Цель: 1. Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах,учить различать их по существенному признаку: возможности удовлетворения потребности в пище; углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновения основного корма замерзание водоемов, земли ,отмирание вегетативных частей растений), классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания, обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие; воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях. 2. Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию, узнавать их. 3. Учить делать сказочную птицу, украшать ее декоративными элементами; развивать пространственное и образное мышление.
Предварительная работа: Наблюдения за птицами на прогулке; Чтение книг писателей – природоведов (Чарушина, Пришвина, Бианки); Рассматривание цветных иллюстраций, альбомов о птицах Средней полосы; Дидактическая игра «Что за птица?».
Оборудование: Таблицы с зимующими и перелетными птицами; Кормушки из коробок; Семечки подсолнуха, пшено, кусочки сала; Стаканы с водой разной температуры; Альбомный лист, цветные заготовки квадратной, прямоугольной и треугольной формы, цветные полоски, цветные перья, карандаш, ножницы, клей, кисть, клеенка, тряпочка, поднос; Аудиокассета «Голоса птиц».
Ожидаемый результат: сформированные представления о птицах, обогащение детского словаря.
Ход занятия: 1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с изображением зимующих и перелетных птиц. Вопросы: Какие птицы вам знакомы? Каких птиц приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (воробьи, галки, вороны, синицы, голуби, сороки, дятлы). Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие, оседлые). Каких птиц не видно в последнее время? (ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи). Куда исчезли эти птицы? (Улетели в теплые края). Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (перелетные) Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают? (боятся холодов) Вспомните, чем питаются птицы? ( спрятались насекомые, поэтому первые улетают птицы, которые питались насекомыми, затем те, которые едят плоды и семена растений, т.к. убран урожай в садах и на полях. Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут до тех пор, пока не замерзнут водоемы.
- Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной вернуться в родные края. - А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных и хвойных растений. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые сделали осенью. И все – таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Для подкормки птиц пригодны семена различных растений – конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи и овсянки . Синицы очень любят кусочки несоленого сала.
Сегодня мы с вами, выйдя на прогулку, повесим вот эти кормушки и положим в них корм для разных птиц. И может быть, этим спасем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых –вредителей, продолжать охранять от них деревья в садах, парках, скверах.
Физкультминутка Снегом засыпаны лес и поля, Спит под сугробами крепко земля. Ищут, ищут птицы, Чем поживиться. На зиму долгую в нашем лесу Мы приготовим птичкам еду. Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
2. Воспитатель предлагает детям угадать, что за птица (дети могут выучить загадки заранее):
Маленький мальчишка, В сером ярмичишке Прыгает, шныряет, Крошки собирает. (воробей)
В красной шапке расшитой, В черненьком кафтане Знаменит в семье лесной Песенкой смешной. Что за песня – красота? Тук –тук –тук, да тра –та –та! (дятел)
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это - …(снегири)
На шесте дворец, Во дворце – певец, А зовут его - …(скворец)
Черный, проворный, Кричит «крак», Червякам – враг. (грач)
Кто на елке, на суку, Счет ведет «ку- ку- ку –ку»? (кукушка) Можно использовать загадки – описания (внешний вид, чем питается, где живет…), составленные детьми.
3. Воспитатель показывает детям изображение экзотических тропических птиц, предлагает рассмотреть оперение, спрашивает, чем они похожи на сказочную птицу. Дети вырезают голову и туловище из заготовок квадратной и прямоугольной формы. (Туловище птицы можно нарисовать на обратной стороне цветной бумаги и вырезать). Из треугольников выполняют крылья и хвост, сделав зигзагообразные или волнистые надрезы по краю. Располагают основные детали на листе и наклеивают. Затем дети подбирают материал для украшения головы, крыльев и хвоста. Цветную полоску складывают гармошкой , на верхней части рисуют круг или овал, или фигуру в виде капельки. Вырезают. Элементы украшения могут быть разного размера, цвета, формы. Их можно наклеить друг на друга (меньший элемент в середину большего). Дети наклеивают фигурные украшения на крылья, хвост, голову, тем самым, передавая образ сказочной птицы. Итог: Дети, посмотрите, какие разные экзотические птицы у нас получились. Каждая не похожа друг на друга. Молодцы, спасибо!
|