План-конспект интегрированного занятия «Путешествие в Арктику» |
Познание | |||
Автор: Атеева Татьяна Георгиевна | |||
25.07.2015 10:48 | |||
План-конспект интегрированного занятия «Путешествие в Арктику» Задачи:
Материалы: глобус, физическая карта России, макет Арктики, емкость с водой, кусочки льда, аудиозапись шума вьюги, картинки животных, листы для индивидуальной работы, презентация «Арктика», ноутбук.
Ход занятия: Воспитатель расставляет емкости с водой, льдом, дети подходят к рабочему столу и спрашивают: «Зачем лед?», «Что сегодня будем делать?». Воспитатель: «Хотите узнать, чем мы будем заниматься, подходите поближе, опустите в воду лед. Что происходит со льдом? Попробуйте «утопить» лед». Воспитатель: «Почему лед не тонет? Где в природе можно увидеть плавающий лед?». Дети выдвигают гипотезы и отвечают на заданные вопросы. Воспитатель: «Дети, а вы можете показать на карте место, где много льда, который плавает?». Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы, помогает. Прослушивание аудиозаписи шума метели. Воспитатель: «Что вам напоминают эти звуки?». Дети говорят о ветре, метели и вьюге. Воспитатель: «Посмотрите, какие красивые снежинки нам принесла метель. Но одна снежинка здесь лишняя. Какая, почему?». Рис. 1. Снежинки Ребята сравнивают снежинки, считают их лопасти и находят лишнюю. Воспитатель: «А когда бывают метели у нас?». Дети отвечают, что зимой или указывают один из зимних месяцем. Рассказ воспитателя: на земле есть такие холодные места, где метели, даже снежные ураганы, бывают очень часто. Это Арктика. Когда в нашей местности становится холодно и ветрено, говорят «пришли арктические ветра и холода». Воспитатель: «Кто из вас может показать на карте Арктику? Что вы знаете об Арктике?». Дети вспоминают предыдущее занятие, рассказывают про Арктику и дополняют друг друга Воспитатель: «Да, это огромное пространство, покрытое снегом и льдом. Состоит из двух частей: суши-тундры и океана. Холодная погода сохраняется до 9-10 месяцев в году, дуют ветра, снегопады, метели. Лето очень прохладное, температура выше на 10 градусов. Это холоднее, чем сейчас у нас в группе. Хотя летом прохладно, успевают вызревать различные ягоды. Какие ягоды можно собирать в тундре? А каких животных можно встретить? Интересно, почему они все белого цвета?». Ответы детей: в тундре растет клюква, морошка, брусника; животным тундры относится северный олень, белый медведь, песец. Животные белые, чтобы не выделяться на снегу». Воспитатель: «Почему в Арктике лед не тает, а на наших реках и озерах тает?» (Холодно, большая площадь льда). Опыт «Лед на солнце и в холодильнике». Воспитатель: «Мы с вами рассматриваем карту, каким цветом обозначена вода на карте? Обратите внимание, как много воды нас окружает. Вы можете показать Северный Ледовитый океан?». Дети отвечают, что вода на карте обозначена синим/голубым цветом. Воды очень много, а СЛО – это водная часть Арктики. Воспитатель: «Ваши предположения – почему Ледовитый?». При помощи воспитателя дети находят объяснение этому слову. Индивидуальная работа: Воспитатель: «У вас на столах лежат листы. Кто нарисован? Сосчитайте, запишите в квадратиках ответ, поставьте знаки больше, меньше или равно. Рис. 2. Пример индивидуальных заданий Работа детей. Воспитатель: «А вы были на базаре?». (Объяснить, если не знают значения слова). Воспитатель: «На берегах океана тоже есть базары. Они очень шумные, на них ничего купить нельзя. Что это за базары? Прослушивание записи шума птичьего базара. Птиц очень много, они кричат, передвигаются, дерутся. Создается впечатление, что они торгуются на базаре. Показ картинок птиц (с использованием ноутбука): полярная сова, альбатрос, гагара, кайра, птичий базар. Где, по-вашему, птицы строят гнезда и высиживают птенцов? Несмотря на то, что Северный океан холодный, покрыт льдом, в нем обитает много разных животных: от мелких рачков до огромных китов. Вот такие бывают киты, а вот такие рачки. С помощью чего их можно рассмотреть?». Дети рассматривают рачков-дафний через лупу. Воспитатель: «Какие части тела вы увидели?». ( «Усики, конечности, внутренности», – отвечают дети.) Воспитатель: «Живет в Северном Ледовитом океане очень интересная рыбка-далия. Когда очень холодно, она вмерзает в лед, а когда становится теплее, оттаивает лед, рыбка снова оживает, плавает в воде. Рыбаки вылавливают сельдь, сайку, лосось. Рыбой питаются животные, которые там живут. Может быть, вы знаете, какие животные живут в Ледовитом океане? Это белые медведи, моржи, тюлени. Моржи рождаются на льдинах, часто спят в воде, высунув нос через дырку во льду. С помощью микрофонов, опущенных в воду, ученые выяснили, что моржи поют под водой. Медвежата рождаются в самый разгар зимы, размером с кошку. Что помогает животным выживать в таких непростых условиях?» На столах лежат мешочки. Прочитайте слова и объедините их в пары с помощью волшебных ниточек (волк — лес, собака – дом, медведь — льдина, март-вода). Воспитатель: «Почему вы так составили пары?». Дети говорят, что нашли для каждого животного свой дом, а в марте появляется вместо льда вода. Воспитатель: «В слове собака сосчитайте количество слогов, покажите соответствующую цифру. С помощью фишек разберите слово. Сколько гласных, согласных, звуков?». В конце занятия, воспитатель подводит итоги, спрашивая детей: «Что мы узнали об Арктике? Что еще вас интересует?» и дает домашнее задание, узнать, где живут пингвины.
|