ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ |
Познание | |||
Автор: Мисорина Елена Александровна | |||
17.11.2015 13:33 | |||
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ Воспитатель Елена Александровна Мисорина, МБДОУ «Д/с ОВ № 99» Россия, Иркутская область, город Братск, Расскажи мне, и я забуду. Появляясь на свет, ребенок становится маленьким исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. [1]
В.А. Сухомлинский в свое время писал, «умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Из своего опыта работы могу отметить, что именно в период раннего детства, можно и нужно знакомить детей с окружающим миром. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети могут всерьёз научиться «важным» вещам. Однако это не так. Детям свойственно постоянно соприкасаться с окружающим миром. Ярко выраженная любознательность ребёнка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Малыши активно стремятся к новым впечатлениям, очень любят наблюдать за всем, что их окружает. Их привлекают яркие цвета. Например: зелёный цвет — трава, листья, жёлтый цвет — солнце, одуванчики, синий цвет — небо, колокольчики, красный цвет — жучки, и всё другое – разноцветное! Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, расширяются представления об окружающем. Дети раннего возраста быстро обнаруживают новое, стремятся сразу же его исследовать. Например: в дидактической игре «Волшебный мешочек» дети, как правило, быстро определяют знакомый предмет на ощупь. А если в мешочек положить что-то новое, незнакомое, — они его тщательно исследуют, прежде чем назвать и сделать свои выводы (например: если это огурец, то он гладкий, овальный, с бугорками, твёрдый, а если это помидор, то он круглый, гладкий). Малыши с интересом включаются в предложенные игры с водой и песком. В таких играх они учатся выполнять простейшие действия, делать свои умозаключения, а я им в этом помогаю. Например: вода была прозрачная, без цвета, а добавив краски, она стала цветная. Или из влажного песка можно лепить куличики, а из сухого нет, сухой песок сыплется, а мокрый нет. Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира. Главное, чтобы оно было безопасно для маленького исследователя. Малыши очень радуются своим открытиям, получают от этого удовольствие, испытывают восторг, делятся своими впечатлениями с взрослыми. Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения с взрослыми. В своей педагогической практике активно использую несложные игры-упражнения с водой и песком. Можно использовать различные покупные игрушки, но при желании, можно сделать самим игрушки-самоделки. С такими игрушками дети играют с большим удовольствием. Игра-упражнение «Кораблик». Сделать кораблик можно из цветной бумаги. Мы сейчас отправим кораблики в путешествие. Подуйте на свой кораблик. Упражнение «Ветерок». Затем спросить у детей: Почему кораблик не плывёт? Игра-упражнение «Цветы открывают лепестки» Сделать цветок с длинными лепестками можно из цветной бумаги. При помощи карандаша закрутить лепестки к середине цветка. А сейчас каждый из вас возьмёт цветок и опустит его в ёмкость с водой. Что произошло с цветами? Буквально на ваших глазах лепестки начнут распускаться. Почему? Игра-упражнение «Поймай рыбку» Где же взять рыбок? Их можно сделать из киндер-сюрприза. Мы с вами сейчас поиграем. Опускаем рыбок в бассейн с водой, а затем вылавливаем их при помощи сачков, можно обсудить величину улова. Игра-упражнение «Цветные шарики» Разноцветные шарики, связанные из полиэтиленовых пакетов, предлагаю покатать в ладонях, опустить в воду, они не тонут, они плавают. Почему? Можно ловить из воды руками или сачком. Детям очень нравится играть с ними. Игры с песком «Разноцветные бусы» В ёмкости с сухим песком перемешиваются большие разноцветные бусы (для усложнения можно взять разного размера), вам нужно найти бусинки и выложить их на тарелочки. Игра-упражнение «Песочные прятки» Игрушки хотят поиграть с вами в прятки, закройте глаза, а они спрячутся в песке, а когда я скажу «открываются глаза, начинается игра», вы должны найти их в песке (можно раздувать песок, раскапывать пальцами, пользоваться палочками) Игра-упражнение «Куличики для мишки» Возьмите формочки насыпьте в них песок и сделайте для мишки куличики. Получились у вас куличики? (нет) А почему? Потому что песок сухой. Давайте польём его, а сейчас попробуйте сделать куличики. Получились? (да) Почему? Потому что песок мокрый. Упражнение «Необыкновенные следы» «Идут медвежата» — кулачками и ладонями с силой надавливаем на песок. «Ползут змейки» — пальцами рук делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях) «Бегут жучки-паучки» — двигаем всеми пальцами, имитируя движения насекомых. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударяйте по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. Много всего интересного можно найди в окружающем нас мире, если сами взрослые будут наблюдательными и фантазерами. Тогда вместе с вами придумывать новые эксперименты будут и ваши дети. «Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал», писал В.А. Сухомлинский. Список литературы: 1. Савенков А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» //Директор школы. – М. Сентябрь, 2003, №10.
|