошло со снежинками? Дети: поднимаются, зашевелились. Воспитатель: почему они зашевелились? Дети: шарики наэлектризовались, и снежинки прилипли к ним. Воспитатель: Почему они наэлектризовались? Дети: мы натерли их кусочками шерстяной ткани. Воспитатель: наэлектризованные предметы могут двигаться, притягивают друг друга. Воспитатель: Ребята, а вы еще видели где-нибудь безопасное электричество? (при ношении и снимании шерстяной одежды, при прикосновении к другому человеку, предмету) (слайды) Воспитатель: ребята, электричество живет везде: быту. А где мы используем электричество в нашей жизни? (слайд выключатель, розетка, электроприборы) Но было время, когда не было электричества. Давайте вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Дидактическая игра «Что есть — что было». Воспитатель: Я буду вам показывать рисунки, а вы назовите предмет, который заменял его в прошлом. (дети на слайдах видят современный электроприбор и называют предмет, который заменял его в прошлом). Пылесос – веник Электролампа — свеча Электроплита — печка Швейная машинка – игла Стиральная машинка – корыто Настольная лампа — свеча Но если в одежде, в волосах электричество безопасное, то бытовое электричество очень опасное. И если неправильно обращаться с электричеством, оно может нанести вред здоровью человека. Воспитатель: для того, чтобы пользоваться опасным электричеством, нужно знать правила безопасности. Давайте поиграем в игру «Можно – нельзя». Я прошу детей, если это, что я назову делать можно, то они хлопают в ладоши, а, если – нельзя, то они присаживаются на корточки. Слушайте внимательно:
Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Воспитатель: Наше время пребывания в Умной комнате заканчивается. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг. Снова посчитаем до десяти... Открываем глаза. Вот мы и в детском саду. Воспитатель: О чем мы сегодня говорили. Кому что запомнилось? Ребята, мне бы хотелось узнать, понравилось ли вам занятие или нет. У меня есть фигура человека. Это я. Если вам понравилось наше занятие, то вы над головой моей фигуры прикрепите солнышко. А если не понравилось, то хмурую тучку. Вот так я и узнаю, кому понравилось занятие, кому – нет. Благодарю детей за солнышко и, если есть тучки, выясняю, почему дети ее прикрепили.
|