«Извержение вулкана» |
Познание | |||
Автор: Резе Ольга Ивановна | |||
10.03.2015 06:01 | |||
«Извержение вулкана» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию и опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение города Москвы школа 508 дошкольное отделение, здание 3 Цель занятия: ознакомление с природным явлением – извержением вулкана. Задачи: образовательная:
развивающая:
воспитательная:
Материалы: видеоролик, глобус, белые халаты, бейджи, ранее изготовленные детьми макеты вулканов, сода, уксус, овощной сок, жидкость для мытья посуды. Предварительная работа:
Воспитатель: Ребята, прошу вас вспомнить предыдущие занятия. О чем мы говорили? Чем занимались? Дети объясняют, что такое вулканы, где их можно встретить, как их можно назвать. Воспитатель: Ответьте на вопрос: знаете ли вы кто такие геологи? Это люди, которые изучают богатства земли. А что за богатства хранит наша планета? Золото и алмазы, нефть и газ, мел, глина и песок, руды и минералы – это и есть богатства нашей планеты. Ребята, как вы думаете, есть ли взаимосвязь между вулканами, о которых мы говорили, и полезными ископаемыми? Да, вы правы!!!! Вулканы называют не только «огнедышащими горами», но и «лифтами» для подъема минералов, полезных ископаемых. Ученые – геологи еще не могут до конца узнать, что находится в недрах земли, но сегодня они могут судить об этом по вулканическим выбросам. Люди, которые занимаются изучением вулканов, называются вулканологами. Вулканологи исследуют характер и поведение огнедышащих гор, и могут предсказать предстоящее извержение, тем самым предотвращая многочисленные жертвы. Мы говорили о происхождении, строении вулканов, читали мифы и легенды об этих «огнедышащих горах». Предлагаю прочитать еще одну сказку о вулкане и его соседке речке. Сказка о речке и вулкане. (Алексей Бормашов) Жил в одной из дальних стран Воспитатель: А сейчас предлагаю разобраться в причинах извержения вулкана. И пройти в «лабораторию интересных открытий». Скажите, для чего она нужна? (Исследовать, узнавать что-то новое). Проводится игра из серии «путешественники» – «след в след» игра направлена на развитие внимания, умения выдержать необходимую дистанцию (Г. С. Федосов «В стране гномов», стр. 59). дети вместе с воспитателем приходят к импровизированной лаборатории. К детям выходит профессор …, который приглашает детей и воспитателя в свою «лабораторию интересных открытий» Профессор Всезнамус: Здравствуйте, ребята, я – профессор Всезнамус, приглашаю вас в свою «лабораторию интересных открытий», где я творю чудеса!!! Но прежде чем мы начнем наши исследования, напоминаю вам правила поведения в научных лабораториях: Во – первых, не шуметь, аккуратно обращаться с посудой. Во- вторых, слушать во всем старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатами опытов. Закончив наблюдение, сделать вывод. Ребята, я знаю, что в течение всей недели вы говорили о необычных горах – вулканах. Итак, Вулкан – это гора конической формы, из горловины которой выбрасываются горячие газы, пар, пепел, обломки горных пород, а также мощные потоки раскаленной лавы, которые растекаются по поверхности земли. Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора. Кора состоит примерно из 20 малых плит. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. Это вещество, на котором плавают плиты, называется магма. Слово «магма» переводится с греческого языка, как тесто или паста. Откуда же оно берется в глубине Земли? Ученые полагают, что много миллионов лет тому назад Земля была расплавленным, очень горячим огненным шаром. Постепенно поверхность ее остыла, но в самой глубине сохранилось расплавленное раскаленное жидкое ядро. Давайте вспомним, каково же строение этих «огнедышащих гор». То место под земной корой, где собирается магма, называется очагом магмы или вулканической камерой. Жерло — основной канал в середине вулкана, дайка — заполненный магмой канал, идущий от жерла к поверхности, отверстие на самом верху вулкана, называется кратером, кусочки лавы — вулканические бомбы. Ребята, давайте вспомним, какие вулканы называют действующими, потухшими, уснувшими. Ответы детей. Те вулканы, которые время от времени выбрасывают из своего жерла горячие газы или пар, называются действующими. Также считают действующими вулканы, которые сравнительно недавно извергались Уснувшими называют вулканы, не проявляющие признаков активности, но, по мнению ученых, они могут снова стать действующими. Уснувшими называются и вулканы, которые теперь причислены к действующим, но в настоящее время не извергаются. Вулкан считается потухшим, если он не проявлял признаков активности уже 10 000 лет и, значит, вероятность его извержения в будущем крайне мала. Мы живем в огромной стране – России, на территории которой тоже есть вулканы. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что вулканы отмечены там красными треугольниками. В основном они располагаются на полуострове Камчатка и Курильских островах. В 2012 году один из вулканов Камчатки Плоский Толбачик проснулся. Сейчас предлагаю посмотреть видеоролик с места извержения. (Просмотр ролика). Видите, ребята, извержение вулкана – это очень страшное происшествие. Их относят к геологическим чрезвычайным ситуациям, которые могут привести к стихийным бедствиям. Стихийное бедствие — природное явление, которое приводит к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению. Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи: одно из них может повлечь за собой другое. Например извержение вулкана может повлечь за собой возникновение землетрясений, цунами. Некоторые из них часто возникают в результате деятельности человека. Извержения вулканов могут привести к масштабным разрушениям и стихийным бедствиям. Основные причины разрушений и гибели людей при извержениях следующие:
Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать, как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место) - И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? (ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте). - Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия (ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла круши домов, чтобы они не обрушились). - Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали. Нам пора отдохнуть. Физминутка. Раз, два, три, четыре, пять! А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и на заранее изготовленных вами в группе макетах пронаблюдаем его извержение. Прошу вас надеть халаты и пройти к лабораторным столам. Итак, в «жерло» вулкана мы насыпаем одну столовую ложку пищевой соды, одну столовую ложку средства для мытья посуды, несколько капель морковного или свекольного сока (можно заменить на пищевой краситель или гуашь красного цвета). А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим). Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость — уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю уксус. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами? Дети сами готовят состав лавы по схеме, но уксус добавляет воспитатель. Наблюдаем извержение вулкана. Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик, накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана, внутри сладкий сюрприз). - Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки. (Из кратера макета достаются конфеты). -Скажите, пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия? - давайте ответим на самый главный вопрос: почему же все-таки вулкан называют «богом огня»? - мы наблюдали процесс извержения вулкана. Для того чтобы повторить этот опыт дома для своих родителей, я даю вам схему опыта, состав для опыта, и свой макет вулкана. - Теперь возьмите смайлики по вашему настроению (детям предлагаются веселый и грустный смайлик) и прикрепите их магнитами к доске. Спасибо всем за работу.
|