Конспект занятия "Наши помощники — органы чувств" |
Познание | |||
Автор: Тагачакова Надежда Анатольевна | |||
23.07.2015 23:57 | |||
Конспект занятия "Наши помощники — органы чувств" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 15 «Ромашка» (Средняя группа) Воспитатель 1 квалификационной категории Тагачакова Надежда Анатольевна Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Задачи: Образовательные:
Развивающие: развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. Воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны. Методы и приемы:
Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые. Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз. Средства обучения: Демонстрационный материал (муляж или цветная таблица с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств) ИКТ Баночки с продуктами, различными на вкус ХОД. Дети входят в группу, их встречает доктор Медуница М. – Добрый день. Ребята, меня зовут доктор Медуница. Сегодня я приглашаю вас и других моих гостей в «Институт здоровья». Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики. Ребята, как вы думаете, почему у моего института такое название? (Ответы детей). Вы правы, я изучаю здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма. - Хотите узнать что-нибудь о них? (Да). Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу…, но сначала ответьте мне на вопрос. «Кто такой командир?» (Ответы детей) -А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"? (Педагог показывает детям модель или цветную таблицу с изображением мозга.) - Кто из вас знает, как его зовут? (Мозг) -Это головной мозг — самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.). - Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть — это кора мозга. -На что она похожа? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с "извилистыми, спутанными морщинками — бороздками" коры головного мозга.) - Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные. - А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою? -У нашего "командира" — мозга есть память. Он может запоминать на долгие — долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать. А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Глаза, уши, нос, пальцы.) - Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её. Загадка На ночь два оконца - Молодцы! -Глаза — это один из ценнейших органов чувств человека. В- Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза? Мы с вами поиграем. -Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей. - Так зачем же человеку глаза? (Чтобы видеть) - Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? Дети перечисляют правила:
В- Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики) Гимнастика для глаз "Белка" Белка дятла поджидала, — (Резко перемещать взгляд вправо — влево) Гостя вкусно угощала: - Ну-ка, дятел, посмотри — (Перемещать взгляд вверх — вниз) Вот орехи: раз, два, три! - Пообедал дятел с белкой- (Помигать глазами) И пошел играть в горелки. — (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами) А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку: Загадка Маша слушает в лесу, как кричат кукушки, А для этого нужны нашей Маше: (ушки) - Слух для человека — это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. В — А мы знаем правила по охране слуха. В- А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух. Проводится игра: "Узнай по голосу" Все встают в круг, водящий ребенок — в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят: Алеша (Саша, Маша и т.д.), Ты стоишь в кругу, Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал. Загадка Вот гора, а у горы - А для чего человеку нос? (Чтобы дышать, нюхать.) - Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика: Раз, два, три, четыре, пять! Голову поднимем выше (Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз) - Ребята, под этими салфетками кое — что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут. Игра "Узнай по запаху" Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон:) В- Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.) В- А определить продукты на вкус нам помогает,,,,? Правильно язычок Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными). Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки. В- Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения. Выполняется артикуляционная гимнастика: "Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И. "Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти. "Покусывание кончика языка" "Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево — вправо. "Лошадка" Поцокать языком. "Подуть на кончик языка" Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней? Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту. Загадка. Твои помощники, взгляни, Пальчиковая гимнастика «Ягодки» Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ. С ветки ягодки снимаю Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. И в лукошко собираю. Обе ладошки складываете перед собой чашечкой. Будет полное лукошко. Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой. Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот. Легким будет к дому путь! Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше. Мы очень хорошо потренировали свои пальчики. Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесная коробочка, а вам хотелось бы узнать, что в ней лежит? (Да) – Какие помощники нам в этом помогут? (Пальчики) Воспитатель вызывает детей по одному, и просит определить, какие игрушки находятся в мешке. В- Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как экран телевизора. А по телевизору показывают фильм о нашей экскурсии в «Институт здоровья» от начала до конца. Откройте глаза. Скажите, что вам удалось увидеть на экране вашего волшебного телевизора. (Нашу экскурсию) А я видела, как мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Что "командир" нашего тела называется… (дети продолжают). Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши … (органы чувств). В- Ну вот, ребята, пора возвращаться в детский сад. А теперь мы улыбнемся, Используемая литература:
|