МБДОУ ЦРР ДС № 26 «Петушок» Воспитатель Кузьминская В.А Краснодарский край г.Туапсе
Сценарий - конспекта НОД на тему «Лаборатория профессора Всезнамуса» для детей подготовительной группы
Образовательная область: Познавательно-речевая, социально-коммуникативная. Цель: Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой. Развитие представлений о явлениях неживой природы. Задачи: Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда. Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
Скачать конспект
Развивающие: Развивать познавательный интерес детей, творчество, умение мыслить логически. Закреплять умение подбирать прилагательные. Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитательные: Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе. Методы и приемы -Показ -Художественное слово -вопросно-ответные приемы -поисково-познавательные Словарная работа: Поземка, вьюга, буран, студеная, лютая, «мороз щиплет». Дидактический наглядный материал: Иллюстрации зимнего пейзажа, емкости со снегом и льдом, формочки, одноразовые ложки, пластиковые стаканы, блюдца.
Ход мероприятия I. Начальный этап. Дети, послушайте стихотворение и подумайте, о чем в нем говорится. Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица – Белокоса, белолица. Как махнула рукавом – Всё покрыла серебром. Воспитатель: - Как вы думаете, о каком времени года рассказывается в этом стихотворении? Верно, о зиме. Ребята, кто догадался, что это за тройка скакунов в санях? Да, тройка скакунов, запряженных в сани - это три зимних месяца. Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). -Ребята, какие зимние явления вы знаете? Как вы думаете, что такое позёмка? -Это снег, переносимый ветром низко над землей без снегопада. -Про какое зимнее явление говорят - метёт? ( Метель). Метель или вьюга, буран – это ветер со снегопадом. А если зимой очень морозно, метут метели, какая тогда зима? (Морозная, студёная, лютая, снежная). -Ребята, мы с вами сегодня в лаборатории профессора Всезнамуса, он очень любит проводить исследования. Мы не зря сегодня говорили зиме, так как профессору Всезнамусу больше всего нравятся опыты со снегом и льдом. Всезнамус попросил нас стать его ассистентами и провести самостоятельно некоторые из его исследований. Воспитатель предлагает детям пройти к столу, на котором стоят емкости со снегом и льдом. - Ребята, посмотрите на снег - какой он? (белый, пушистый, мягкий, холодный). -Теперь рассмотрим лед, какой он? (гладкий, твердый, холодный, прозрачный). -Как вы считаете, что тяжелее снег или лед? Давайте проверим. II. Ход процесса деятельности. Опыт «Что тяжелее лед или снег?» Перед детьми стоят емкости с водой и бумажные салфетки. В одну емкость с водой дети опускают комок снега, а в другую кусочек льда. Дети наблюдают за тем, что произойдет с льдинкой и снегом. - Смотрите, снежный комок держится на воде и постепенно тонет. -Лёд не тонет, он тяжелее снега. -Ребята, что быстрее растаяло? Во что превратился снег? Значит можно сделать такой вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает. -Ребята профессор Всезнамус приготовил еще один опыт. Опыт «Имеет ли снег форму?» – Теперь нам предстоит узнать, имеют ли снег форму? – Посмотрите на снег. Как вы думаете, имеет ли он форму? – Давайте поместим снег в разные формочки и осторожно достанем. (Дети все проделывают). -Одинаковой формы они у вас получились? (Нет) А почему? -Это произошло потому что, снег не имеет формы, он бесформенный, приобретает форму того предмета, в который его положат. – Как вы думаете, что произойдёт, если сильно надавить на сделанные снежные фигурки? Верно, фигурки рассыпятся. Почему? (Снег непрочный, рыхлый).
Опыт «лед и снег» -Ребята, знаете ли вы, что для того, чтобы расчистить лед на дорогах, дворники посыпают его солью? Почему они это делают? Давайте посмотрим, что при этом происходит. -Возьмите два кубика льда, положите на блюдце. Один посыпьте солью, а другой оставьте как есть. Посмотрим, что будет происходить с льдинками. Кусочек льда, посыпанный солью, тает гораздо раньше, чем простой лед. Обратите внимание, соль как бы "проедает" в нем дырочки. Это происходит вот почему, когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки мы получаем солевой раствор. А он замерзает дольше, чем чистая вода - поэтому и лед, посыпанный солью, начинает таять быстрее. Опыт плавает ли лед? -Давайте узнаем, может ли лед плавать. Для этого кубик льда поместим в стакан с водой. -Смотрите, лед не тонет из-за того, что при замерзании в нем обычно остаются пузырьки воздуха и трещинки, а еще у льда плотность меньше, чем у воды, поэтому лед легче воды и плавает на ее поверхности. III. Заключительный этап. -Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Мы все дружно провели большую работу, давайте подведём итог. - Какие общие свойства у снега и льда? (В тепле тают, холодные на ощупь). -В чем различие льда и снега? (снег белый и рыхлый, лед прозрачный и хрупкий, лед тяжелее снега, лед легче воды). -А теперь давайте поиграем. Упражнение «Назови действие» (со «снежком») Воспитатель бросает снежок ребенку и говорит предложение, ребенок должен назвать как можно больше слов-действий. Зимой метель что делает?… (метёт). Ночью ветер в трубах… (воет, завывает). Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся). В лесу зимой голодный волк… (воет). Зимой медведь в берлоге…… (засыпает). Мороз щёки и нос… (щиплет, морозит, колет). Зимой вода в реке… (замерзает). Иней на ветках деревьев… (блестит, сверкает). Зимой снег всё вокруг… (накрывает, засыпает). Зимой насекомые… (прячутся, засыпают). -Молодцы, вы все хорошо справились. Давайте поиграем в игру Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз» Дети образуют два круга и берутся за руки. Один круг выстраивается вокруг белой снежинки, другой – вокруг синей. Дети идут по кругу и произносят слова: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки сверкают, звенят «Динь-динь!» По сигналу воспитателя: «Ветер!» все разбегаются врассыпную. По сигналу «Мороз!» нужно быстро построить круг вокруг своей снежинки и взяться за руки. Выигрывает та команда, которая первой построит круг.
|