Занятие на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) для детей старшего возраста. |
Познание | |||
Автор: Кириченко Татьяна Александровна | |||
13.06.2015 10:51 | |||
Занятие на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) для детей старшего возраста. Составила и провела с детьми педагог 1 квалификационной категории МАДОУ ЦРР детский сад № 31 д. Медвежьи Озера, Щелковского района, Московской области. Кириченко Татьяна Александровна Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты. Предшествующая работа:
Ход занятия: Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку: Он нам нужен, чтоб дышать, Что это? Дети: Воздух! Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. (подходят к лаборатории). В гости к детям приходит Буратино. - Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать? Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе. Буратино: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята? Воспитатель: Скажите, ребята, Буратино, вы видите воздух вокруг нас? Дети: Нет, не видим. Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух? Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Буратино: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе! Воспитатель: Погоди, погоди, Буратино, Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Буратино: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть! Воспитатель: Ребята, давайте докажем Буратине, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Дети: Да. Опыт: 1. С полиэтиленовым пакетом Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Дети: Он пуст. Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Дети: В нём нет воздуха. Воспитатель: Смотри, Буратино, Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Буратино: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! Буратино: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? Дидактическая игра «Где спрятался воздух?» (дети поочерёдно достают из Кузиного сундучка игрушки и раскладывают на 2 подноса) Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Кузе! Теперь ты знаешь, Кузя, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть. Буратино: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть? Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим? Физкультминутка «Буратино подтянулся» Опыт: 2.Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит Дети: Выходят пузырьки. Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Воспитатель: Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать? Дети: Мыльные. Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель: Буратино, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей? Кузя: Конечно, же мыло! Воспитатель: Ребята, прав ли Буратино. Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе. Буратино: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос? Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? Дети: Нет. Опыт: 4. С веером. Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? Дети: В лицо дует ветерок. Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась. Буратино: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет! Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Буратино: Спасибо, ребята, что помогли разобраться с воздухом, теперь я точно знаю, что воздух есть и он вокруг нас. А теперь Буратине пора уходить к другим ребятам, но он обещает к вам вернуться.
|