КОНСПЕКТ открытого занятия по экспериментальной деятельности в разновозрастной группе детей с заиканием «В мире песка» |
Познание | |||
Автор: Туманова Ирина Ивановна | |||
12.02.2015 16:51 | |||
КОНСПЕКТ открытого занятия по экспериментальной деятельности в разновозрастной группе детей с заиканием «В мире песка» Воспитатель: Туманова И.И. Программное содержание:
Коррекционная работа:
Образование и употребление прилагательных, согласование их с существительными.
Ход занятия: Традиция приветствия: Здравствуй, небо голубое, здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, вольный ветерок, здравствуй, маленький дубок. Здравствуй, матушка земля, здравствуйте, мои друзья. В: Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу здоровья, хорошего настроения.
Дети стоят в кругу. Слышится стук в окно. Воспитатель находит конверт. В: Что это за конверт? Кто- то бросил нам в оконце. Посмотрите, письмецо. Может это лучик солнца, Что щекочет нам лицо? Может это воробьишко? Пролетая, обронил? Может, кот письмо, как мышку. На окошко заманил? В: Ребята, от кого же пришло письмо? Вам хочется узнать? И мне интересно. Только вместо имени отправителя и обратного адреса – загадка. Загадывание загадки про пингвина. Вразвалочку хожу, как моряк, Розовый галстук, серый фрак. В Антарктиде среди льдин А зовут меня … п и н г в и н. В: Правильно отгадали. Письмо действительно пришло от Пингвина. Вот, что он пишет: «Дорогие ребята! Я живу в Антарктиде. Я устал от холода, а мне так хочется переехать жить туда, где всегда жарко. Помогите мне узнать хоть что-нибудь о самом жарком месте на Земле. С нетерпением жду ваших рассказов и фотографий". В: Посмотрите, Пингвин свою фотографию нам прислал. - А где у нас самое жаркое место на Земле? (Пустыня) - Почему она так называется? (Потому что там пусто) - Действительно ли там пусто? (Дети рассказывают, находят соответствующие картинки Называют: Деревья: саксаул белый и черный, Растения: верблюжья колючка, заразиха, осока Животные: джейраны, земляные зайчики, тонкопалый суслик, варан, перевязка, дикий степной кот, верблюды, черепашки, ежи, стрела змея, жук полосатик, тарантул. Птицы: саксаульный воробей, сыч, соловей тугайный. В: Все эти фотографии складываем в конверт, чтобы послать нашему любознательному Пингвину. (Воспитатель складывает картинки в конверт) - Ребята, чего больше всего в пустыне? (Песка) - Как вы думаете, откуда взялось столько много песка? Как образовалась пустыня? - Есть версия, что… (воспитатель загибает палец, а дети продолжают предложение) …на месте, где образовалась пустыня много лет назад было море, которое отступило или высохло. - Еще считается, что… (дети продолжают) большая часть песка нанесена в пустыню ветром. В: Ученые считают, что пустыня могла образоваться в результате разрушения гор. - А вам чего бы хотелось узнать о песке? (Дети задают вопросы воспитателю) - Какого цвета бывает песок? - От чего зависит цвет песка? - Одинакова ли форма песчинок у песка? - Отличаются ли песчинки по размеру? В: Чтобы ответить на них, я предлагаю вам отправиться в нашу лабораторию.. (Дети встают парами и вместе с воспитателем идут в Зимний сад. (Перед входом в лабораторию воспитатель напоминает детям правила поведения в лаборатории). Дети подходят к рисунку, на котором изображены горы. В: Посмотрите на этот рисунок, такие горы давным-давно занимали большую часть земной суши. Закройте глаза. Давайте представим, что мы с вами находимся в горах. Попробуйте почувствовать свежесть горного воздуха… (Проводится дыхательная гимнастика «Скалы – горы»: вдох - скалы напряглись, выдох - горы расслабились.) В: Ребята, перед нами камни. Возможно именно эти камни и были когда-то высокими скалами. Давайте рассмотрим их. (Вначале дети рассматривают большие камни, берут их в руки, определяют на ощупь (гладкие, шершавые, круглые, остроконечные), затем рассматривают камни поменьше. Воспитатель обращает внимание на размер камней (совсем маленькие, крупный песок) (Во время рассматривания камней, воспитатель поясняет): В: Под воздействием ветров, дождей, холода и жары крупные глыбы разрушались, измельчались. В результате образовалась галька. В: Как вы думаете, что происходит после разрушения гальки? (Получается песок) Вывод: Правильно, песок это то, что осталось от скал и обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце разрушали горы, раздробили камни и превратили их в миллионы мелких песчинок. В: Ребята, в нашей лаборатории оборудован мини-музее песка. Здесь мы как настоящие исследователи проведем опыты с песком и узнаем о нем много интересного, а заодно ответим на вопросы нашего Пингвина. - Надевайте спецодежду.(Дети надевают фартуки) - Вы знаете, что песок бывает разным? (да) - А какие виды песка вам известны? (речной, морской, карьерный) - Чем отличается речной песок от карьерного? На первый взгляд они все одинаковы. Опыт 1. Давайте рассмотрим вначале речной песок под лупой. А, помните вы мне задавали вопросы про песок , сейчас мы найдем ответы на них. - Какого он цвета? (речной песок серый) - Одинакова ли форма у песчинок? (есть песчинки овальные, а есть с острыми кончиками) - Отличаются ли песчинки по размеру? ( речной песок крупный) В: А теперь рассмотрим карьерный песок. (У каждого ребенка разноцветный песок) - Какого цвета песок? (инд. опрос.) - Как вы думаете, от чего зависит цвет песка? (от цвета глины, которая находится над песком в земле) - Какая форма у песчинок? (круглая) - Песчинки карьерного песка какие по размеру? (мелкие) Вывод: Речной песок отличается от карьерного по цвету, форме, размеру.
В: Обратите внимание на многообразие песка в нашем мини-музее. (Воспитатель берет в руки контейнер с глиной.) - Как вы думаете, что это такое? (глина) - Вы уверены? Уж очень похоже на песок… (показывает на контейнер с песком похожего цвета) - Проверим? (дети соглашаются) Чем же песок отличается от глины? Опыт 2: возьмите стаканчики с песком и аккуратно насыпьте немного песка на поднос. - Легко ли сыплется песок? (легко) (дети дуют на песок из трубочек). - Что происходит с песчинками? (они легко двигаются, сдуваются) - А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. (глина слиплась в комочки и ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.) - Затем подуем на комочек глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так быстро, легко, как песчинки? (нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Вывод: Песок рыхлый, песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины нет. В: А в чем вы еще видите отличие между песком и глиной? (песок пропускает воду, а глина нет) давайте убедимся в этом Опыт 3. В воронку положите кусочек (губки) и заполните сначала песком, а затем и глиной. (Дети в вдвоем работают, один кладет песок, другой глину. Наливают воду.) - Из какой воронки вода быстрее исчезла? (из той, где находится песок) Вывод: быстрее всего вода пробегает сквозь песок. Глина не пропускает воду, ее частички слиплись, и вода не может найти себе место среди них. В: Ребята, мы с вами уже немало знаем о песке и глине. - Где используют глину и песок? (из глины делают глиняную посуду, стеклянные и керамические вазы, тарелки.) (речной песок применяют в строительстве, а карьерный употребляется при изготовлении бетона, стекла, наждачной бумаги, фильтров для очищения воды и в песочных часах)
В: А, еще песком рисуют картины. Представьте, что мы с вами художники и будем рисовать картины, только вместо красок у нас будет песок. Перед вами пейзажи давайте украсим их песком.( Дети по 2 человека встают около столов песок 3-х цветов приготовленный, рисуют. Алсу и Руслан используют еще и коктельные палочки. Инд.опрос.)
В: Ребята, мы ответили на все вопросы, которые интересовали Пингвина. А ехать ему в пустыню или нет, пусть решает сам. Мы собрали для него много информации и даже фотографии положили в конверт. - Как вы считаете, сможет ли Пингвин, привыкший жить в холоде, жить в самом жарком месте на Земле? Почему?
В: Ребята, вы молодцы, показали себя настоящими исследователями. А на память о нашем занятии, мне хотелось наградить вас значками «Юный исследователь».
|